нахалёнок

Термин "снохачество"

В теме 18 сообщений

Сноха́чество — практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра с невесткой, называемой сноха). Эта практика получила особое распространение в XVIIIXIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодёжь уходила работать в города и оставляла жён дома в деревне.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Снохачество

а вот ещё ссылки

http://tapirr.livejournal.com/4636142.html

http://www.topauthor.ru/chto_takoe_snohachestvo_c6d5.html

http://samlib.ru/k/kulik_w_e/snohach.shtml

эта ссылка вельми интересна

http://iraidamordovina.ru/stixi/sbornik-stixov-donskaja-kazachka/snoxachestvo/

стих на тему

Сноха пошла в сарай доить корову,
Подкинуть сена в ясли и закрыть овец.
Вслед, как обычно, свёкор смотрел сурово.
Терпеть приходится, ведь мужа он отец.

Подол за пояс подоткнув, к ведру нагнулась,
А сзади свёкор, словно коршун, налетел.
Она в руках его огромных задохнулась,
А он зажать ей рот углом платка сумел...

Ласкал её он тяжело и исступлённо,
В безумной страсти груди целовал.
Задрав подол исподних юбок умудрённо,
Давя на спину, в ясли с сеном нагибал.

Она стонала, плакала, просила,
Молила отпустить. Ведь это грех...
Его заворожила злая сила,
Не слыша ничего, он ждал утех.

Сжимая бёдра, раз за разом, с силой,
Всё, что хотел так долго, получал.
Её от похоти такой тошнило,
А он подол повыше юбок задирал.

Корова бурая косила влажным глазом,
Притихли овцы, сбившись в полукруг.
Струились косы по лицу каскадом,
И ей не вырваться из этих цепких рук.

Познала стыд и опыт сладкой неги,
Она не знала, что такая есть...
Её обнюхал конь дрожащий, пегий,
Ведра пустого загремела жесть.

– Ну, ты тово... Давай, дои корову.
Поправь кофтёнку, нечего рыдать.
Тебя кормлю я за спаси-здорово,
И тебе мужа ещё долго ждать.

Сама не скажешь – люди не узнают,
А я не стану часто приставать.
Начнёшь артачиться, то так тебя взнуздаю,
И будешь ты без продыху пахать.

Шуршали мыши за яслями, в сене,
В ведро парное билось струйкой молоко.
Тонули слёзы в белоснежной пене,
Снохой без мужа жить так нелегко...

 

то есть и в Московии и в Полоцком воеводстве такой уклад жизни был нормой. равно как и в другую сторону. если мужу 80, а жене 35 то она вполне могла забеременет от сына мужа. и писались сии дети как дети её мужа.

я это к чему? тут http://coins.su/forum/topic/201801-rgada-f1239-op48-delo-100-reviziya-1782-goda/

в нескольких местах я разместил sic!

ищется по ctrl+f

снохачество многое объясняет. хвала дяденьке из РГАДА, просветил тёмного

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А в СССР секса не было! А если свекр станет приставать, его в парткоме и самого натянут. Сегодня одни маньяки кругом и нумизматы. Неизвестно кто опаснее ... Похоже,наш любимый вождь решил сноху завести. Правовую базу подводит. Будет фактами истории глушить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

