нахалёнок

А. Кауфман. К вопросу о культурной роли переселенцев в Сибири и их отношениях к сибирякам-старожилам

В теме 1 сообщение

А. Кауфман. К вопросу о культурной роли переселенцев в Сибири и их отношениях к сибирякам-старожилам. // Путь-дорога: Научно-литературный сборник в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам. С приложением фототипий и цинкографий. Издание К. М. Сибирякова. Санкт-Петербург, 1893. Типо-литография Б. М. Вольфа, Фонтанка 92, уг. Гороховой. - С. 513-530.:

 

Ишимский округ по отношению к составу русского населения довольно резко распадается на две половины — северную, где переселенческий элемент почти совершенно отсутствует, и южную, где переселенцы-староселы составляют довольно видную составную часть населения. Большая часть переселенцев-староселов этой местности переселилась из Европейской России в 1852 и 1853 годах; это, как они иногда сами себя называют, «киселевские» переселенцы, двинувшиеся «со старины» по инициативе правительства, при его материальном содействии и под его непосредственным руководством: переселенческие партии двигались в сопровождении особо назначенных для того чиновников, получая во все время пути кормовые деньги в размере по 3 копейки в день на каждую живую душу; по прибытии на место они садились на указывавшихся им администрацией местах и получали единовременное пособие: по 1 четверти ржаной муки на каждую ревизскую душу и сверх того на каждый двор по 50 р. денег и комплект важнейших земледельческих орудий (или взамен последних 5 р. деньгами): сверх того на первые 8 лет они освобождались от всех казенных платежей.

Самую интересную группу из «киселевских» представляют собой староселы-переселенцы из Себежского, Люцинского и др. уездов Ви- [с. 520] тебской губернии — бывшие однодворцы, принадлежавшие на родине к категории «панцирных бояр» и до сих пор не без гордости называющие себя этим именем. Они прибыли в Ишимский округ большой партией и были первоначально направлены в одну из худших, хотя и крайне многоземельную волость — Сладковскую, где имели поселиться вместе со старожилами д. Пелевиной и Усовой; но тотчас же по прибытии на место переселенцы, убедившись в неудобстве предназначенных для их поселения мест, исходатайствовали у тогдашнего генерал-губернатора князя Горчакова разрешение оставить первоначально намеченный для них участок и выбрать себе, по своему усмотрению, место для поселения в одной из следующих семи волостей: Ильинской, Локтинской, Утчанской, Каменской, Гагарьевской, Казанской и той же Сладковской; им предоставлено было, по усмотрению, либо образовать отдельные селения с самостоятельным земельным наделом, либо приписаться к селениям старожилов, причем, однако, по рассказам «стариков», генерал-губернатор предостерегал их от избрания последнего способа. Получив такое разрешение, партия разбилась на четыре части: самое ничтожное меньшинство осталось на месте первоначального водворения — в Сладковской волости, в д. Пелевиной и Усовой, — остальные перешли в Ильинскую, Утчанскую, Локтинскую и Ларихинскую волости. Из выбравших место поселения в первой около половины тотчас же образовали самостоятельную деревню — Ново-Егорьевскую, — из остальной половины 40 душ приписалось к. старожильской д. Копотиловой, в составе которой, без всякого для себя неудобства, остаются до настоящего времени, а остальные приписались сначала к д. Далматовой, но вскоре, вследствие постоянных притеснений со стороны старожилов, выхлопотали себе разрешение образовать особую деревню — Викторову. В смысле землевладения все три группы первоначально причислены были к селениям старожилов — Афонькиной, Копотиловой и Далматовой. Но вскоре ново-егорьевские и викторовские переселенцы стали хлопотать об отделении своего землевладения от старожилов и, действительно, были наделены особыми участками; благодаря, однако, проискам старожилов и неправильным действиям землемера, оба селения получили довольно плохие, сравнительно со старожилами, наделы; особенно обижены были крестьяне д. Викторовой, почему часть населения в той деревне в 1870 г. выселилась в Каменскую волость и там образовала д. Гайдукову, — а оставшиеся всякими правдами и неправдами добились слития своего земельного участка с участком д. Ново-Егорьевской, с которой и составляют ныне одну составную общину. — В Локтинской волости «панцирные бояре» образовали новое селение — Ново-Локтинскую, но большая часть их приселилась к старожильскому с. Мизоновскому, где ныне они составляют преобладающую [с. 521] часть населения. В д. Ново-Локтинской переселенцы наделены землей отдельно от старожилов, в Мизоновском — в общей с ними даче; жалоб на притеснения и «обиды» с той или другой стороны не слышно. Такие же мирные отношения со старожилами с самого начала установились у «панцирных бояр» и в Утчанской волости, где они сразу образовали два самостоятельных селения — Ново-Егорьевское и Ново-Ильинское — и получили землю в двух особых дачах. Наконец, часть «бояр» перешла в Ларихинскую волость и образовала, вместе с другими переселенцами, село Ново-Песьяновское.

В бытовом отношении переселенцы-староселы рассматриваемой группы в значительной мере сохранили свою индивидуальность: говор их имеет вполне типичный белорусский характер, — они сохранили и свои родные песни, и предания, относящиеся к их собственному прошлому — к происхождению их прежних привилегий и к истории постепенной их отмены; они сохранили и многие из своих старых обычаев и с негодованием относятся, например, к некоторым действительно несимпатичным свадебным обычаям сибиряков-старожилов; со стороны этих последних они пользуются большим уважением, которым обязаны, главным образом, своей трезвости и трудолюбию, — вообще «панцирные бояре» представляют собой один из наиболее симпатичных крестьянских типов, с какими нам пришлось встретиться при наших исследованиях в Западной Сибири. Благосостояние их весьма высоко, причем особенно характерно почти полное отсутствие очень бедных — в частности, безлошадных и не имеющих запашки домохозяйств, — и все это благосостояние создалось уже на месте, как результат трудолюбия и удачи: несмотря на правительственные пособия, переселенцы в первое время «по приходке» очень нуждались; почти все они жили сначала наемной работой у сибиряков, а большинство женщин и детей ходило «в кусочки»; в д. Ново-Егорьевской (Ильинской вол.) нам лично пришлось остановиться у богатого мужика, засевающего по 40 и более десятин, имеющего несколько десятков голов рогатого скота, — и этот мужик рассказывал нам, что первые два-три года «по приходке» он, десятилетним мальчиком, вместе со своею матерью ходил по миру. «Заправились» «панцирные бояре» очень быстро — в какие-нибудь 5—6 лет; мы расспрашивали о причинах такого быстрого роста благосостояния и самих «бояр», и их соседей-сибиряков: последние видят причину в особом трудолюбии и бережливости «бояр», — сами «бояре», — главным образом, в счастливом стечении обстоятельств, в очень хороших урожаях, высокой заработной плате и дешевых ценах на хлеб, стоявших в то время, когда им приходилось становиться на ноги и обзаводиться хозяйством.

Подворные владельцы «на старине», «панцирные бояре» в Ишим- [с. 522] ском округе всецело приняли те формы землепользования, которые выработались у их соседей-сибиряков: в Сладковской волости они вместе с последними придерживаются захватного способа пользования, в Ильинской, Локтинской и Утчанской волостях они приняли сибирские способы передела пахотных и сенокосных угодий и леса, — они везде вполне довольны сибирскими общинными порядками и не выказывают никакого стремления возвратиться к «своему», «российскому» подворному владению. Витебские переселенцы-староселы всецело приняли также сибирские способы и приемы земледельческого хозяйства: они переняли без всяких поправок и сибирскую залежно-паровую систему полеводства, и сибирские орудия и способы обработки земли; единственная их особенность по отношению к этим последним сводится к способу запряжки борон: сибиряки, работая в несколько борон, ведут последние одну за другой, привязывая задних лошадей к идущим впереди боронам, — «бояре» ставят все бороны рядом и думают, что при таком способе бороны работают ровнее и чище; во всем остальном хлебопашество у «бояр» вполне сходно с сибирским. Но хозяйство первых представляет и одну существенную особенность, принесенную с собой из Витебской губернии, именно значительное развитие льноводства. Между тем как сибиряки и переселенцы других групп разводят лен почти исключительно для домашних надобностей и потому сеют его «по загону» или «по полузагону на стряпку» (рабочую женщину или девицу), причем все операции по культуре (кроме подъема залежей) и обработке льна исполняются женскими руками, — у «бояр» льноводство является одним из важнейших, если не важнейшим источником благосостояния: средние домохозяева сеют у них по десятине или по полудесятине льна, зажиточные — по две-три десятины и более, и во всех работах мужики участвуют наравне с женщинами; далее, их лен, происходящий от вывезенных ими из Витебской губернии семян, гораздо лучше по качеству и урожайнее, чем у старожилов: витебские семена вовсе не кустятся и дают волокно вдвое длиннее и гораздо тоньше, чем местное сибирское, благодаря чему эти семена ценятся втрое и вчетверо дороже последних. В то время поэтому, как сибиряки разводят лен из-за одного волокна и, вовсе не дорожа семенем, обмолачивают только незначительную часть его, — «бояре» для получения семян прибегают к особым приемам: они срезывают, сейчас же по снятии льна с поля, верхние головки, сушат их отдельно от стеблей и из одних только этих головок вымолачивают посевное и продажное семя. Повторяем, льноводство имеет в хозяйственной жизни «бояр» большое значение; но, заметим здесь же, пример их, по причинам, которых нам не удалось выяснить, не нашел себе подражателей ни между сибиряками, ни между переселенцами из других, великорусских и малорусских губерний.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru