Byzantofil

Византия: Анастасий I, Юстин I, Юстиниан I. Столичные дореформенные фоллисы VI века. Обзор меток на плече императора

38 posts in this topic

Столичные дореформенные фоллисы VI века. Обзор меток на плече императора.

 

Думаю, что многие любители византийской меди обращали внимание на странные символы, часто украшающие плечо императорского плаща на тяжелых столичных фоллисах (и не только столичных — но речь сейчас именно о константинопольских выпусках) Анастасия, Юстина Старшего и раннего Юстиниана I.

 

Главная проблема при сборе статистического материала — это либо плохая сохранность монет (рисунок сильно потерт), либо небрежная чеканка, и в результате слабый удар часто не вдавливает медь до дна рельефа штемпеля, и в результате непрочеканки не видно не только того, что изображено  на плече императора, но часто ни уха, ни глаза.

Тем не менее, после просмотра определенного массива, как в оригинале, так и в виде фото, выстроилась примерно такая картина:

 

 1. Анастасий I

 

Крупные пореформенные фоллисы Анастасия не отличаются разнообразием меток. Чаще всего их нет вовсе, но при этом складки плаща начинаются низко, а плечо украшена широкой двойной каймой (тип 1 на рисунке ниже). Тип 2 аналогичен первому, но двойная кайма узкая, такой она останется на всех более поздних типах. Тип 3 можно назвать первой полноценной плечевой меткой. Скорее всего, это хрисма с поперечной перекладиной, вписанная внутрь овала, сама хрисма больше напоминает восьмиконечную звезду.

Anastasius metki.jpg

7

Share this post


Link to post
Share on other sites

2. Юстин I

Именно с фоллисов Юстина возникает наибольшее разнообразие типов плечевых меток. Тип 1 — подобен типу 2 у Анастасия (узкая кайма, а метка отсутствует). Типы 2-4 представлены разнообразными комбинациями вписанных одна в другую концентрических окружностей. Тип 5 — весьма оригинальный тип метки с ромбом, украшенным посредине точкой. Типы 6-8 похожи на всевозможные варианты хрисм, так например, тип 6 — это хрисма в виде шестилучевой звезды, тип 7 — аналог типа 3 Анастасия, а ее вариант — это тип 8, только здесь в круг вписана не 8-конечная, а 6-конечная звезда — то есть тоже хрисма, но более классического типа.

Justin I metki.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

3. Юстиниан I

У Юстинана я насчитал 8 типов, некоторые из них повторяют уже известные ранние типы, а некоторые типы совершенно новые.

Тип 1 — уже знакомое пустое плечо — у Юстиниана встречается нечасто, зато тип 2 с двумя окружностями весьма распространен. Тип 3 подобен типу 2, но вместо внутренней окружности набита просто крупная точка. Тип 4 весьма интересен, и при этом не так уж редко втречается, хотя и уступает типам 2, 5 и 6 по распространенности. Это новый тип хрисмы, сочетание буквы Ро и простого креста. Типы 5 и 6, как я уже сказал, широко распространены, и отличаются лишь степенью насыщенности хрисмы-звезды. Интересной разновидностью является тип 7 — по сути это тот же тип 6, но с тремя дополнительными точками по низу звезды. Возможно, прихоть резчика, но я видел несколько таких монет, возможно, одноштемпельных. Ну и, наконец, тип 8 — по сути, повторение такого же типа 8 у Юстина, и встречается он не часто.

Justinian I metki.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итак, ниже я разместил таблицу замеченных мной типов плечевых меток. Для Анастасия характерно частое отсутствие меток (тип А c разной шириной каймы), Юстин I часто встречается с вариантами меток C, D, G, H, а для Юстиниана I характерными плечевыми метками являются G, H, C, D и L. Что интересно, мною не замечено связей отдельных оффицин с какими-то определенными типами меток.

Tabliza metki.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Странно, я всегда по незнанию думал что это наплечник из ткани  от накидки и его рисунок соответствует расцветке и узору ткани и не несет сакрального или тайного нумизматического смысла.

!000- 000.1 ааа. 0 м1.а2 ааа1 02.123.1.1.jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Никакого тайного смысла нет. Есть лишь некий набор графически решений мастеров, резавших штемпели, и не более того. Идеи связи меток с оффицинами или с индиктами я не разделяю.

Edited by Byzantofil
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Byzantofil сказал:

Есть лишь некий набор графически решений мастеров, резавших штемпели, и не более того. 

Извините, тема совсем не моя, но мне КААЦА что это даже мастера не придумывали, а копировали рисунок одежды. Заметьте вы сами подчеркнули - это монеты СТОЛИЧНЫЕ, а значит именно мастера этого МД видели чаще всего монарха в живую. Вот что видели, то и копировали.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не думаю. Как в старой песне: "...Зачем делать сложным, то, что проще простого?" :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Byzantofil сказал:

Не думаю. Как в старой песне: "...Зачем делать сложным, то, что проще простого?" :)

Именно, я одно время тоже морочился о логике рисунка папских столл на пиастрах. Пока не убедился, КАКУЮ ПАПА НАДЕЛ, такую художник и нарисовал.

диван_LI (2).jpg

диван1_LI.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласен. Но фоллисы VI века не резали с натуры. Портрет абстрактен, это не римские денарии. Время другое.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Byzantofil сказал:

Согласен. Но фоллисы VI века не резали с натуры. Портрет абстрактен, это не римские денарии. Время другое.

Я не говорю что император позировал. Но художник-резчик до того как приступить к работе видел императора и передавал увиденное монете.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он просто передавал моду времени. В Кизике на мон.дворе тоже ставили узор на плече в виде нескольких точек. Это ничего не значит.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 минут назад, Byzantofil сказал:

Он просто передавал моду времени. В Кизике на мон.дворе тоже ставили узор на плече в виде нескольких точек. Это ничего не значит.

Мы с вами можем муссировать эту тему еще долго, проще найти виноватого.

Josh идеальный кандидат со своими вопросами.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Brios сказал:

проще найти виноватого.

Josh идеальный кандидат со своими вопросами.

Это вы ловко придумали :hihi:

 

Автору темы спасибо за аналитику .... "люто плюсую"   в репутацию.   Побольше таких обобщающих , глубоких тем хочется видеть на форуме .

 

13 часов назад, Brios сказал:

я всегда по незнанию думал что это наплечник из ткани  от накидки и его рисунок соответствует расцветке и узору ткани и не несет сакрального или тайного нумизматического смысла.

Если честно , всегда был уверен , что это схематическое изображение "металлической" парадной фибулы ....

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Brios сказал:

Josh идеальный кандидат.... 

Добрый день! Вот так и всегда.... Уважаемые люди, мэтры, столпы Отечественной и мировой нумизматики! Не побоюсь этого слова - яркий луч света в темноте и беспробудном невежестве нас   вечных начинающих. И как... Прямо тапком..... А я..... А мы...... А они....  Я вот прям сейчас хотел еще 5 (пять) вопросов спросить! И тем самым уменьшить тяжелую ношу невежества.....Пойду плакать:muzhik:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Простите за беспокойство и неуместную "любоззнательность", уважаемые эксперты! А можно еще вопрос? :muzhik:

Один господин из "дальнего зарубежья" говорил о Sear 163 чекана Константинополя:   "В 542 году в Константинополе бушевала чума, от которой Юстиниан тоже серьезно заболел. Некоторые фоллисы 542 и 543 годов из столицы изображают императора на подбородке с изуродованным, как  с "чумной шишкой", лицом. После выздоровления императора люди вернулись к обычному портрету".

    На сколько это верно?

П.С. В каталоге пишут: 132 known combinations...

 

 
 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Никто не знает. Это оригинальная версия Анри Потье, весьма уважаемого исследователя. Он напечатал в 2010 году в известном нумизматическом сборнике у мадам Сесиль Морриссон статью на эту тему. Действительно, в это время наблюдается странная одутловатость на лице Юстиниана на столичных фоллисах, которые Потье принимает за бубоны — две шишки на шее у больного этим видом чумы. Многие коллеги Потье к этой версии не отнеслись всерьез, как я понимаю. Могу поделится фото страниц (в личных сообщениях), если читаете на французском. Потом расскажете :)

Потье.png

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Огромнейшее спасибо!!!

Пришлите пожалуйста. Я попробую перевести и выложить.

 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прошу прощения, я уже нашел. Сейчас выложу перевод

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сесиль Морриссон Travaux et Mémoires 16, Paris 2010, pp. 685-691.

Сорри за корявый перевод:muzhik:


ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН, ПЕРЕЖИВШИЙ БУБОННУЮ ЧУМУ 542года.
         Обычно считается, что императорский бюст на монетах, особенно монетах Византии, является чисто условным и символическим. Счиалось, что при создании этих портретов гравировщики не заботились о правдоподобности. Это мнение должно быть подтверждено: идеализирование на монетах греков, реализм на монетах римлян. На что обращаем внимание при втрибуции - форму лица, бороду, усы или атрибутами императорской власти, иногда детали, которых достаточно, чтобы отличать различных императоров друг от друга. Иногда отмечается физическое развитие (старение, возмужание и т.д.) императора во время его правления. Например  -  Ираклий изображается вначале без бороды или с короткой бородой, а затем с длинной.

          Наблюдение за деформациями лица Юстиниана на монетах, отчеканенных в Константинополе в 15 и 16 годы царствования, заставило задуматься, а реально ли  это. Различные аспекты так называемой Юстинианской пандемии чумы были подробно изучены Статакопулосом (Stathakopoulos). Они были основана на симптоматике, предоставленной византийскими авторами, в основном Прокопом (Procope), и на последних эпидемиологических исследованиях. Начиналась эта эпидемия в дельте Нила в 541 году, далее обрушившась на Ближний Восток, Италию, Африку и Галлию. Первые случаи заражения появились в столице Византии в середине весны 542 года, а затем  чума распространялась с чрезвычайной вирулентностью в течение примерно трех или четырех месяцев.

           Возвратимся к нумизматике: 15-й год правления соответствует периоду с 1 августа 541 года по 1 августа 542 года. Эпидемия чумы развилась скорее всего  в четвертом квартале 15-го года и закончилась через четыре месяца, в начале первого квартала 16-го года. Вполне вероятно, что Юстиниан заразился бубонной чумой в начале четвертого квартала 15-го года. По информации врачей того времени, у людей, переживших первые 4-5 дней высокой температуры восстановление обычно занимало 3-4 недели. "Нестандартный" портрет Юстиниана виден в течение 15-го года правления и исчезает в течение 16-го года, причем чеканились эти монеты только в Константинополе. Отметим, что статистическое наличие монет с нормальным и "нестандартным"  бюстом в одинаковых пропорциях в течение всего 15 года позволяет предположить, что "ненормальный" бюст появился во второй половине того же года. Он  так же чеканится в первой части 16-го года,  в то время как в 17-м и последующих годах таких монет обнаружено не было. Лицо на монетах после 17-го года соответствует человеческому лицу 12-14 лет, т.е. не подвержено "уродству". Пример - мозаика в Равенне.

Монеты императора с деформированным лицом наблюдаются  только в 15 и 16 годах правления. Таким образом, это не "неквалифицированность" гравера, а введение нового иконографического портрета. Более того, гипотеза о том, что сохранение искаженного типа в начале 16 года явилось результатом использования "не тех" штемпелей, которые имелись в наличии еще от 15 года, должна быть отвергнута. На самом деле, снижение веса стандартов в 16 году привело к уменьшению заготовок и  круга диаметром от 35 мм до 29 мм. Это изменение, наблюдающееся на протяжении всего 16 года, устраняет любые сомнения в датировках.

Далее он описывает портреты и доказывает, что они разные в 15 и 16 годах.

 

1.thumb.jpg.1ef193c44df2780fe33c7fd1fad3ee96.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

При более внимательном рассмотрении монет, видно, что портреты были  вырезаны двумя разными способами в зависимости от датировки. Это различие особенно хорошо иллюстрируется вышеупомянутыми экземплярами: BN AE/58 от 15-го года по сравнению с BN AE/67 от 16-го года. В 15 году "нестандартные" портреты были получены путем ретуширования нормальных портретов этого года. Их подгравировывали, чтобы увеличить объем нижней части лица. Результат, наблюдаемый на "нестандартных" монетах, на первый взгляд может показаться износом. Это не так: износ сначала затронул бы выступающие части лица, нос и арки бровей, а мы видим местное изменение лишь нижней части лица. Углы губ и борозда между ртом и щеками стерты. Лицо выглядит как лицо трубача, когда он играет на трубе . "Нестандартный" портрет 16-го года правления отличается от предыдущего портрета 15-го года: на уровне нижней челюсти отчетливо видно локальное опухание с обеих сторон лица. Эти элементы, несомненно, являются частью оригинального штампа,  который сделан "с натуры"  в начале 16-го года. Можно предположить, что необходимость большого производства в течение 15-го года является причиной выбора решения о "подгравировке", а не о новых штемпелях,  как  в 16-м году.