мне рановато сноху иметь. но некоторые несоответствия в ревизских сказках между возрастами мужа и жены это объясняет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О распространённости снохачества, связанного с абсолютной властью «большака», «отца семейства» (домовладыки) над своими домашними подробно писали многие публицисты XIX века (А. Н. Энгельгардт — «Письма из деревни»; первичные материалы этнографического бюро князяВ. Н. Тенишева). Русский публицист В. Д. Набоков писал: «Нигде, кажется, кроме России, — нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество».
Снохачество упоминается в художественной литературе («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Житие одной бабы» Н. С. Лескова, «Колодезь» С. В. Логинова). В книге В. М. Дорошевича «Сахалин» приводится народная примета: Как снохач помогать возьмётся, — колокол с места не сдвинешь. Мотивы снохачества в опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» привнесены либреттистами и отсутствуют в одноимённой повести Лескова. Также снохачество встречается в романе Михаила Шолохова Тихий Дон, когда Дарья Мелехова пытается соблазнить свёкра Пантелея Прокофьевича, в отсутствие мужа Петра, объясняя это тем, что «не может без казака».
В глазах крестьян снохачество являлось грехом, но не преступлением. С иной позиции данное деяние трактовал закон. Даже если половая связь свекра и снохи не была результатом насильственных действий, то все равно она являлась действием преступным, так как нарушала запрет на сексуальную связь между близкими родственниками, в данном случае по свойству, а, следовательно, была ничем иным как кровосмешением. Причину существования этой формы удовлетворения сексуальных потребностей следует видеть в особенностях крестьянского быта. Одна из причин – это ранние браки. В середине XIX в., по сведениям А. П. Звонкова, в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12 – 13 летних мальчиков на невестах 16 – 17 лет [11, с. 128–129]. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми для того, чтобы пользоваться их неопытностью [2, д. 2036, л. 2]. Другой причиной, создающей условия для распространения этого порока в сельской среде, были отхожие промыслы крестьян. «Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови» [11, с. 128–129]. Из Болховского уезда Орловской губернии информатор в 1899 г. сообщал: «Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению» [2, д. 1011, л. 19]. Автор корреспонденции из Пошехонского уезда Ярославской губернии отмечал, что при господстве в уезде отхожих промыслов молодые люди нередко через месяц или два уезжают на чужую сторону на год, а то и более, как, например, все лица, живущие в услужении в торговых заведениях г. Петербурга и Москвы [25, т. 2, ч. 1. с. 464]. Аналогичны по содержанию сведения из Медынского уезда Калужской губернии. «Часты случаи в семьях, где молодой муж, работая на фабрике, годами отсутствует или отбывает военную службу, а свекор начинает снохачить самым дерзким и грубым образом» [25, т. 3, с. 433].

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

это всё от ограниченной  социальности 

А с укреплением Советской власти  

все эти извращения прекратились 

 

1027618875.jpg

Изменено пользователем Ростовский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Ростовский сказал:

это всё от ограниченной  социальности 

А с укреплением Советской власти  

все эти извращения прекратились 

 

Миш, открытка времен 1915-18 г.г., причем (на мой взгляд) на ней избражены скорее малороссийские бауэры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Max Otto von Stirlitz сказал:

Миш, открытка времен 1915-18 г.г., причем (на мой взгляд) на ней избражены скорее малороссийские бауэры.

угу. первая мировая. насчёт того чьи я сказать не могу. хотя тоже думаю за Малороссию. по люльке и строению печи. ну и шапка. смущают лапти. не знаю носили ли в малороссийских губерниях их?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
5 часов назад, нахалёнок сказал:

смущают лапти. не знаю носили ли в малороссийских губерниях их?

 

Ну, там тоже иной раз встречались лодыри, пьяницы, да и просто неудачники.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
6 часов назад, Max Otto von Stirlitz сказал:

Ну, там тоже иной раз встречались лодыри, пьяницы, да и просто неудачники.

по картинке видна хата нормального достатка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
21 час назад, нахалёнок сказал:

по картинке видна хата нормального достатка.

 

В общем, по тем меркам вполне.

Как вариант: в качестве домашних тапочек. Сапоги-то надо беречь, а кто как ходит дома - известно мало кому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И потом, это же видение ху(й)дожника. Навряд ли в нормальной хате при натопленной печи была необходимость сидеть в меховом головном уборе и пальто с меховым же воротником. Скорее, это художник одни свои впечатления объединил с другими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ухвата не хватает на картинке,

и на аву Др.З похожа.

Тоже ребенка в люльке сидит обкуривает

.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Max Otto von Stirlitz сказал:

Как вариант: в качестве домашних тапочек.

ты в лаптях ходил? не для слабонервных. да и пока их оденешь... проще чуни. а баба вообще босиком

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

https://fraufluger.ru/interesnoe/zachem-v-starinu-russkih-malchikov-zhenili-na-vzroslyh-zhenschinah/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Зачем в старину русских мальчиков женили на взрослых женщинах

В России в XVIII веке существовал период, когда взрослые женщины выходили замуж за малолетних ребят, особенно абсурдными были браки семилетних мальчиков и женщин бальзаковского возраста. Исследователи полагают, что такие ситуации можно было объяснить тем, что в стране остро стоял вопрос о недостатке рабочих, но так ли это на самом деле?

Причины ранних браков

Как известно, в прошлую эпоху бракосочетание между людьми происходило в весьма раннем возрасте. Об этом подробнее рассказывает С. Шашков в своем творчестве «История русской женщины». Но даже в таком случае, в соответствии с законодательством тех времен, допустимый возраст девушки для вступления в брак считалась цифра в 12 лет, а для мальчика – 14 лет. А опираясь на сборник решений Стоглавого собора, возраст мальчика для вступления в брак и вовсе должен был быть больше 15-ти лет. По мнению того же Серафима Шашкова, прописанных законом решений придерживались далеко не все россияне.

Особенно широкое распространение ранние браки получили среди крестьянского сословия – малолетние ребята вынуждены были жениться даже в восьмилетнем возрасте. По мнению Натальи Пушкаревой, автора книги о сексуальной этике, культуре в доиндустриальной России, женами таким мальчикам становились чаще всего девушки старше двадцати лет.

Алекс Смирнов, написавший труд «Очерки семейных отношений по обычному праву русского народа», также упомянул в своем издании, что один из крестьян жаловался на то, что его насильно заставили жениться в возрасте семи лет на сорокалетней женщине, и вот ей шестьдесят, а она ни на что не способна.

Связь главы рода с невесткой

Один из любопытствующих на тему ранних браков автор Иван Суханов («Обычаи, традиции и преемственность поколений») считал, что целью таких абсурдных бракосочетаний являлось создание дополнительной рабочей силы. Но Михаил Ломоносов придерживался негативных взглядов на этот счет, выражая свое искреннее недопонимание – почему нельзя нанять работников со стороны, особенно когда живешь в достатке? Выходит, что в подавляющем большинстве случаев таких вот ранних бракосочетаний являлось «снохачество». Другими словами – это возможность главы большой крестьянской семьи состоять в половой связи со своей невесткой – женой своего сына.

Марк Косвен писал в своей книге «Семейная община и патронимия» о том, что, по мнению некоторых исследователей, девушки часто не смели отказывать своим свекрам из боязни испытать на себе гнев главы семейства, поэтому наряду с понятием «снохачество» существовала «бабья повинность».

Народ не видел в этом особого преступления

Можно догадаться, что впоследствии такого рода отношений между отцом рода и его невесткой рождались дети. И тут – самое интересное: отцом новорожденного ребенка считался муж девушки, будучи сам еще ребенком. Так, если углубляться в труд под редакцией Л. П. Репиной, А. В. Стоговой, А. Г. Суприянович «Гендер и общество в истории», в дореволюционной России то и дело возникали обыденные по тем временам ситуации, когда разница в возрасте между отцом и его сыном, к примеру, составляла всего около десяти лет. Уже позже люди стали негативно реагировать на снохачество, но не видели в этом особого преступления.

Кроме того, некоторые ситуации доходили до такого уровня, что мальчики нередко убивали своих отцов, не желая мириться с их диктаторскими условиями, а женщины шли на крайние меры и умерщвляли нерожденный плод еще в утробе.

Почему же люди того времени не считали снохачество преступлением?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Улетел мой ясный сокол бусурмана воевать. А на мне ночует свёкор, чтоб не смела блядoвать"  (И. Губерман)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 11/6/2020 в 16:05, нахалёнок сказал:

Можно догадаться, что впоследствии такого рода отношений между отцом рода и его невесткой рождались дети. И тут – самое интересное: отцом новорожденного ребенка считался муж девушки, будучи сам еще ребенком.

Вот пример на эту тему из школьного задачника:

240271376_edb451ee60974ad31ee78fae5840b3c0_800.thumb.jpg.27766b08f820203ae3d276c754c42a7c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

275 лет назад, в 1745 году, власти и церковь резко активизировали борьбу с весьма распространенным в Российской Империи своеобразным христианским многоженством. Однако приверженцы этого способа организации семейной жизни годами находили пути для обхода указов и правил. Только три десятилетия спустя, в правление Екатерины II, был найден метод, оказавшийся весьма действенным. Но окончательно искоренить явление, именовавшееся богопротивным и преступным, даже с его помощью не удалось. «Иные жены в супружество не понимать» Особое многоженство, широко распространившееся среди христиан Российской Империи, было обязано своим появлением отечественной правовой системе. Пословица «Закон — что дышло, куда повернул, туда и вышло» наиболее точно описывала не менявшуюся на протяжении веков ситуацию. В каждом конкретном случае закрепленные документально законодательные нормы трактовались в зависимости от того, кто представал перед принимавшими решение светскими или духовными чинами. Не были исключением из общего правила и разводы. Существует распространенное, но абсолютно неверное представление, что в стародавние времена процесс расставания с опостылевшей супругой, во всяком случае у людей знатных и богатых, проходил без особых проблем. Жену отправляли в монастырь и приступали к поиску или венчанию с уже выбранной новой. Но то, что удавалось царям, да и то далеко не просто, чаще всего оказывалось не под силу даже самым непростым смертным. К примеру, в правление царя-реформатора Петра I лейб-гвардии унтер-лейтенант князь А. В. Долгоруков решил последовать примеру самодержца и «приневолить к пострижению» в монахини надоевшую супругу. В 1722 году князь, как утверждалось в документах, выбил у княгини Анастасии письменное согласие на уход в монастырь. А чтобы правда не всплыла наружу до ее пострижения, посадил под караул духовника жены — священника Тимофея Вавилова, который мог и должен был оповестить о происшествии родных княгини. Однако сохранить все в тайне князю не удалось. Узнавший о плане зятя отец княгини генерал-майор В. П. Шереметев, младший брат генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, в феврале 1722 года подал челобитную царю. Но на защиту родственника встали влиятельные Долгоруковы, по всей видимости спрятавшие князя. В итоге 2 мая 1722 года было принято решение вернуть княгиню в дом отца, а ее «не сысканного» мужа продолжать разыскивать. Желанного развода он так и не получил. Не лучше обстояло дело, даже если оба супруга действительно были согласны на развод. Так, 30 мая 1728 года генерал-майор князь В. М. Вяземский с супругой подали прошение о разводе. Причем княгиня подтверждала, что хочет развестись после 18 лет брака ввиду многочисленных болезней. Из-за того, что вместо княгини, по всей видимости не знавшей грамоты, прошение подписал ее внук, возникли сомнения, и супругов подвергли допросу при свидетелях. А после того как сомнения в добровольности согласия княгини на развод отпали, было принято решение развести их, но наложить следующий запрет: «Как ему, генерал-майору князю Вяземскому, иные жены в супружество не понимать, так и княгине Марье за иного мужу не посягать, но жить безбрачным». Правда, супруги, желавшие развестись по обоюдному согласию, вскоре нашли лазейку, позволявшую осуществить задуманное. Духовное родство тогда считалось более важным, чем обычное. А потому восприемникам, крестным родителям ребенка, категорически воспрещалось вступать в брак. Запрет распространялся и на тех, кто были крестными у разных детей одних и тех же родителей. Чем и воспользовались пары, уставшие от совместной жизни. Они каялись духовнику, что, например, муж по темноте и незнанию стал крестным ребенка в семье, чьему брату или сестре его жена уже приходилась крестной. Священник докладывал о случившемся по инстанции, и Святейший правительствующий синод повелевал развести согрешивших. Однако синодские чины скоро поняли, что имеют дело не с грешниками, а с обманщиками, и закон повернули как дышло. Повинившихся в этом грехе начали приговаривать к разным видам покаяния, но разводить практически прекратили. В случае бегства мужа (случалось, что сбегали и жены) и его противозаконного вступления в новый брак после обнаружения подобного случая виновного приговаривали к возвращению в первую семью. Причем даже если первая жена категорически возражала против этого. А отказывавшихся исполнить такой приговор в назидание могли отлучить от церкви. Что по тем временам было крайне суровым наказанием. Добавьте к этому неодобрительное отношение церкви ко вторым и негативное к третьим бракам, не говоря уже о внебрачных связях, и станет ясно, почему стремившиеся изменить ход своей семейной жизни искали нестандартные пути для осуществления своих желаний. «Являлись перед зрителями в природном виде» Выбор пути напрямую зависел от сословной принадлежности искателя. Знатные и состоятельные вельможи позволяли себе обзавестись гаремом из крепостных. Самым известным в России любителем такого времяпрепровождения был богатейший помещик генерал-лейтенант Л. Д. Измайлов, в гареме которого постоянно находилось, по свидетельствам современников, до 30 дворовых и крестьянских девиц. Состав обитательниц его сераля регулярно обновлялся, и поднадоевшими «серальками» генерал нередко «угощал» своих гостей. О том, насколько пренебрежительно высокопоставленные особы относились к церковным запретам, свидетельствовала история действительного тайного советника князя Н. Б. Юсупова, который в своем московском доме в Харитоньевском переулке не только завел гарем из 15–20 красивейших крепостных девушек, но и составил из них особую балетную труппу, которую обучал знаменитый танцмейстер П. А. Йогель. Представления труппы проходили именно тогда, когда всеми церковными и светскими законами развлечения были запрещены. «Великим постом,— писал издатель И. А. Арсеньев,— когда прекращались представления на императорских театрах, Юсупов приглашал к себе закадычных друзей и приятелей на представление своего крепостного кор-де-балета. Танцовщицы, когда Юсупов давал известный знак, спускали моментально свои костюмы и являлись перед зрителями в природном виде, что приводило в восторг стариков, любителей всего изящного». Можно предположить, что именно изящность танцовщиц позволяла сановным зрителям считать это зрелище постным. Разрешить себе что-либо похожее могли лишь самые богатые и влиятельные сановники. Но очень многие помещики пользовались своей почти неограниченной властью над крепостными девушками и женщинами. Купечество выбрало иной путь. Обзаведение содержанкой, а то и не одной, постепенно стало нормой для купцов в столицах, а затем и в губернских и уездных городах. А наличие красивой пассии рассматривалось как столь же непременный и престижный символ достатка, что и обширный и богато декорированный дом, щегольской экипаж и лучшие лошади. Так что к концу XIX века, как утверждали мемуаристы, купеческим сыновьям к 17-летию дарили деньги на обзаведение квартирой для первой, своего рода учебной, дамы сердца и на ее содержание. Среди людей менее состоятельных выделялись однодворцы, среди которых, как считали в Святейшем правительствующем синоде, и возник широко распространившийся в Российской Империи вид греховного многоженства. Их предками были дети боярские, составлявшие до правления Ивана Грозного основную часть русского воинства и костяк чиновничества. За службу и постоянную готовность выступить в военный поход детям боярским чаще всего платили не деньгами, а землями. Причем не слишком щедро. А после появления стрельцов и регулярных войск начали отправлять на охрану южных границ, где и определяли для них земельные наделы. Обзавестись там крестьянами не было никакой возможности. Никто из земледельцев не желал отправляться в опасные места. Так что дети боярские волей-неволей начали сами, объединяясь или порознь, заниматься сельскими работами. В ходе реформ Петра I наименование «дети боярские» было упразднено и те из них, кто имел лишь небольшие земельные участки и дом, стали называться однодворцами. Крестьяне благородного происхождения не отличались богатством и, как правило, не имели крепостных (законодательство в этом отношении менялось) и после того, как торговля ими превратилась в обыденное дело, а границы отодвинулись далеко на юг от сел однодворцев. При этом рабочие руки в хозяйстве требовались до крайности. Так что привести в дом девушку из другой однодворческой семьи, которая по каким-то причинам не вышла замуж и лет в 18–20 уже считалась «засиделкой», выглядело вполне логичным решением. Родители девушки тоже не возражали, поскольку, как правило, получали «выводные» — своего рода калым. Ну а поскольку сам глава семейства жениться на ней не мог, девушку венчали с его сыном, какого бы возраста он ни был.

«Лет по двенадцати, по одиннадцати и по десяти сущих,— говорилось в указе Святейшего правительствующего синода от 15 февраля 1745 года,— и женят в таком малолетстве на девках совершенного возраста… из какового несравненных лет союза и сожития приключаются разные (как по делам в Святейшем Синоде явно) греховные падежи, иногда же и кровосмешение, волею и неволею бываемое, ибо некоторые таких малолетних сынов отцы, не страшась гнева Божьего и страшного суда Его, видя сыновей своих в том несмыленных летах находящихся, и сами ложе тех детей своих оскверняют, валяющеся и кровомешествующе со своими снохами». «Тех мужей своих умерщвляют» В том же указе подчеркивалось, что это явление распространилось среди всех поселян, включая помещичьих крестьян. Говорилось там и о том, что у подобных браков были крайне тяжелые последствия: «Девки, негодуя на тех малолетних мужей своих, не удобже рассуждая, что не сами они… их таковому неправильному и в летах неравному сопряжению их виновны, тех мужей своих умерщвляют». Мало того, Святейший синод указывал, что «снохачество», как позднее назвали этот вид многоженства в народе, порождает новых «снохачей»: «Которые такие мужья придут в совершенный возраст, а жены их тем временем состарятся, тогда те мужья их, гнушаясь старостью тех своих жен, беззаконствуют… грех к греху и беззаконие к беззаконию». В итоге священникам было приказано такие браки «по пастырскому долгу своему воспрещать», а для народа составить разъяснение этого запрещения. Однако эти запрещения и увещевания ни к чему не привели. Пять лет спустя, в 1750 году, в указе Святейшего правительствующего синода говорилось: «Некоторые поселенные при Украинской линии в Слободах однодворцы детей своих малолетних к вступлению с рослыми девками и вдовами в брачное супружество принуждают, и потом сами они чинят с теми снохами своими кровосмешение». В итоге было снова приказано следить и не допускать таких браков. Через шесть лет, в 1756 году, светскими властями была наконец установлена причина, по которой не прекращались «снохаческие» браки. «Между однодворцами,— констатировалось в доношении (послании) Правительствующего сената в Синод,— непотребный обычай в великом употреблении… чрез что как закону великая противность, так и однодворческим домам разорение происходит не от чего иного, как от лакомства попов». В документе указывалось, что браки взрослых девиц с мальчиками совершают «протопопы и попы за венчанье взятьем денег и прочего сверх положенного, с великим излишеством». Святейший синод в очередной раз предписал священникам следить за строгим исполнением прежних указов. А архиереям приказал послать указы, чтобы в их епархиях правила не нарушались.

