E-cat

Полоцкие епархиальные ведомости

37 posts in this topic

Полоцкие епархиальные ведомости 1874-1918 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/11110/

 

Буду выкладывать разные материалы из Полоцких епархиальных ведомостей.

 

Начну с русско-турецкой войны 1877-78. 

 

№21, 1 ноября 1877

Именной списокъ нижнимъ чинамъ, поступившимъ на службу изъ витебской губерніи, убитымъ въ сраженіяхъ съ непріятелемъ въ 1877 году.

 

Убиты подъ Плевной, 18-го Іюля

117 пѣхотнаго Ярославскаго полка

2) Унтеръ-ОФицеръ Ананій Прохоровъ Прохоровъ, Себежскаго уѣзда, д. Церковки.

 

Съ 19-го по 23-е Августа подъ Пелишатомъ

62-го пѣхотнаго Суздальскаго полка

Рядовые:

8) Давыдъ Емельяновъ Завруінкинъ, Себежскаго уѣзда, д. Вербилова.

Барабанщики:

16) Матвѣй Михайловъ Михайловъ, Себежскаго уѣзда, д. Боровиковъ.

 

63-го пѣхотнаго Углицкаго полка

Рядовые:

26) Калина Григорьевъ Григорьевъ, изъ кресть­янъ Рѣжицкаго уѣзда, Тискадской волости.

(Интересно, не из загадочных ли он режицких панцирных бояр?)

 

№4, 15 декабря 1877

ИМЕННОЙ СПИСОКЪ нижнимъ чинамъ, поступившимъ на службу изъ Витебской губерпіи, убитымъ въ сраже­ ніяхъ съ непріятелемъ въ 1877 году

 

Убиты: 30-го и 31-го августа, подъ Плевною

62-го пѣхотнаго Суздальскаго полка 

1) Фельдфебель Кузьма Тимоѳеевъ Бобовикъ, Себежскаго уѣзда,, д. Небановки.

 

64-го пѣхотнаго Казанскаго полка

Унтеръ-офицеры:

25) Филиппъ Петровъ Петровъ, Себежскаго уѣзда, Жанвильской вол., д. Островки.

37) Григорій Францевъ Шипило, города Полоцка

Рядовые:

46) Тимоѳей Дмитріевъ Ѳедоровъ,Себежскаго уѣзда, Ровенскаго общества.

51) Иванъ Борисовъ Залызовъ, Себежскаго уѣзда, Сутокской волости, д. Чернова.

 

№2, 15 января 1878

Именной списокъ нижнимъ чинамъ, поступившимъ на службу изъ Витебской губерніи, убитымъ, безъ вѣсти пропавшимъ и умершимъ отъ ранъ въ сра­женіяхъ съ непріятелемъ въ 1877 году

 

Убиты въ августѣ мѣсяцѣ

63-го пѣхотнаго Углицкаго полка

Рядовые:

57) Дмитрій Кондратьевъ Базылевъ, изъ кресть­янъ Невельскаго уѣзда, Гультяевской волости, Бѣль­скаго общества.

 

№3, 1 февраля 1878

Именной списокъ нижнимъ чинамъ, поступившимъ на службу изъ Витебской губерніи, убитымъ, безъ вѣсти пропавшимъ и умершимъ отъ ранъ въ сра­женіяхъ съ непріятелемъ въ 1877 году

 

Убиты въ августѣ мѣсяцѣ

63-го пѣхотнаго Углицнаго полка

Рядовые:

40) Филиппъ Никитинъ Фешковъ, изъ кресть­янъ Невельскаго уѣзда, Гультяевской волости и об­щества.

 

№15, 1 августа 1878

Именной списокъ ніжнимъ чинамъ, посту­пившимъ на службу изъ Витебской губер­ніи, убитымъ, безъ вѣсти пропавшимъ и умершимъ отъ ранъ въ 1877/8 году

 

Убиты въ Августѣ мѣсяцѣ

36-го пѣхотнаго Орловскаго генералъ-фельд­маршала кпязя Варшавскаго графа Паскевича- Эриванскаго полка

3) Аѳанасій Михайловъ Михайловъ, витебской губерніи, себежскаго уѣзда.

 

25) Безъ вѣсти пропалъ 10-го гренадерскаго Малороссійскаго полка рядовой Николай Ивановъ Ивановъ, себежскаго уѣзда, д. Гончарова.

 

Умерли отъ ранъ въ 47 военно-временномъ госпиталѣ

64-го пѣхотнаго Казанскаго полка

Рядовые:

26) Иванъ Гришмановъ, себежскаго уѣзда

 

32) Безъ вѣсти пропалъ Лейбъ-гвардіи 2-го стрѣлковаго батальона стрѣлокъ Парфенъ Дмитріевъ Дмитріевъ, себежскаго уѣзда, д. Абалоня.

 

Убиты

Лейбъ-гвардіи Литовскаго полка

38) Николай Ивановъ, себежскаго уѣзда, чернейской волости, д. Гончарова

 

Безъ вѣсти пропали. Въ декабрѣ 1877 года

64-го Казанскаго полка

Рядовые:

47) Яковъ Ѳоминъ Жуковъ, себежскаго уѣзда, аннинской волости, д. Людвиковъ

53) Анисимъ Фроловъ Фроловъ, себежскаго уѣзда, юстіановской волости

 

БЕЗЪ ВѢСТИ ПРОПАЛИ.

До Марта мѣсяца.

64-го Казанскаго полка

Рядовые.

59) Борисъ Яковлевъ Яковлевъ, себежскаго уѣзда

73) Иванъ Ивановъ Шелаевъ, себежскаго уѣзда

(Шалай из Гультяев?)

 

Въ сраженіи 28-го ноября 1877 года

10-го гренадерскаго Малороссійскаго полка

80) Николай Ивановъ Ивановъ, себежскаго уѣзда.

 

УБИТЫ Въ Янвері 1878 года

63- го пѣхотнаго Углицкаго полка

Унтеръ-Офицеры:

81) Христофоръ Андреевъ Карпеевъ, себежска­го уѣзда, чайкинской волости

Share this post


Link to post
Share on other sites

№3 и №4, 1-15 февраля 1874

Возстановленіе православной епископской каѳедры въ г. Полоцкѣ

 

Исторический обзор.

 

Въ началѣ 1834 года въ полоцкой епархіп было <...> 100 церквей, а именно: <...> (въ гультяевскомъ благочиніи) гультяевская, глабаевская, болоздыпекая, мошенинская, краспобережская, кадоловская, комшанская, сапроповская, трехалевская, (въ себежскомъ благочиніи) себежская, кицковская, езерищенская, съ приписной бѳрезяyскою, ясская, сутоцкая, прихабская

Восстановление православной епископской кафедры в Полоцке.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Иосафат Кунцевич

Родился будущий униатский деятель в 1580 г. в городе Владимир-Волынский, при рождении назван Иваном, фамилия Кунцевич. Изначально был крещен в православной вере, так как родители были православными людьми. Иван вместе с семьей переехал в Вильнюс, после подписания унии в Бресте в 1596 г. , когда была предпринята попытка католиками объединить христиан греческого и латинского обрядов в одну веру. Стоит отметить, что объединение предполагало строгое сохранение католических догматов, и полное подчинение Римскому Папе, и лишь сохраняло только видимую часть православного богослужения, имеется в виду греческая традиция литургии с церковнославянским языком. Активно уния поддерживалась, в основном католиками, но имелись случаи, когда православное духовенство также принимало унию. Ревностно принял всем сердцем унию Иван, и в 1604 г. принимает монашеский постриг, и нарекается Иосафатом. Почти сразу он начинает издавать труды на тему единения церквей под предводительством Папы Римского, активно ведет проповеди среди православного населения, с целью обратить всех в унию, за что его прозвали среди православного населения «душехватом». В 1609 г. католический архиерей поставляет Иосафата в священнослужителя, и в 1613 г. его назначают игуменом Жировичского монастыря, который Виленский трибунал заставил принять унию насильно. В 1614 г. Кунцевича назначают архимандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильнюсе, захваченного у православных. И спустя недолгое время Кунцевич отправляется в Киев, для агитации переходить православное население в унию. В Киево-Печерской лавре монашествующие отказали принимать унию, но Кунцевич видя их упорство, стал говорить вещи, которые возмутили монахов, которые сильно избили его за речи. В 1618 г. он становится Полоцким архиепископом, он активно разворачивает свою униатскую деятельность в епархии. Избавляется от "ненужного" контингента среди духовенства, которые не особо изъявляли желание служить унии, продолжает навязывать идею единения церквей под покровительством Папы Римского. Местному православному населению такая деятельность пришлась не по душе. Когда Кунцевич пытался посетить Могилев с пастырским визитом, то власти заперли перед ним ворота и пригрозили ему, на что Кунцевич тотчас пожаловался королю Сигизмунду III, который немедленно расправился с непокорными. Зачинщиков восстания казнили, все православные церкви были отобраны и переданы униатам, а на население наложили огромный штраф. Также Кунцевич добился у короля подчинения ему всех православных приходов, полоцкой земли. После чего начал угрожать верующим, и ждал повиновения ему в принятии унии, в ином случае обещал лишить православное духовенство приходов, и отдать их в распоряжение униатам. В 1620 г. в Киев приезжает Иерусалимский патриарх Феофан III, который пытался восстановить пустующие после принятия унии православные кафедры. В Киеве он совершил хиротонию трех архиереев, которых поставил служить вместо трех существовавших, что очень не понравилось католикам, и было расценено как призыв к бунту против католических епископов. Иосафат Кунцевич вызывал огромное недовольство среди православных, и даже со стороны католиков имелись негативные отзывы о его деятельности. Поступало огромное количество жалоб, в которых он обвинялся как изувер. По одной из жалоб его обвиняли в том, что он приказал достать тела умерших православных и кинуть на съедение собакам.

Канцлер Великого княжества Литовского, Лев Сапега, известный своим благоволением к унии настоятельно просил Кунцевича прекратить бесчинства над православными, говоря, что его бесчиния и надругательства над православными дают лишь только дополнительные хлопоты государству, добавляя ненужное беспокойство. И нисколько он не оправдал Кунцевича, что тот рассправлялся с неуниатами убийствами, толерантность тогдашнего государства просто не имело никакого смысла в такой деятельности. Кунцевичу не давала покоя мысль, что православные не хотят ни под каким предлогом принимать униатство, бесконечно называя их еретиками, пытаясь заместить православное духовенство католическим, считая что он отстаивает свои права.

12 ноября 1623 г. во время пребывания Кунцевича в Витебске, православные напали на его дом и убили Кунцевича. Слуги Кунцевича заперли одного православного священника в доме, и люди узнав про это, решили использовать это как возможность расправиться с Кунцевичем. Кунцевич не зная о происходящем, приказал выпустить священника, но уже было поздно, разъяренная толпа ворвалась в его дом и принялась до смерти избивать его, после чего истекающее кровью тело мертвого Кунцевича проволокли через Витебск и сбросили в реку. За убийство Кунцевича правительство около 100 человек приговорило к смертной казни, город лишили самоуправления, с ратуши и церквей сняли колокола. Также жители должны были отстроить на свои средства храм, при котором служил Кунцевич. Вот так закончил свои дни ярый активист унии.

В католической церкви почитается как святой в лике блаженных.

Share this post


Link to post
Share on other sites

хм... и кем были предки?

кстати похоже Езерище перешло ПОЛНОСТЬЮ. 3782 душ это очень похоже на всю волость

567542742.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
26 минут назад, нахалёнок сказал:

и кем были предки?

униатами наверняка, там выбора не было

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, Гришман сказал:

униатами наверняка, там выбора не было

ну почему. как вариант-староверы.

просто нет никаких запретов посещать храмы смежных религий. мелкие отличия между конфессиями конечно есть. но как вариант-староверы-поповцы.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

В МК 1801-1813 в нескольких записях крестный - униатский священник Нарбут, есть записи про повторное крещение. Правда, одна запись с пометкой "жена расколка" попадалась.

Share this post


Link to post
Share on other sites
38 минут назад, Гришман сказал:

крестный - униатский священник Нарбут

а почему нет? восприемником может быть любой христианин любого направления. католики часто мелькают

38 минут назад, Гришман сказал:

есть записи про повторное крещение

не совсем так. скорее это при переходе в православие совершался чин миропомазания. крещение может совершить любой христианин. миропомазание-только рукоположённый священник

38 минут назад, Гришман сказал:

Правда, одна запись с пометкой "жена расколка" попадалась.

странно что одна. хотя может или не отмечали или сами не говорили. староверство было в РИ экономически невыгодно-двоеданство

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, не отмечали, а где отметили, то по недосмотру. Если священник знает, что человек раскольник, напишет в исповедке, что у исповеди не был по расколу.

В метриках 1870-1910 некоторые девицы регулярно рожают незаконнорожденных детей, в крёстных родственники. Там явно непризнанный официальной церковью брак, вряд ли бы родственники терпели гулящих столько лет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 минут назад, E-cat сказал:

что у исповеди не был по расколу.

1-некорректно так называть. корректно-староверы

2-далеко не все староверы отрицали исповедь

20 минут назад, E-cat сказал:

В метриках 1870-1910 некоторые девицы регулярно рожают незаконнорожденных детей

это ты про Старо-Козлово? так это Москалёвы. это то понятно

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подберу выписки о тябутских случаях, давно хотела, а тут и тема поднялась.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, E-cat сказал:

В метриках 1870-1910 некоторые девицы регулярно рожают незаконнорожденных детей

кстати среди бояр как то это не было принято-очень немного записей о незаконных

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Кицково:

21.04.1835 Александра = Андрей Ефремов + Мария Семенова (д. Клишино, казак Езерищ. Войтовства проживающий в д. Клишино, жена расколка)

Тимофей Васильев (д. Пристань)

Мирон Иванов Перепеч + Пелагея Иванова (д. Клишино)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попалась интересная статья про старообрядцев Себежского уезда.

https://protopop-avvakum.ru/k-ya-kozhurin-sebezhskie-fedoseevcy-v-borbe-za-veru/

 

Один из старообрядческих центров располагался в деревне Яковлево Могилянской волости. Знакомые места :D

 

Некоторые выдержки из статьи.

 

Деревня Яковлево известна как один из центров старообрядчества ещё с конца XVIII века. 2 октября 1826 г. себежский земский исправник доносил витебскому губернатору: «Исполняя предложение Вашего Превосходительства последовавшее ко мне от 26-го минувшего сентября за № 321 имею честь Вашему Превосходительству донести, что в Себежском повете состоят две старообрядческия моленныя в коих оне совершают Богослужение. 1-е. Князя Константина Огинскаго в деревне Яковлеве; 2-е. помещика Ивана Потриковскаго в деревне Обителях и 3-я часовня на кладбище близ деревни Жалобна помещика Александр(а) Молля»

<...>

По показаниям панцирных бояр Непоротовского войтовства (из новообрядцев), когда построена Яковлевская моленная – они не помнят, но «после бывшего ополчения и прежде нашествия неприятеля в пределы России, то есть 1812 года, на оной моленной был устроен крест деревянный с обивкою досками в виде главы и при оной моленной прежде были колокола…»

<...>

В 1830 г. Яковлевская моленная была опечатана, однако спустя семь лет, 17 ноября 1837 г., она была распечатана, поскольку ее закрытие было признано незаконным:

<...>

Из произведеннаго дела по сему предмету Земским Исправником обще с духовным депутатом Чеботаревым розысканию открылось, что моленная таковая похожа более на небольшой дом вышиною 15, а шириною на 16-ть венцов, но чтобы были на ней главы и кресты, того не оказалось, а двадцать человек Непоротовских бояр и крестьян помещицы Бековой под присягою показали, что Яковлевская моленная выстроена прежде 1812 года, на коей хотя был устроен крест и находились колокола, но оныя отобраны и моленная после постройки починяема не была, разстоянием же она от благочестивых церквей: Кицковской 10 и Езерицкой в 15 верстах, да от Уницкой Могилянской в 10 верстах, более же церквей в близи не имеется…

<...>

Себежские староверы поддерживали достаточно активные связи со своими единоверцами из Прибалтики и Петербурга. Известны имена участников Варковского собора 1832 г. – первого в Прибалтике собора брачных поморцев, проходившего в Динабургском уезде. Из 35 наставников и начетчиков, участвовавших в Варковском соборе, трое были из Себежского и Невельского уезда. Это наставники Гавриил Антропьевич Могилянцов из деревни Яковлево (Себежский уезд), Захарий Леонович Смарыгин «Заполоцкой Обители» (д. Обитель Себежского уезда) и Самуил Васильевич Карпелев из деревни Репище (Невельский уезд).

<...>

Наставники Гавриил Антропов (полоцкий мещанин) и Захарий Смаригин (витебский мещанин) были привлечены к суду за «совращение разных крестьян в раскольническую ересь». 29 сентября 1844 г. Витебской палатой уголовного суда дело было решено. Обвиняемые «не повинились в совращении» и были от суда и взыскания оставлены свободными. По решению Комитета министров (на котором об этом деле министр внутренних дел докладывал лично) от 29 мая 1845 г. было решено: наставников «подчинить в отношении веры и образа жизни надлежащему надзору местного полицейского начальства, которому поставить в обязанность не дозволять сказанным Антропову и Смаригину отлучаться куда либо иначе, как по письменным видам и для законных только надобностей» [11]. Яковлевского и обительского наставников пытались «увещевать», склоняя к принятию новообрядчества или единоверия – 8 и 23 сентября 1845 г. священник Киселевской церкви Феодор Русаков и 3 и 27 сентября того же года – священник Езерищенской церкви Алексей Трубковский. Однако старообрядческие духовные отцы увещеваний не послушали. Дело затянулось до 1850 г.

<...>

Связаны были себежские староверы и со своими столичными единоверцами. Так, в 1847 г. при Волковской богадельне в Петербурге проживали 19-летний Агафон Андреев, крестьянин кн. Огинского из д. Больших Гвоздей (недалеко от Яковлево) и 62-летняя Хавронья Сафронова, крестьянка графа Молля из д. Хищневой. Оба были высланы из столицы по распоряжению петербургского обер-полицеймейстера

<...>

О смерти обительского настоятеля Захария Смарыгина известно из особого донесения от 14 ноября 1858 г., которое написал витебскому гражданскому губернатору архиепископ Полоцкий и Витебский Василий: «Бывший коновод раскольников в Колпинском приходе живущих Захарий Смарыга умер 9 августа и до 17 августа неизвестно почему не был зарыт; 17 же августа Смарыга погребен, погребение совершал могильнянский яковлевский коновод Иван Герасимов Романовский с каким то другим из Невельского уезда…»

<...>

В отчете о миссионерской деятельности Свято-Владимирского братства за 1897 г. говорится: «<...> В Старокозловичской церковно-приходской школе обучаются в настоящее время четыре мальчика из раскольников, ожидается поступление таковых в будущем»

<...>

5 декабря 1889 г. себежский уездный исправник доносил губернатору: «Имею честь донести Вашему Сиятельству, что в деревне Яковлево Могилянской волости существует раскольничья моленная федосеевскаго толка, построенная в 1810 году. В 1835 году моленная эта была опечатана, а чрез год вновь открыта. По предписанию бывшаго Витебскаго Губернатора от 24 сентября 1865 г. за № 10747 была разрешена починка этой моленной. В Могилянской волости население раскольников состоит до 148 душ, и по характеру раскольничьих начетчиков не остается без влияния на окружающих крестьян православнаго исповедания, как по большой развитости первых и материальнаго положения, вследствие чего имеют место случаи обращения православных в раскол. Так крестьянин деревни Яковцово, Езерийской волости, Павел Богданов находившийся в услужении у крестьянина деревни Яковлево Федора Мелихова, раскольничьяго наставника, совратился в раскол. Дознание по сему передано Себежскому Судебному Следователю 30 ноября 1888 года за № 2081. Также совратилась в раскол крестьянка деревни Гаврильцово Христинья Павлова и фольварка Замольцы мещанка Анна Сустова, чрез связь с раскольником.

<...>

5 марта 1890 г. себежский исправник доносил губернатору, что Яковлевская моленная им закрыта и опечатана [21]. Это произошло 3 марта 1890 г. [22]

Однако яковлевские староверы не сдавались. 14 марта 1890 г. на имя витебского губернатора поступило прошение на четырех страницах от уполномоченных Яковлевского молитвенного дома крестьян Могилянской волости деревни Яковлева Пимона Иванова Мелихова и деревни Верхнего Воза Ивана Романова Ныркова с просьбой о распечатании храма.

<...>

3 мая 1890 г. себежский исправник доносил губернатору: «мною закрыта и опечатана раскольничья моленная в деревне Яковлево. Между тем крестьяне Мелихов (наставник) и Зуев открыли моленную для раскольников в той же деревне, в общественном доме, находящемся при закрытой моленной, где живет Мелихов, а для собрания на молитву в известное время бьют в доску»

<...>

Наставник Федор Михайлов Мелихов вместе с крестьянином Игнатием Николаевым и Анастасией Павловой были привлечены к суду, но за отсутствием состава преступления освобождены 13 июля 1890 г. В связи с этим прихожане Яковлевской моленной вновь обратились к губернатору с просьбой распечатать моленную.

<...>

14 мая 1891 г. уполномоченный от общества крестьян-старообрядцев крестьянин деревни Исакова Григорий Козьмич Писев обратился с жалобой в правительствующий Сенат.

<...>

Во исполнение распоряжения себежский исправник доносил 11 марта 1894 г.:

«1) в деревне Яковлево Могилянской волости православных нет, раскольников же 73 души, в окружающих же ея с одной стороны на протяжении 10 верст деревнях Непоротовской волости жители исключительно одни православные около 1800 душ, с другой же стороны, в деревнях Могилянской волости на протяжении 13 верст православных 4200 душ, раскольников 1021, – совратившихся в раскол 63 – и родившихся от последних 64 души. Совращение в раскол последовало в 1864 и 1865 годах, но в 1889 году случаев совращения из православия в раскол не было. <...> 3) Закрытие Яковлевской моленной на уменьшение раскола в этой местности не имеет никакого влияния, за исключением однаго случая: крестьянка деревни Лужков Федосья Иванова, желая вступить в супружество с православным перешла из раскола в православие, но в 1892 году опять перешла в раскол, за что была судима Витебским Окружным Судом и только вследствие этого возвратилась к православию и в настоящее время исповедует православную религию; был также случай совращения из православия в раскол, а именно: крестьяне Могилянской волости дер. Исаково Матвей и Егор Григорьевы в начале 1892 года совратились в раскол, но 25 марта того же года возвращены к православию мерами Полиции.

<...>

Донесение на запрос, сделанный витебским губернатором, епископа Полоцкого и Витебского Александра от 18 марта 1894 г. (данные расходятся с данными исправника) гласило:

«1) В деревне Яковлеве – месте нахождения запечатанной моленной – православных жителей не имеется, раскольников же числится 48 душ мужскаго пола и 42 души женскаго; все они рождены в расколе и совратившихся из православия в среде их не имеется. В окружающих же деревню Яковлево селениях: Рубешках, Кошелеве, Трубине, Пристане, Глухареве, Ходыках, Савкине, Больших и Малых Гвоздах и других ближайших деревнях проживает православных 420 душ обоего пола, раскольников около 350 душ, родившихся в расколе и совратившихся, с давняго времени, 29 душ обоего пола… В общем же пропаганда раскола прекратилась и со стороны раскольников незаметно проявления прежняго фанатизма»

<...>

В рапорте младшего чиновника особых поручений Гнедовского на имя витебского губернатора от 11 ноября 1894 г. говорится: «<...> Между тем, Зародищенский священник о. Борис Лавровский, не получивший богословскаго образования, по своему преклонному возрасту едва ли может проявить такую энергию и деятельность, которыя необходимы для успешной борьбы с раскольниками» [34]. Кроме того, пересказываются еще два случая, связанные с оным священником: о том, как он требовал холст от девушки-восприемницы ребенка, крещенного им по настоянию начальства (ребенка староверки, «совратившейся в раскол»), а также о том, что яковлевский наставник дал ему меду в ответ на обещание похлопотать в Витебске об открытии моленной у местного архиерея. Уряднику он сказал, что не был городе, поскольку не мог отлучиться без ведома начальства, а наставнику тут же сообщил, что похлопотал и что владыка обещал помочь. Также говорится о том, что «священник Лавровский с давняго времени живет с наложницей, что особенно вредно может влиять в виду отрицания Яковлевскими раскольниками таинства брака»

<...>

Окружной миссионер, священник Киселевской церкви Митрофан Блажевич доносил 10 марта 1898 г. приставу 2-го стана Себежского уезда: «Священник Зародищенской церкви, отношением от 12 февраля настоящаго года за № 12, извещает меня, что, по заявлению, крестьян дер. Гребля Якова Григорьева и дер. Черемашинцы – Ивана Григорьева Каверзнева, раскольники, проживающие в пределах Зародищенскаго прихода, самовольно открыли в дер. Яковлеве Могильнянской волости новую моленную, тайно вынесли в нее из прежней – запечатанной иконы и другую утварь и, несмотря на запрещение каких бы то ни было “публичных оказательств”, позволяют себе пред богослужением бить в железную дску, звук которой разносится далеко по окрестностям; всеми такими противозаконными действиями они, по словам заявивших, производят смущение среди чад православной церкви. А посему считаю долгом своим вышеизложенное сообщить Вашему Высокоблагородию» [40].

«1898 года апреля 13 дня полицейский урядник 4 участка 2 стана Себеж. уезда Шершнев, вследствие личнаго поручения г. пристава 2 стана Себеж. уезда производил дознание о вновь открытой моленной в деревне Яковлеве Могилян. волости вместо запечатанной чрез спрос окольных жителей и оказалось: крестьянин дер. Осиповки Непоротовской волости Иван Герасимов Дроздецкий показал, что он православный живет в одной версте от селения Яковлево, знает, что моленная в дер. Яковлеве около 8-9 лет закрыта, при этой моленной есть дом служащий квартирой раскольническаго наставника, в одной комнате этого дома есть несколько икон небольших не больше 8-ми и небольшой столик который стоял и до закрытия моленной, тех же налоев и другой утвари которая находилась в моленной в этом доме нет, в доме этом помещается наставник и молится Богу по своему обряду. Порядок их служения не знает, в праздничные дни начинают молится до разсвета и продолжают 3 или 4 часа, в доску чугунную молотом бьют не всегда, в более торжественные праздники. Комната где молятся небольшая и богомольцев собирается очень мало. По дням наставник Мелихов в прописанной комнате служит панихиды по умершим, и погребение, крестит младенцев и служит молебин, относительно выноса с запечатанной моленной икон и другой церковной утвари не видал… и не слыхал»

Были опрошены и другие свидетели, в том числе и наставник Яковлевской моленной Федор Михайлович Мелихов. Он показал, что служит наставником 10 лет. Моленная в Яковлеве закрыта уже 8 лет. Дом, в котором он живет, построен около 50 лет назад и не перестраивался. Одна комната длиной и шириной 3 ½ сажени. Перебрана тесовой заборкой. В одной половине спальня, в другой – столовая, здесь же и большая русская печь. По словам Мелихова, «в этой комнате и творится с давних времен Богослужение по раскольническому обряду, так же творилось в зимнее время и до закрытия моленной» [42]. Служились вечерня, утреня и часы, а также панихиды, молебен и совершались крещения детей.

С яковлевского наставника полицейским урядником была взята подписка следующего содержания: «1898 года апреля 16 дня я нижеподписавшийся наставник Яковлевской моленной Федор Михайлов Мелихов даю сию подписку г. приставу 2 стана Себежского уезда, в том, что в чугунную доску находящию при Яковлевской запечатанной моленной которая служила призванием молящих, ударять в таковую как для этой надобности, так и другой вовсе не буду. В том и подписуюсь. Федор Мелихов» [43].

В том же году часть прихожан, как говорится в общественном приговоре, составленном старообрядцами Яковлевской моленной 15 сентября 1898 г., «из гордыни» отделились от Федора Мелихова и выбрали себе другого «в попы». Новым наставником стал Корнилий Карпович Бурый из деревни Савкино, где он и производил богослужение.

<...>

Себежский исправник отвечал 18 января 1899 г.: к яковлевскому приходу принадлежат 1587 душ обоего пола раскольников, проживающих в разных волостях в 10 – 40 верстах от Яковлевской моленной. В самом Яковлеве до 90 душ обоего пола и в близ лежащих деревнях (в 3-20 верстах) до 500 душ обоего пола.

<...>

Себежский уездный исправник Ар. Соколовский доносил витебскому губернатору 30 мая 1905 г.: «24 апреля старообрядцы Яковлевской моленной, собравшись всем обществом в дер. Яковлево Могилянской волости во главе со своим наставником Карнеем Бурым, открыли запечатанную моленную в силу Высочайшего указа, воспоследовавшего 17 апреля сего года (т.е. всего через неделю! – К.К.) и затем, отслужив благодарственный молебен за дарованныя им милости Его Императорским Величеством, произвели между собою добровольный сбор на нужды войны в сумме 60 рублей, который отправили в г. Себеж на имя Министра Внутренних Дел

<...>

29 декабря 1907 г. Яковлевская старообрядческая община феодосиевского согласия была зарегистрирована Витебским губернским правлением. В 1909 г. в Яковлево, в 15 метрах от крутого берега реки Великой, была построена новая моленная, а рядом с ней в 1910 г. – дом наставника.

<...>

В 1923 г. в «Списке религиозных общин по Себежскому уезду» значатся две общины: в Луначарской волости «Обительская старообрядческая община» (количество зарегистрированных членов – 194) и в Володарской волости «Яковлевская старообрядческая община» (наставник Мелихов, количество зарегистрированных членов – 289). Также в Пустошинской волости значится «древне-христианская община» с 61 зарегистрированным членом. В Освее, входившей тогда в Себежский уезд (сейчас на территории Беларуси), было старообрядческое кладбище [60].

12 августа 1937 г. был арестован яковлевский наставник (в деле он назван «священником»), внук Федора Михайловича Мелихова Павел Пиманович Мелихов (1862 г. р.). Он был осужден «тройкой» УНКВД Калининской области 20 сентября 1937 г. по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР к расстрелу. Реабилитирован 22 сентября 1989 г.

 

 

Здание новой моленной https://sobory.ru/article/?object=08100

Яковлево.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Статистика по материалам переписи населения 1897 г https://www.prlib.ru/item/436616

 

 

Вероисповедание 1897.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 минут назад, E-cat сказал:

деревне Яковлево Могилянской волости

немного смущает. Яковлево было рядом с Глухарёва. самая что ни на есть Непоротовская волость. она если смотреть на Идрицу сразу вверх и правее. а Могильно оно от идрицы на 7-8 часов, вниз и налево. Могилянская волость это уже считай что крестьянская-там мизер бояр.

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, E-cat сказал:

Здание новой моленной https://sobory.ru/article/?object=08100

ФИО фотографа видишь? знаешь кто это?

Share this post


Link to post
Share on other sites

По справочнику 1906 года что Яковлево, что Гвозды в Могилянской. Глухарево в Непоротовской. Возможно, границы волости пересматривали и от Непоротовской отрезали, там река, удобно границу проводить. А по описанию сходится, Осиновка в версте.

 

8 minutes ago, нахалёнок said:

ФИО фотографа видишь? знаешь кто это?

Вижу, но не знаю :blush:

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, E-cat сказал:

Вижу, но не знаю :blush:

сам с питера. корни из Райково

а вообще вот

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дроздецкий,_Дмитрий_Анатольевич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Начиная с №5 1887 в приложении публикуют документы из архива Полоцкой духовной консистории. Читать - не перечитать.

 

Высокие отношения :popcorn:

 

№18 15 сентября 1888

О жизни и нравственности уніат. священ. Барщевскаго и Куликовскаго. 1744 г. апрѣля 30—1749 г. сентября 12.

По порученію протоконсультора Литовской провинціи блаж. муч. Іозафата, генер. оффиц. всей Бѣлоруссіи, настоятеля Полоцкаго замковаго Баз. мон. Ираклія Ливанскаго, Полоцкій деканъ и прих. свящ. Заполотской Космодаміанской ц. Петръ Павловичъ и Сёбежскій деканъ и прих. священ. Іоаннъ Александровичъ, 30 апр. 1744 г., выбывали въ с. Нище, для произведенія присяжнаго дознанія по дѣлу, возникшему изъ взаимныхъ претензій между приход. свящ. Нищанской церкви Мартиномъ Барщевскимъ и викаріемъ оной Василіемъ Куликовскимъ. О. Куликовскій обвинялъ о. Барщевскаго въ неправильномъ пользованіи 4 фундушевыми крестьянами, отдѣленными на часть о. Куликовскаго,—что подтвердили и спрошенные свидѣтели; въ томъ, что о. Барщевскій, прокутивъ цѣлую ночь до солнечнаго восхода, служилъ обѣдню съ пѣніемъ (spiewane); что въ Рожд. посту повѣнчалъ три брака; что въ Нищанской церкви предбрачныхъ оглашеній, а тѣмъ болѣе исповѣдей никогда не бываетъ; что о. Барщевскій повѣнчалъ женщину при первомъ, живомъ ея мужѣ, не вдали проживающемъ, и не выдѣлялъ ему, о. Кулик., церк. восковаго дохода. Взаимно, о. Барщевскій обвинялъ о. Куликовскаго, что, за пьянствомъ, часто не служилъ обѣденъ въ воскресные и праздничные дни, и что вечеромъ повѣнчалъ бракъ, безъ исповѣди, впрочемъ, якобы, послѣ оглашеній. Въ виду всего этого, комиссары, согласно рѣшенію консисторіи 28 іюля 1742 г., раздѣлили церковную землю такъ, что прих. священнику назначили 3/4, а викарію 1/4 земли, а также выдѣлили и часть фунд. крестьянъ для викарія; самихъ же ихъ обязали явиться на судъ консисторскій въ назначенный срокъ. Потомъ, командированные Полоцкою консисторіею для произведенія присяжнаго дознанія по возникшему вновь между оо. Барщевскимъ и Куликовскимъ дѣлу Освейскій деканъ и приход. священникъ Стефанъ Фурсъ и Головчицкій прих. свящ. Іосифъ Томковидъ выбывали въ с. Нище 12 сентября 1749 г. Причемъ, о. Барщевскій обвинялъ о. Куликовскаго въ томъ, что повѣнчалъ дизунита съ уніаткой, безъ оглашеній и исповѣди; другой бракъ повѣнчалъ въ своей горницѣ, въ воскресный день, не служивши обѣдни; за постояннымъ пьянствомъ, весьма часто не служилъ обѣдни въ воскресные и праздничные дни; не ѣздитъ къ больнымъ; дерется; такъ, однажды далъ пощечину мужику, а мужикъ пьяному ему, взаимно; ругаетъ его, о. Баршевскаго. Спрошенные 8 свидѣтелей все это подтвердили. Одинъ изъ нихъ добавилъ, что принесенныхъ къ св. кресту дѣтей, изъ досады, совѣтуетъ топить; другой,—что, за пьянствомъ, вмѣсто обѣденъ служитъ молебны, во время коихъ приносятъ къ престолу водку, а о. Куликовскій ее тутъ-же пьетъ. Но Куликовскій, съ своей стороны, обвинялъ о. Баршевскаго въ томъ, что тотъ часто, упившись, бѣгаетъ ночью, даже съ ружьемъ, нападаетъ на его, викарія, домъ и на другіе, разгоняетъ семью, не даетъ ни кому спать, а одного мужика обжегъ изъ ружья и билъ ружьемъ такъ, что тотъ едва не умеръ, о чемъ владѣлецъ того мужика заявлялъ въ Себежской ратушѣ и мѣстному декану; пируя ночью, жгетъ въ своемъ домѣ церковныя свѣчи; причиняетъ своимъ и крестьянскимъ скотомъ потравы на его, о. Куликовскаго, поляхъ и лугахъ; вѣнчалъ и вѣнчаетъ постоянно браки людей, вовсе незнающихъ молитвъ; по ярмаркамъ ватажится съ простолюдинками, затѣваетъ съ ними непристойныя шутки и разговоры; отклоняетъ прихожанъ отъ приглашенія его, о. викарія, исповѣдовать больныхъ, чтобы самому только пользоваться доходомъ; ночуя у крестьянина, цѣлую ночь не давалъ спать хозяйской невѣсткѣ, которая, наконецъ, чуть не убила его, о. Барщевскаго, толкачемъ; имѣлъ съ своею служанкою преступныя сношенія, вслѣдствіе чего жена о. Барщевскаго прогнала ее изъ своего дома. Спрошенные комиссіею, по этому дѣлу, 8 свидѣтелей всѣ одобрили о. Барщевскаго; нѣкоторые только показали что онъ вымог'ателенъ за духовныя требы, вѣнчаетъ браки людей недостигшихъ законныхъ для сего лѣтъ, а всѣ вообще прихожане просили ограничить вымогательство за духовн. требы, оставить въ Нищенскомъ приходѣ одного только священника и заявили, что о. Барщевскій обратилъ на свои строенія лѣсъ, свезенный прихожанами на починку церкви. Затѣмъ, коммиссія представила это производство свое въ консисторію, съ вызовомъ обоихъ этихъ священниковъ на судъ ея.
Бъ этомъ дѣлѣ шестъ документ. на Польскомъ яз. Архивъ Полоцк. Дух. Конс., 318—323.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, E-cat сказал:

вѣнчаетъ браки людей недостигшихъ законныхъ для сего лѣтъ

вот это для нас важно. то есть если в МК стоит возраст 16-17 лет то относиться к этому можно с настороженностью. ибо может оказаться и 13-15

кстати на Стоглаве такой возраст вроде определён и был

http://coins.su/forum/topic/217353-stoglav/#comment-2418292

стр. 110

Отрок-15, Отроковица-12

ночью и вечером венчать точно нельзя

кстати за венчание-алтын. с тех пор такса не менялась официально

возраст отроковиц, думаю, связан с Марией. она родить Эммануила могла в интервале 12-17 лет.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

К вопросу о том какой веры были наши предки:

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/62/a4/62a48a5d-da9c-4f13-a517-8fccefe719c1.pdf

Полоцкие епархиальные ведомости № 10 
17 мая 1902 года.

Себежскій повѣтъ.
6. Въ 1712 году каштелянъ вел. кн. Литовскаго Іосифъ Щитъ обратилъ Лиснянскую церковь Вознесенія Господня на унію и силою къ тому принудилъ пресвитера о. Даміана, который остался уніатомъ, хотя родитель его, о. Терентій, и умеръ православнымъ. А между тѣмъ это Лисно—имѣніе Королевское **).
7. Въ 1735 году Іосифъ Медунецкій, ловчій, обратилъ на унію Томсинскую церковь свв. муч. Бориса и Глѣба въ деревнѣ Кариха. Полоцкаго воеводства, Себежскаго повѣта. Теперь тамъ состоитъ пресвитеромъ о. Симонъ Александровичъ, а предъ симъ отъ вѣковъ этотъ ирнхоіъ и церковь принадлежали къ селу Прихабамъ.
8. Г. Гласко, судья Полоцкій, выстроилъ церковь уніатскую въ своей волости и своихъ крѣпостныхъ крестьянъ принудилъ быть уніатами. Прежде же сего указанная волость принадлежала къ Себежской церкви и отдѣлена только лишь въ недавнее время.
9. Также въ недавнее время крѣпостные крестьяне волости покойиаго Трояна Лозовскаго силою принуждены быть уніатами.
10. Крѣпостные волости Залосемье г. Ѳаддея Мих. Оскерки, стольника Мозырскаго,—силою обращены въ унію.
---
*) По курсу 1740-хъ годовъ талеръ=1 р. 30 к.
**) Fortuna krolewszczyzna - собсто. означаетъ такое имѣніе, которое подлежало весьма древней подати, подъ назв. „порадное", т. е., въ размѣрѣ двухъ грошей съ трехъ уволокъ земли.

- 413 -
11. Казимиръ Голынскій, подстолій Смоленскій, силою обратилъ въ унію всѣхъ крѣпостныхъ людей своей волости.
12. Бенедиктъ Волбекъ, ловчій Волковыйскій, построилъ въ своей волости, называющейся Островно, уніатскую церковь, крестьянъ обратилъ въ унію, и въ сей церкви уніатскій пресвитеръ изъ Бѣлькина, наѣзжая, совершаетъ богослуженія. Прежде приходъ этотъ подлежалъ Себежскимъ православнымъ пресвитерамъ.
13. Г. Корсакъ, подкоморій Новогродскій, свою волость, называемую Яськино, обратилъ въ унію. Упомянутый Бѣлькинскій пресвитеръ здѣсь состоитъ приходскимъ пастыремъ. До сихъ поръ эта волость принадлежала къ Себежской церкви.
14. Крестьяне Себежскаго костела издревле были православными; но три года тому назадъ мѣстный Себѳжскій ксендзъ, настоятель Почобутъ, силою принудилъ ихъ быть уніатами. Они всегда принадлежали къ православной Себежской церкви, а нынѣ поименованный ксендзъ присоединилъ ихъ къ Залосемской церкви.
15. Въ 1743 году Павелъ Тѣлицкій, бывшій управитель НевельскоСебежскій, силою принудилъ быть уніатами крестьянъ Заозерскаго войтовства, Мотерскаго десятка, подданныхъ князя Радивилла, главнаго подчашаго зеликаго княжества Литовскаго, которые принадлежатъ къ Себежскому замку
и нынѣ переданы г. Тѣлицкпмъ Себежскому упіатскому протопопу Ивану Александровичу.
16. Всѣ вышепоименованные приходы Медуиецкаго, Гласки, Лозовскаго, Оскерки, Голынскаго, Волбека, костельный и десятокъ Мотерскій принадлежали къ православной Себежской церкви; въ недавнее время силою обращены въ унію всѣ крѣпостные вышепоименованныхъ нановъ и все по
побужденію и подстрекательству со стороны уніатскихъ пресвитеровъ.
17. Церковь Успенія Богоматери въ Себежѣ, выстроенная казаками и стрѣльцами тогда, когда Себежъ находился въ рукахъ Москвы,—лѣтъ шестьдесятъ тому отобрана въ унію. Правда, что они имѣютъ три привиллегім короля Яна Казимира *) съ назначеніемъ имъ Св.-Нмколаевской церкви, которой въ Себежѣ нѣтъ. Но они, вмѣсто Николаевской, владѣютъ въ Себежѣ вышеупомянутой церковью. Только костелъ приходскій какъ былъ, такъ и теперь существуетъ въ Себежскомъ замкѣ.---
*) Янъ Казимяръ 1648—1667 г.

- 414 -
18. Въ экономическомъ имѣніи панцерныхъ бояръ, Полоцкаго воеводства, подъ названіемъ Королѳвщина, каковое весьма обширно, и тамъ не мало церквей,—всѣ тамошніе поселенцы и давніе обыватели тѣхъ волостей свидѣтельствуютъ, что тамъ соблюдаема была святая православная вѣра. Бывшіе же разные воеводы, а особенно воевода Слушка, различными способами ввели унію, и не сразу: гдѣ лѣтъ шестьдесятъ, другія церкви позже, а иныя—и очень недавно. Тамошнихъ крестьянъ немалое количество и теперь держатся православной вѣры.

Е. Въ экономическихъ королевскихъ имѣніяхъ Полоцкаго воеводства обращенію коренного православнаго населенія, т. н. «панцерныхъ бояръ", въ унію содѣйствовали, главнымъ образомъ, воеводы. Особенно же пылкую ревность проявилъ въ семъ дѣлѣ воевода Слушка, который „различными способами вводилъ унію *; но унія здѣсь появилась не ранѣе послѣдней четверти XVII вѣка (1747—60=1687 гг.) (18).

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Andrewchief сказал:

подъ названіемъ Королѳвщина

это где?

кстати ПБ были ещё где то на территории Беларуси.

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, нахалёнок сказал:

это где?

krolewszczyzna - собсто. означаетъ такое имѣніе, которое подлежало весьма древней подати, подъ назв. „порадное", т. е., въ размѣрѣ двухъ грошей съ трехъ уволокъ земли.

Тоесть только с разрешения короля можно что-то делать с землей

5 минут назад, нахалёнок сказал:

кстати ПБ были ещё где то на территории Беларуси.

панцирное боярство по всей территории ВКЛ

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну не по всей. а были ещё и замяне.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

Магазин Coins.su Рекламодатель, купи рекламу на форуме