Гришман

Среди панцирных бояр. Непоротово, Себежского уезда. 1909г.

В теме 12 сообщений

Витебские губернские ведомости №211

23.09.1909

Среди панцирных бояр.

Непоротово, Себежского уезда.

             В № 158 «Витеб. Губ. Вед.» за настоящий год мы рассказали краткую историю б. панцирных бояр, из которой видно, что права их были очень велики. К сожалению, панцирные бояре ими не воспользовались. Тем не менее, благодаря полной свободе самоуправления и солидной обезпеченности земельной собственностью, панцирные бояре, предки теперешних крестьян-собственников, в бытовом отношении значительно отличались от окружающаго их податного сельскаго населения, что хотя и слабо отразилось и на их потомках – теперешних стариках. В этом отношении нас интересует 3 стороны: 1) поземельное устройство, 2) суд прежде и теперь и 3) образование и самопомощь. В отношении владения земельными угодьями панцирные бояре делились на войтовства. Население каждаго войтовства составляло одно общество во главе с выборными – старшиной и мужами. Каждое войтовство владело определенною площадью земли, планированной при генеральном межевании в Царствование Императрицы Екатерины Великой. Земли было так много, что каждый селился на излюбленном незанятом месте и вел свое хозяйство. С течением времени единоличный поселок разрастался в целую деревню. Сообразно с этим увеличивалась и посевная площадь полей, распахиваемая из под лесу, который, как и вся площадь земли, являлся собственностью целаго войтовства. Пастьба рогатого скота и постоянно необходимых для текущей хозяйственной работы лошадей производилась поблизости от поселения. Лошади же, необходимыя для военных надобностей, паслись общим табуном на прекрасных заливных лугах при р. Великой, поросших густой уремой. Почему для удобства нахождения им к шеям привязывали колокольчики, по звону которых табун и отыскивался конюхами. Это обстоятельство, вероятно, и дало название поселкам, прилегающим к главным лугам, - Конюхи и Звиняги. Такой порядок шел до тех пор, пока существовало боярство, как отдельное сословие. С 1873г., когда звание панцирных бояр и все их права и преимущества были отняты и сами они во всем приравнены к сельским обывателям, жизнь их стала выкраиваться по общей мере для нашего крестьянства. Наложение поземельной подати вызвала необходимость распределения земельных угодий по отдельным деревням. При этом пахатная и сенокосная земля осталась в руках тех лиц, которые ею пользовались раньше, независимо от величины площади. Общий лес, которым тогда не дорожили, захватывался в такой площади, которую данная деревня находила для себя необходимой, лишь бы не нарушать интересов другой деревни. После разбора лесной площади деревнями, ея еще осталось несколько сот десятин с большим озером, носящим название Белое. Эта общая площадь существует и теперь под именем «Дедовщины». Таким образом, каждая деревня стала уже пользоваться определенным местом не только пахатной земли, как раньше, но и сенокосной на заливных лугах при р. Великой и Лесной. При этом границы не были установлены землемерами. Самая площадь, принадлежащая известной деревне, определялась отчасти «на глаз», а в большинстве случаев «по квертану» волостными заправилами.