 

На основе анализа нескольких коллекций, оказывается, что "нестандартные" фоллисы (М) и полуфоллисы (К) составляют немногим более половины от общего объема производства 15-го и 16-го годов. Если во время чумы, т.е. в течение 4-5 месяцев, "нестандартные" монеты чеканили только один раз, то это означает, что объем производства должен был бы быть значительно более интенсивным, чем до и после эпидемии. Этот рост производства, возможно, был связан с желанием Юстиниана и его действиями по оказанию помощи населению Константинополя при помощи раздачи денег, о чем сообщает Прокоп. Это была попытка коммпенсировать трудности, возникшие в результате прекращения практически всей промышленной и коммерческой деятельности в столице во время эпидемии. Этот процесс "перепроизводства" монет остановили сразу же, когда условия жизни улучшились в октябре 542 года.

 

В заключение можно сказать, что "чумные" монеты с деформированным лицом чеканились в период, который имеет начало от начавшийся болезни Юстиниана и во время которого, без сомнения, в столице царила чума. Использование изображения больного императора в пропагандистских целях возможно и логично. Население страдало от трудностей с обеспечением города товарами и от отсутствия вмешательства властей, которые были бессильны перед лицом масштабов катастрофы. Невозможно было обеспечить эвакуацию и захоронение пострадавших от чумы на ежедневной основею По данным Прокопа, в день погибало до 10 тыс. человек, а за четыре месяца - более 300 тыс. человек, или около 40% населения Константинополя.

 

Модификация иконографии монет, вероятно, имела символическое значение. Скорее всего это могло быть ответом императора на недовольство народа: "Я тоже страдаю от этой болезни".  Или, возможно, тогда, когда он был вылечен, это было обращением: "Я избранный Божий, Божественная защита позволила мне преодолеть эту болезнь".

 

 

 

 

 

Огромная смертность и дальнейший демографический дефицит в Средиземноморском бассейне в результате эпидемии чумы имели драматические экономические последствия. Регресс сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности привел к падению доходов государства, что в принципе может объяснить сокращение политических целей Юстиниана. Были пересмотрены крупные экономические проекты и военные операции. Это также объясняет и трудности, с которыми столкнулись его преемники. Скорее всего, это также способствовало ослаблению империи и "возможностей" императора Юстиниана.

Последствия пандемии также  имеют нумизматический отголосок.  Ухудшение экономической ситуации было отмечено регрессом денежного производства, а также постепенным снижением веса моннет.  Крупные монеты 12-15 годов, к концу правления Юстиниана потеряют почти треть своего веса. Более того, необходимость быстро чеканить большое количество монет при помощи пяти официн может объяснить более грубый стиль "чумных" портретов.

Не являясь подтверждением гипотезы об изображении больного императора на некоторых "нестандартных" монетах 15-го и 16-го годов правления, эти выводы дают ей тем не менее определенную вероятность. По крайней мере,  устанавлена связь между чеканкой "нестандартных" монет и временным периодом, когда в Константинополе царила чума.

 

П.С. Еще раз прошу прощения за корявый перевод :muzhik:

С уважением, Josh

 

 

 

 

Источник:

novyi_tochechnyi_risunok_(6-1).thumb.jpg.010d940dc2d7bc6d1ada2f6732284605.jpgnovyi_tochechnyi_risunok_(6-2).thumb.jpg.2f3b78d94baf293efb5c1a722c28646b.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, давно хотел ознакомиться.

Вопрос в том, сколько по времени рассасывается опухоль вокруг лимфоузлов. Острая фаза длится неделю. Это я к тому, долго ли Юстиниан ходил такой красивый, чтобы попасть на монеты. Хотя, если рассматривать портрет как некий посыл, типа "я с вами" то тогда оно конечно возможно.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
В ‎14‎.‎12‎.‎2020 в 21:12, Byzantofil сказал:

Столичные дореформенные фоллисы VI века. Обзор меток на плече императора

Добрый вечер!

Простите, а на эту тему, не подскажите, может есть где-нибудь  что-то  почитать?

С уваженеим, Josh

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На какую тему, меток?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 минут назад, Byzantofil сказал:

На какую тему, меток?

Да, если можно. 

У меня пока не получается найти что-нибудь более или менее обощенное

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

Магазин Coins.su Рекламодатель, купи рекламу на форуме