Однако ничего не изменилось и после того. «Снохачи» начали применять трюк, помогавший и им, и венчающему малолетку с девицей священнику избежать наказания. Приходской священник объявлял себя больным, и венчание переносилось в другую церковь, где якобы не знали, какого возраста брачующиеся, и, оплошав, поверили родственникам жениха и невесты. Немало способствовали распространению «снохаческих» браков и разного рода индивидуальные послабления в наказании для «снохачей» и неправомерно венчавших священнослужителей, применявшиеся при рассмотрении конкретных дел. Перелом наступил в правление Екатерины II, в 1774 году. Поводом для резкого ужесточения применявшихся мер стало удавление взрослой крестьянкой своего двенадцатилетнего мужа, судя по всему обратившее на себя внимание императрицы. Святейший синод 17 декабря 1774 года приказал: «К Синодальным Членам и ко всем епархиальным архиереям, а где оных нет, в духовные Консистории, подтвердить еще из Святейшего Синода указами, коими велеть всем находящимся в епархиях их священно- и церковнослужителям о невенчании, в противность святых правил, таковых малолетних с возрастными девками, учинить наистрожайшее подтверждение с подписками, под неупустительным лишением их чинов; а если и за таковыми подписками кто в таковом же преступлении окажется, тех, по исследовании, лишать священства, а бывших при том церковников их звания, не отписываясь в Святейший Синод; браки же такие расторгать и законными не почитать». В следующем, 1775 году следить за неукоснительным исполнением этого указа поручили всем губернаторам. Тяжело достававшегося священства и места в приходе лишаться никто не хотел.

Дошло до того, что священники вообще начали отказываться венчать всех, кого сочли малолетними. И в 1781 году им были даны уточняющие указания.

Так что «снохачеству», казалось бы, пришел конец. Но на самом деле с появлением массового отхода молодых мужчин в города на заработки — «отходничества» — оно лишь изменило свою форму. «Укоренившийся народный обычай этот,— писал в 1871 году известный этнограф С. В. Максимов о "снохачестве",— еще сверх того обусловленный обыкновениями уходить на дальние заработки у крестьян и на долговременную службу у казаков, сумел породить новый вид преступления… Отец, уславший сына на службу или на работу, на старости лет впадает в грех любовных связей, включает себя в число снохачей». Окончательно победила «снохачество» отмена всех прежних ограничений на разводы после революции. А новое, нехристианское многоженство, как и прежде, имело разные формы, зависевшие от положения и состояния приверженных ему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru