Освещение при фотографировании монет

seneman
От seneman в Статьи форумчан,
Для получения фотографии монеты, которая бы радовала глаз и давала бы представление о её состоянии, требуется выполнить ряд условий. Правильно установить экспозицию, обеспечить фокусировку, добиться достоверной цветопередачи, приемлемое разрешение картинки, точную геометрию предмета и так далее. На большинство из этих вопросов дают ответы многочисленные издания, посвященные общим вопросам фотографии. При фотографировании мы с помощью камеры только фиксируем поток света, который проникает в объектив. И от того каким он будет, в конечном счете зависит результат наших усилий. В переводе с греческого языка фотография это светопись. Каким образом будет освещена монета, такой будет и картинка. В этой статье я хотел бы поделиться своими мыслями и рассуждениями о постановке света при фотографировании монет. Съемка монет относится к жанру предметной фотографии, поэтому нужно использовать основные правила и приемы этого направления. Предметом является металлическая пластина, зачастую глянцевая или даже зеркальная. На фотографии требуется одновременно передать блеск предмета, а так же цвет материла, его фактуру и возможные дефекты. Для удобства дальнейшего изложения стоит ввести понятия типов отраженного от предмета света, прямого и рассеянного. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет о типах отраженного от монеты света, а не о типах света, освещающего предмет съёмки. Большинство поверхностей материалов отражают оба типа света, но в разных пропорциях. От соотношения яркостей этих типов отражения зависит внешний вид поверхности. Матовая писчая бумага отражает в основном рассеянный свет. Основное свойство такого отражения – яркость такого света не зависит от угла зрения. Другими словами поверхность материала отражает свет равномерно во всех направлениях. В этом можно наглядно убедиться, если освещать лист бумаги фонариком под различными углами и наблюдать за яркость картины. Она не меняется. Зеркало, в противоположность бумаге, отражает в основном только прямой, или зеркальный, свет. Яркость такого отражения зависит от угла наблюдения. Посветите фонариком на зеркало. Если угол падения луча равен углу, с которого вы наблюдаете за поверхностью зеркала, вы увидите яркий свет. Небольшое изменение угла освещения приводит к значительной потери яркости картины. Металлы, материал, из которого изготовлены монеты, сочетают в себе, с точки зрения отражения, свойства бумаги и зеркала. В зависимости от технологии чекана и состояния, они в той или иной степени при освещении производят прямое или рассеянное отражение. От сочетания яркостей этих отражений и будет, как уже упоминалось выше, зависеть внешний вид монеты на фотографии. Пропорция, в которой в объектив попадет прямое и рассеянное отражение зависит не только от свойств поверхности монеты, но и от угла освещения. Из школьного курса физики мы должны помнить, что угол падения света равен углу отражения. Семейство углов - это множество углов, при расположении источника света в которых отраженный от предмета свет попадает в объектив камеры. Ну и что со всем этим делать, спросите вы, и, конечно, будете правы. У меня нет, да и, наверное, быть не может, готовых рецептов фотографирования, но некоторыми соображениями я поделюсь. Для наблюдения за освещением фотографируемой монеты предлагаю воспользоваться моделью монеты. Одна половина предмета, который поместим в кадре, состоит из металлизированной бумаги. Эта часть будет моделировать то, как будет выглядеть поле с блеском. Вторая половина - белая бумага для акварели, которая позволит оценить равномерность освещения и по степени различимости структуры бумаги поможет нам увидеть качество проработки рельефа. Располагая эту модель в кадре можно оценить качество осветительной схемы. Картинки не подвергались редактированию после съемки, чтобы можно было оценить то, что попадало в кадр. Вне семейства углов необходимо расположить источник света, который сформирует рассеянный отраженный свет. С помощью этого света мы покажем на фотографии цвет монеты, фактуру поверхности, рельеф портрета или легенды, наличие царапин и прочих дефектов на поле. В идеале это должен быть маленький софтбокс – насадка на лампу, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения. Софтбокс представляет собой закрытую конструкцию из двух частей: отражателя и рассеивателя. Форма отражателя подобрана таким образом, чтобы обеспечить равномерную засветку рассеивателя. В результате получается источник света в виде равномерно засвеченной плоскости достаточно большого размера. С точки зрения стороннего наблюдателя, софтбокс это равномерно светящаяся поверхность. Лампа, которая будет освещать монету, может быть любая. Необходимо только установить перед съёмкой в фотоаппарате баланс белого. Как это сделать, без труда можно найти в специализированной литературе или инструкции к аппарату. На рисунке показан свет, который создает обычная лампа накаливания. Кадр подсвечен неравномерно. Лампа находится в семействе углов и мы видим на металлизированной части её неровные отражения. Картинка заметно улучшается, если сцену освещать софтбоксом. Свет ложится ровнее, но кадр освещен неравномерно. Яркость объекта, освещенного источником света вне семейства углов, обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника. Может получиться так, что дальняя от лампы сторона монеты будет выглядеть на снимке гораздо темнее ближней. Чтобы этого избежать можно попытаться расположить источник света как можно дальше от монеты. Относительная разница в расстояниях между краями монеты уменьшится, и таким образом, уменьшится разница в освещенности. Другой путь – второй источник света или отражатель с противоположной стороны. Чтобы избавиться от бликов, требуется вывести светильник за пределы семейства углов. От высоты установки источника света над поверхностью монеты будет зависеть высота рельефа, видимого на фотографии. Чем меньше угол, тем выше рельеф и тем заметнее дефекты на поле. Сцена на правой картинке освещена светильником, расположенным под меньшим углом. При таком освещении фактура бумаги видна лучше. В результате таких улучшений получается приемлемый с технической точки зрения снимок. Видно состояние поля, рельефа, их дефекты. Но в таком фото нет «вкусности», яркости картинки из каталога или глянцевого журнала. Если расположить отражатель из серебристой металлизированной бумаги параллельно столу таким образом, чтобы он отражался в поле монеты, картинка преображается. Металлизированная часть модели на картинке уже не черная, а приобретает цвет. Если установить отражатель из золотистой бумаги, монета покроется золотистой «патиной» Надеюсь, что эта статья окажется полезной для читателя в качестве предмета для размышлений, идей для поисков и будет способствовать фотографическому творчеству собирателей. Литература. 1. Fil Hunter, Steve Biver, Paul Fuqua. Light–Science & Magic. An Introduction to Photographic Lighting.
  • 31 ответ