             В такой-то деревне и Ермошка и Лукаш носят хорошие суконные кафтаны и часто угощаются в шинке – волостные заправилы постановляют: этой деревне платить за столько-то десятин и платят до последняго времени. Ни одна деревня не имеет плана и не знает величины своей площади земли. В этом отношении б. панцирные бояре до последняго времени совершенно не устроены. И Бог весть, когда бы началось у них землемерие, если бы не подоспели землеустроительныя комиссии. В настоящее время, благодаря внимательному и умелому отношению к делу непременнаго члена себежской землеустроительной комиссии А. К. Свержбинскаго и удачному назначению производителем землеустроительных работ старшаго землемера И. И. Гусева, прекраснаго техника и человека, в буквальном смысле душу свою отдающаго делу землеустройства, у б. панцирных бояр непоротовской волости быстро пошло разселение на хутора. При этом обнаруживается, что ни одна деревня не платила повинностей за действительную площадь: одне переплачивали, другия владели иногда довольно большой площадью без обложения. Это последнее обстоятельство имеет значительное влияние, побуждающее к переходу на хутора, которые дают не только возможность более правильно и интенсивно вести хозяйство, но и возможность получить подробный план всех угодий с точным определением их площади, что для б. панцирных бояр особенно важно, так как их земли по доходности и платежу земскаго сбора приравнены к землям помещиков и оценены полностью как удобныя, тогда как у них есть много неудобных и малоудобных земель. Нам думается, что органам, ведующим землеустройство, необходимо воспользоваться большой наличностью работяющих в губернии землемерных техников и по своему почину будущим летом произвести междудеревенское размежевание земель б. панцирных бояр с составлением подробных планов. Этим было бы достигнуто не только справедливое распределение налогового бремени, но и сильно двинуты работы по разбивке на хутора, которые теперь задерживаются соседними деревнями по просьбе нежелающих переходить на хутора не соглашающимися закреплять границ, установленных фактическим пользованием. Быстрый поголовный переход к хуторскому ведению хозяйства для непоротовцев особенно необходимо в виду полнаго бесхозяйничанья, вызваннаго отсутствием порядка общедеревенскаго. Солидарности прошлых времен теперь и помину нет. Каждый старается поживиться на счет другого. Начались кражи друг у друга леса, который имеет хороший сбыт, благодаря близко проходящей Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д. Это быстро ведет к полному обезлесенью громадных площадей, которыя ни к чему другому негодны в виду песчаной почвы, т. к. помимо того, что и последний крупный строевой лес уплывает, но и заросли захваращиваются, что дает хороший материал паровозам и злонамеренным лицам для поджогов. В последние годы большая часть непроходимых лесов и мелких зарослей уничтожена лесными пожарами и представляет теперь пустыри. Особенно пострадала «Дедовщина», прорезанная железной дорогой, и прилегающие к ней леса дер. Мещково*. Между тем «Дедовщина» при порядочном ведении волостного хозяйства могла быть солидным запасным лесным фондом, который при правильном эксплуатировании мог покрыть все расходы, вызываемые мирской бор. В настоящем же своем виде она была бы пригодна только во времена кн. Владимира святого при условии, еслибы и непоротовцы, как жители Эстонии, платили дань лыками и вениками: она после пожара начала заростать кустами березника. Или же для использования этих свежих, гибких, душистых березовых ветвей для березовой каши господам общественным хозяевам в благодарность за «труды на общую пользу». Таково поземельное устройство непоротовцев, вернее сказать полное неустройство.

             Вторая интересующая нас бытовая сторона – суд прежде и теперь – представляет больший интерес за время боярства и первое время после его уничтожения. Тогда суд действительно был скорый, правый и милостивый. Последствием чего было такое доверие друг к другу, котораго теперь не встретить у отца к сыну. До какой степени сильно было это доверие и уважение к волостному своему выборному начальству и судьям, ясно говорят приписки к заключаемым письменным договорам вместо теперешних неустоек: «А буде которая сторона сие условия нарушит, тому стыдно». «Настоящий договор обе стороны сохранят свято, в том порука волостная изба». Этого было вполне достаточно. Не то теперь. Теперь стыд уступил в степени силы дыму. «Стыд не дым – глаза не выест», говорят непоротовцы, хотя и живут в чистых, светлых, просторных хоромах, тогда как их предки бояре коптели в дыму курных хат. Судяжничество развилось до крайности, чему причиной в значительной степени служило и полуземельное неустройство. Но самым главным условием развития судяжничества является связывание хохлов лицами, имеющими от суда поживу, и неисполнение судебных приговоров. Чтобы не быть голословным, иллюстрирую последнее примером. К сожалению я не располагаю датами решений самаго волостного суда. Привожу поэтому только время утверждения его уездным съездом и время предписаний, исполнив с указанием времени «исполнения». Постановление вол. суда уездным съездом утверждено 13 декабря 1903 г., предписано исполнить 18 мая 1904 г. Волостное же начальство выдало приказ старосте об исполнении только 5 июня 1908 г. По другому делу утверждение решения уездным съездом последовало 16 ноября 1905 г., предписано исполнить 31 мая 1906 г. Приказ же выдан разом с первым. Этим дело и кончилось. И до настоящаго времени эти и другия постановления суда, прошедшия все крестьянския судебныя установления до губ. присутствия включительно, ждут своего исполнения. Неудивительно поэтому, что какой-нибудь судяга не дает жить другому на протяжении целых десятков лет, при чем и сам разоряется до конца (но не взысканиями на удовлетворение потерпевшей стороны)…

             Образование непоротовцев началось одновременно с остальными сельскими обывателями, когда в шестидесятых годах XVIII в. в Западном крае стали открываться народныя училища. Непоротовцы одни из первых получили училище, открытое в с. Кицкове. Все время своего существования это была самая многолюдная и устроенная школа. Многие непоротовцы с 1872 г., когда открылась полоцкая учительская семинария, продолжали свое образование в ней и по окончании сами работают на учительском поприще. Вообще непоротовцы в отношении образования стоят гораздо выше наделенных крестьян. В этом отношении помогла большая зажиточность, а также плодотворная работа незабвеннаго там учителя П. А. Лопатнева. Его учеников теперь можно встретить на службе в разных учреждениях главным образом по мин. нар. пр.**, куда покойный П. А. преимущественно их направлял. В настоящее время в Непоротове, кроме открытия новых начальных школ, хлопочут об открытии городского училища, т. к. население не удовлетворяется знаниями одноклассных и двухклассных училищ.

             Что касается взаимопомощи, то необходимость ея непоротовцы сознавали очень рано. У них уже давно открыта и функционирует вспомогательная касса. Плохо только, что ею распоряжаются волостные заправилы, - почти безотчетно. По крайней мере население уже несколько лет подряд не может добиться, чтобы волостное правление ежегодно отчитывалось перед их выборами, составляющими волостной сход. Почему у населения нет уверенности в том, что в данное время в кассе все обстоит благополучно. С 3 июля 1905 г. У непоротовцев функционирует потребительское общество, которое имело большое влияние на урегулирование цен. Однако, вследствие индифферентнаго отношения к делу общества кицковской интиллигенции, кроме учителей, и членов волостного правления, ему вероятно придется погибнуть. За последнее время большия надежды подает непоротовский сельско-хоз. кружок, в котором принимает деятельное участие уважаемый свящ. о. А. Никифоровский. Кружок еще плодотворно будет работать, если доведет до конца взятое на себя дело о преобразовании вспомогательной кассы в ссудо-сберегательное товарищество, так как тогда общественныя деньги будут широко использованы на хозяйственныя нужды действительно нуждающихся, а не будут как теперь служить средством угнетения бедняков прихлебателями волостной избы.

Д. Г-ский.***

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*вероятно, опечатка, имеется в виду д. Мацково

**министерство народного просвещения

*** Даниил Филиппович Гришмановский, Родился: 17.12.1880, д. Мацково. С 01.10.1909 г. по 01.10.1910 г.состоял учителем заводской вечерней школы при Витебском винокуренном заводе. В 1910г. был членом Витебской археографической комиссии. В 1919 заведовал Кицковской школой первой ступени, которая была преобразована в школу первой и второй ступени с девятилетним сроком обучения. В дальнейшем был учителем школ в с. Кицково и д. Мацково. Умер: 09.02.1956 в Идрице от онкологии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
29 минут назад, Гришман сказал:

   В № 158 «Витеб. Губ. Вед.»

а это есть? из статьи видно что бардак начался при Софии. до того был порядок и благочестие

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Только что, нахалёнок сказал:

а это есть? из статьи видно что бардак начался при Софии. до того был порядок и благочестие

Есть. Но я не оцифровывал. На выходных займусь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

думаю, сие много интереснее будет :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, нахалёнок сказал:

думаю, сие много интереснее будет :)

Я от этой статьи тоже большего ожидал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

да. тут многовато воды

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
19 часов назад, нахалёнок сказал:

а это есть? из статьи видно что бардак начался при Софии. до того был порядок и благочестие

Сорри, этой нет. Попросил по возможности сделать фотокопию. Есть статья из 1-го номера за этот же год.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Витебские губернские ведомости №1
01.01.1909
«Панцирные бояре»
Такое название, для некоторых совершенно неслыханное, а для многих, слышавших его, представляющееся чем то мало понятным, сохранилось до сих пор в житейском обиходе за особым разрядом сельских и городских обывателей.
Темно и непонятно для многих историческое происхождение «панцирных бояр», а еще меньшему кругу лиц известны социально-правовыя нормы, обучловливающия место и положение этих бояр в иерархии «состояний» и характер владения и пользования состоящими в обладании их землями.
В 1907 году, когда применение указа 9 ноября 1906 года о выходе из общины и укреплении крестьянами в личную собственность надельных земель не получило еще в Витебской губернии достаточнаго опыта, министерство внутренних дел разъяснило, что первый отдел указа 9 ноября о выходе из общины распространяется и на земли сельских обывателей из панцирных бояр.
Когда же стали применять это разъяснение на практике, то возник целый ряд недоразумений и затруднений, давших основание считать вопрос о применении указа 9 ноября к панцирным боярам – недостаточно выясненным.
Но если до сих пор знакомство с этим разрядом обывателей было уделом редкаго специалиста или любителя, то в настоящее время, когда многим правительственным агентам и общественным деятелям пришлось стать на практике лицом к лицу перед этим неведомым сословием, желание познакомиться с ним, составить о нем себе определенное представление становится более и более общим.
Нам хотелось бы ответить посильно этому запросу, поделиться с читателем скромными данными, имеющимися в нашем распоряжении.
В витебской губернии «панцирные бояре» населяют гультяевскую волость невельскаго у. и непоротовскую и езерийскую волости – себежскаго.
Кто и откуда они?
И. И. Лажечников *) в своем романе «Внучка панцирскаго боярина» устами Ранеева говорит, что «во времена сивки-бурки, вещей-каурки, это были пограничные стражники близь рубежа Литвы с Россией. Они должны были охранять границы от нечаяннаго вторжения неприятеля, в военное же время быть в полной готовности к походу. За то пользовались большими участками земли, не платили податей, освобождались от других повинностей. Бывали они в деле, нюхали ли порох, это покрыто мраком неизвестности. Позднее панцирные бояре составляли почетную стражу польских крулей, когда они выезжали на границы своих коронных земель. Встретить и проводить наияснейшаго, вот в чем состояла вся их служба – не тяжелая и не опасная. За этот парад пан круль оделял свою почетную стражу дукатами, собранными с жидов и голодных крестьян, имевших счастье обитать на его коронных землях. Некоторые панцирные бояре получали в награду и шляхетство… Но эти времена давным давно прошли, сделались мифом. Теперь панцирные бояре только именем существуют еще кое-где в западных губерниях. Они сошли со своей почетной сцены в ряды государственных крестьян и мещан и с богатых коней пересели на клячи. Редкие из них удержали за собою шляхетство. Но гонор их еще не угас, в сундуках у некоторых хранятся еще панцири».
Эти данныя литературнаго источника находят себе подтверждение и в официальных документах.
В докладе Правительсвующаго Сената, получившем 21 января 1877 г. Высочайшее утверждение, говорится, что «панцирными боярами» именовались при владении белорусским краем королевством польским свободные люди разнаго звания, коим правительством королевства жалованы были земли в пограничных областях с обязательством отправлять военную службу и с предоставлением им некоторых привилегий. При присоединении Белоруссии к России сословие панцирных бояр было сохранено и упоминается в ст.ст. 872-885 т. IX св. зак. (изд. 1857 г.), причем принадлежащия к этому сословию лица отправляли подушную подать, наравне с вольными людьми, но от взноса в казну оброка были освобождены. Засим, мнением Государственнаго Совета, Высочайше утвержденным 27 марта 1873 года, панцирные бояре витебской губернии включены были в общий состав сельских или городских обывателей, в зависимости от проживания их на жалованных землях или в городских местностях. Петрвые зачислены были в разряд крестьян-собственников со всеми правами, сим крестьянам предоставленными положением 19 февраля 1861 года, и обязаны были наравне с крестьянами собственниками отбывать государтсвенныя подати, земския и мирския натуральныя и денежныя повинности. Пожалованныя же бывшим панцирным боярам земли тем же мнением Государственнаго Совета от 27 марта 1873 года признаны их полною собственностью в том количестве десятин, какое утверждено за ними по актам специальнаго размежевания общих их с другмим владельцами дач. Относительно владения этою землею и права собственности на оную, личную, или по наследству, был сохранен существовавший порядок; входящие же в состав их земель леса, принадлежащие обществам бывших панцирных бояр, но находившиеся в ведении казеннаго местнаго управления, поступили в ведение этих обществ. Принадлежащими им землями и лесами крестьянам-собственникам из бывших панцирных бояр предоставлено распоряжаться по своему усмотрению, на основании общих законов (Выс. Утв. 27 марта 1873 г. мн. Гос. Сов., полное собр. Зак. № 52061, пунк. 2).
Засим переделы у панцирных бояр витебской губернии были так называемые «частные», как, например, переход деревни от трехпольнаго к четырехпольному землепользованию, уменьшение числа полос (соединение мелких полос в более широкия) и т. д., причем, однако, никогда не изменялось коренное число десятин домохозяина и такие частные переделы совершались лишь при общем согласии и в большинстве случаев даже без составления письменных приговоров. Это свидетельствует о том, что бояре никогда не смотрели на землю, как на общинную собственность, а как на личную собственность владельца земли.
У бояр существует наследственное право, в силу котораго владельцами земли являются и дочери бояр, причем незамужняя дочь при наличности братьев получает землю лишь в пожизненное пользование, после ея смерти земля переходит к братьям; если же боярин имеет лишь дочерей, то земля распределяется по розной части между ними, и дочь, вышедшая в замужество даже в чужую волость, считается владелицей отцовской земли и передает ее своим наследникам. Таким образом, в деревне никогда не образовывалась «выморочная земля», а наследниками на землю являются всегда родственники умершаго. Об этих землях делаются также завещательныя распоряжения.
Панцирные бояре всегда свободно продавали свои земли и за отсутствием документов, боярин, желающий продать свою землю, совершает так-называемую «сделку», в силу которой он обещает покупщику к известному сроку заплатить известную сумму, в обезпечение которой он отдает свою землю. С наступлением срока и неуплаты денег покупщик делается полным собственником земли. Часто совершаются даже купчия крепости и в большинстве случаев таким образом, что продавец выдает на значительную сумму покупщику векселя, которые представляются ко взысканию судебным порядком и земля продается судебным приставом с публичнаго торга. В настоящее время в некоторых случаях владельцами земли быв. панцирных бояр являются помещики дворяне. Эти условия, несогласныя с постановлениями ограничительнаго закона 14 декабря 1893 года и положений о поземельном устройстве сельских обывателей различных наименований, не могут, однако, мешать признанию безспорности надельнаго характера земель панцирных бояр и обязательности применения к ним указа 9 ноября 1906 года, так как во всяком случае остаются несомненными два главных факта, обусловливающие надельный характер земли – это, во 1-х, тот, что земля приобретена боярами не от частных лиц и не частным порядком, а от правительства – сначала польскаго королевства, а затем, по присоединении королевства к России, эти земли оставлены у бояр и русским правительством, и во 2-х – что при поземельном устройстве в 60-х годах, сельские обыватели, обезпеченные уже жалованными и иными землями, призваны были поземельно-устроенными уже и не требовавшими новаго наделения.
С другой стороны нельзя не считаться с бытовой стариной, с фактическими условиями и образом жизни панцирных бояр.
С бытовой точки зрения панцирные бояре, по всему своему обиходу, ничем не отличаются от крестьян; так же, как бывшие государственные и помещичьи крестьяне, владеют своими землями чрезполосно и сообща с однодеревенцами, составляют сельския общества и волости, платят мирския, волостныя и сельския повинности и подведомственны волостному суду. На земли свои, пожалованныя им в стародавния времена, они никаких документов не имеют и в общегражданском порядке своих прав на оныя при наследовании и для совершения купчих крепостей доказать не могут, посему при совершении запродаж принуждены прибегать к упомянутым выше окольным путям – описи и продаже своих участков с публичных торгов при уездном съезде; в правах же наследства в обще-гражданском порядке они за самыми редкими исключениями лишены всякой возможности утверждаться и владеют преемственно от отца к сыну своими землями по давности владения без всякаго законнаго оформления прав.
Землевладение панцирных бояр лишь у единичных лиц более или менее крупное, в большинстве же случаев приближается к владению крестьян с тем отличием, что у них иногда имеются нераздельныя между домохозяевами, а часто и между целой группой деревень лесныя пространства.
При таких условиях землевладения и при стремлении большинства панцирных бояр к разделу на отрубные хуторские участки – в себежском уезде они явились пионерами разселения на хутора и первые прибегли для сего к содействию землеустроительной комиссии и ея землемеров, - применение к панцирным боярам обще-гражданских законов по землевладению явилось бы для них крайне невыгодным и поставило бы их в отношении прав землеустройства и землепользования в безвыходное положение.
Вряд ли они выиграли бы от такого кажущагося расширения прав, но несомненно многое потеряют и прежде всего – право пользоваться услугами землеустроительной комиссии и ея землемеров для перехода от чрезполоснаго владения к правильному хуторскому землепользованию. Обращение к окружным судам для утверждения в правах наследства и владения по давности, как панцирных бояр, при раздробленности и маломерности участков им оказалось непосильным, а судебный раздел на отдельные участки по его длительности, дороговизне и массе формальностей окажется и совсем уж непосильным, почему начавшееся и имеющее в ближайшем будущем захватить большинство деревень панцирных бояр разселение на хутора окончательно затормозится и надежды на завершение их землеустройства не будет никакой.
В виду этих соображений земли панцирных бояр надлежит отнести к разряду надельных, но, в виду целаго ряда вышеуказанных признаков подворно-чрезполоснаго у бояр владения, Указ 9-го ноября 1906 года должен быть разспространен на эти земли в части не I-го, а II отдела его, относящагося к поселениям с подворным владением.
Так высказался, между прочим, только что закончившийся съезд непременных членов губернских присутствий и землеустроительных комиссий.
*) Полн. Собр. Соч., изд. Вольфа 1899 г., т. IV.
Г. Яненко

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно, спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

И. И. Лажечников *) в своем романе «Внучка панцирскаго боярина»

текст есть у нас на сайте. читать смысла нет. о нас-только эти строки. известный сочинитель 19 века. жанр-бабские сопли дамский роман

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

За то пользовались большими участками земли, не платили податей, освобождались от других повинностей.

чистая правда

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

Позднее панцирные бояре составляли почетную стражу польских крулей, когда они выезжали на границы своих коронных земель. Встретить и проводить наияснейшаго, вот в чем состояла вся их служба – не тяжелая и не опасная.

про стражу не знаю. а вот то что были поселения Большой и Малый Рубежники-это было. и есть и сейчас Рубежник, слился.

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

За этот парад пан круль оделял свою почетную стражу дукатами, собранными с жидов и голодных крестьян, имевших счастье обитать на его коронных землях. Некоторые панцирные бояре получали в награду и шляхетство…

эээ. как можно было дать шляхетство? шляхтич=католик. а среди наших только Игнатович вроде сменил веру. да и про голодных крестьян как то странно. до 1782 экспорт зерна через Ригу, Ревель и иные порты был офигительным. когда пришла РИ, это было запрещено, зерно оставалось в Беларуси. а через порты бедные евреи гнали лес на экспорт. а вот зерно, чтобы не везти на Архангельск, перегоняли на оковыту. ранее рентабельнее было везти зерно, а позднее-продукт.

 

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

Редкие из них удержали за собою шляхетство.

ну откуда шляхетство? какое? какого герба?

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

У бояр существует наследственное право, в силу котораго владельцами земли являются и дочери бояр, причем незамужняя дочь при наличности братьев получает землю лишь в пожизненное пользование, после ея смерти земля переходит к братьям; если же боярин имеет лишь дочерей, то земля распределяется по розной части между ними, и дочь, вышедшая в замужество даже в чужую волость, считается владелицей отцовской земли и передает ее своим наследникам. Таким образом, в деревне никогда не образовывалась «выморочная земля», а наследниками на землю являются всегда родственники умершаго. Об этих землях делаются также завещательныя распоряжения.

частично правда

дочь, вышедшкая замуж за боярина, переходила в его род с приданым. дочь, вышедшая замуж за крестьянина (а это было нечасто да то на поверку оказывалось что крестьянин то из бояр) по смерти своей возвращала земли. или по смерти мужа возвращалась в род с приданым

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

Панцирные бояре всегда свободно продавали свои земли и за отсутствием документов, боярин, желающий продать свою землю, совершает так-называемую «сделку», в силу которой он обещает покупщику к известному сроку заплатить известную сумму, в обезпечение которой он отдает свою землю. С наступлением срока и неуплаты денег покупщик делается полным собственником земли.

или это способ купить боярство

В 22.11.2025 в 16:24, Гришман сказал:

На земли свои, пожалованныя им в стародавния времена, они никаких документов не имеют и в общегражданском порядке своих прав на оныя при наследовании и для совершения купчих крепостей доказать не могут

фига се. а в росписи разве чётко всё не обозначено? и права королям не признавались?

 

в общем пропагандистская статья начала 20 века. немного правды. много лжи. но обыватель считает что весь винегрет-правда

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Витебские губернские ведомости №158
17.07.1909
Среди панцирных бояр.
С. Непоротово, Себежского уезда.
Вы среди б. панцирных бояр – этой редкой разновидности сельских обывателей, встречающейся только в нашей губернии. Историческое прошлое панцирных бояр скрыто от них самих, да и интересуются им только старики, «природные бояре». Они особенно тщательно хранят старые документы, где писались еще боярами. От них-то и можно поразузнать кое-какия предания о боярстве. Молодежь же представляет из себя «боярство»с другой стороны. Рассказы стариков и ненапечатанное письмо «Населению Непоротовского общества» И. А. Мелихова начало панцирных бояр относят ко времени Литовскаго князя Витовта (1392-1430). Самое звание «панцирные бояре» получилось от обязанности их «служить конм и доспехом» по образцу, который заимствовал Витовт у немецкаго ордена, под покровительство котораго он отдался, когда у него завязалась борьба с двоюродным братом – польским королем Ягайло. Как на доказательство того, что боярство их получило начало от Витовта, старики ссылаются на название местности «Витовтов ключ», лежащий в пределах Непоротовскаго общества, происхождение котораго они объясняют так. Когда шла продолжительная борьба Витовта с зятем его Московским великим князем Василием Димитриевичем, Витовт не раз проходил со своими войсками через местность, где и теперь живут панцирные бояре. Раз войско заблудилось в непроходимых тогда сосновых борах и очень страдало от недостатка воды. Витовт после горячей молитвы ударил мечем в землю и из сыпучаго песка потекла вода. Так получился «Витовтов ключ». Как пограничная стража, панцирные бояре выступают на историческую сцену вскоре по смерти Витовта, когда Литва соединилась с Польшей, на что панцирные бояре имели от королей грамоты, наделявшия их правами польской шляхты, что доказывается правом их владения землей, а так как по польским законам это право принадлежало только лицам привилегированным, панцирные бояре понимали сови права и защищали их от посягательства на них королевских наместников, которые требовали, чтобы панцирные бояре выдавали подводы под наместнических слуг и оказывали им услуги при проездах через боярския владения. Такия требования панцирные бояре считали незаконными и несовместимыми со своими правами, почему и жаловались непосредственно королям. Короли внимали этим жалобам и строго предписывали своим наместникам не вводить никаких новин, а держаться старины. Об этом говорят две грамоты XV и XVI в.в., явленныя в 1630 г. июня 10 дня в актовой книге витебскаго земскаго суда, хранящейся в виленском центральном архиве под № 112/47. Простая жизнь панцирных бояр, по происхождению русских и по вере православных, не усвоивших блестящей жизни польской шляхты, обращала внимание на них и их владения помещиков, которые и посягали на их свободу и права, почему права бояр подтверждались всеми королями со времени Сигизмунда II (1548-1572) вплоть до половины XVIII в. Последнее подтверждение было сделано 12 декабря 1746 г. королем Августом III.
Обязанности пограничной стражи панцирные бояре несли все время до разделов Польши при Екатерине Великой, когда панцирные бояре очутились внутри русскаго государства и потеряли значение пограничной стражи. После присоединения Западнаго края к России, на права и земли панцирных бояр вновь начались посягательства со стороны приезжих «помещиков». По сказаниям стариков, панцирные бояре боролись с ними силою и прогоняли их. Появление самозванных «помещиков» с подложными грамотами царицы, якобы пожаловавшей им земли панцирных бояр и их самих, вынудило панцирных бояр обратиться с просьбой о подтверждении своих прав непосредственно к самой Императрице. Императрица заинтересовалась панцирными баярами, собрала сведения о них и захотела видеть это особое войско лично. Отряд панцирных бояр был вызван в Петербург, где ему и был произведен смотр на Царицыном лугу. Личное ознакомление Императрицы с панцирными баярами окончилось тем, что все права панирных бояр были оставлены за ними. Мало этого, им были даны вновь некоторыя привилегии: полное общественное самоуправление, право ведения промышленности и торговли без оплаты пошлин и проч. Свое право панцирные бояре использовали только в отношении выгонки и продаажи водки, о чем еще и теперь напоминают «проворища» - название мест, где стояли провора (водочные заводы) и места, где стояли славныя корчмы, с которыми связаны целыя легенды. Обилие дешевой водки низвела раньше широко развитую общественность на степень пьянаго сборища, решающаго дела за водку в пользу того, кто больше пропоит. Почему в обществе всегда старшинствовал не лучший человек, а богатый, толстосум, который и хозяйствовал в своих интересах. Это сказалось и до настоящаго времени – потомки б. старшин самые зажиточные среди б. панцирных бояр. Свободно, привольно и пьяно жилось панцирным боярам до эпохи великих реформ при Императоре Александре II, когда вопросом сохранить или не сохранить звание панцирных бояр занялся государственный совет. Из собранных о панцирных боярах сведений совет усмотрел, что панцирные бояре нисколько не отличаются ни в умственном, ни в культурном отношении от крестьян, а потому и положил мнением: слить панцирных бояр с прочими сельскими обывателями на следующих основаниях.
1. Панцирные бояре перестают образовывать из себя особое сословие и входят в общий состав сельских обывателей.
2. Те из панцирных бояр, кои водворены на землях, им пожалованных или самими ими приобретенных в собственность со всеми правами сим крестьянам предоставленными Высочайше утвержденным 19 февраля 1861 года общим положением о крестьянах и продолжают наравне с крестьянами – собственниками отбывать государственныя подати, земския и мирския денежныя и натуральныя повинности, а также и повинности рекрутския.
3. Пожалованныя панцирным боярам земли признаются их полной собственностью в том количестве десятин, какое утверждено за ними по актам специальнаго размежевания общих их с другими владельцами дач. Относительно владения этою землею и права собственности на оную, личной или по наследству, сохраняется существующий порядок; входящие же в состав их земель леса, принадлежащие обществам б. панцирных бояр, но находящиеся в ведении казеннаго лесного управления, поступают в ведение сих обществ с принадлежащими им землями и лесами; крестьяне собственники из б. панцирных бояр могут ими распространяться по своему усмотрению на основании существующих законов.
4. С изданием настоящих правил все доныне действующия о панцирных боярах узаконения, отменяются. Эти правила Высочайше утверждены 27 марта 1873 г.
Так непоротовцы потеряли свое и бумажное боярство.
Д. Г-ский.

 

Большое спасибо @cat_helen_cat за фотокопии оригинала!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
7 минут назад, Гришман сказал:

Простая жизнь панцирных бояр, по происхождению русских и по вере православных

пропаганда в чистейшем виде. к русским отношения вообще не имели, а к православию принудили, закрыв униатскую церковь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу