Фима Фокс

Ф. Сребреник и античная монета с псевдоисторией

В теме 22 сообщения

Никогда такого не было, и вот опять (с)

Попросили "оценить", вещи принадлежат человеку далёкому от нумизматики, но серьёзному.

Ес-сно, с псевдоисторией, с подробностями и прочими атрибутами.

Фото, правда, типа таких, по которым невесту в 80+ выбирать, но других нет.

что-то мне подсказывает, что запрашивать более качественные и не потребуется.

Прошу высказаться, не скрывая. Люди должны знать правду.

Ну и тему прошу переместить в соответствующий раздел.

 

Цитата

Монета Скифского царя Атея, монета купленная мною в 1995 году у Семёновой Ольги Петровны( внучки полицейского урядника уездного города Старобельск, Харьковской губернии, Российской империи), предположительно являлась предметом, Старобельского клада, 1892 года из балки Водяной Яр, с. Подгоровка, который с тех пор храниться в музее Эрмитаж,г. Санкт-Петербург (Скифо-сарматский переходный период). Ссылка на сайт: Lg.archives.gov.ua / История Луганского края, страница 59/, а также К.Ф. Смирнов «Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии» стр.86  Монета хранилась в семье и передавалась по наследству. Вес данной монеты 5,37 грамма, чеканка ~400-й год до н.э,  материал: серебро. На аверсе:Изображение головы Геракла в шкуре льва. На реверсе: Скифский воин с луком на низкорослой Скифской лошади и надпись ATAIΛΣ,Гурт:Оформленный гладкий плоский цилиндр с округлёнными краями. Способ изготовления: литой кружок,штемпель.

 

Цитата

Серебреник Ярослава Мудрого, монета «кладовая», поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с.Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем. Более месяца находилась в сосуде с оливковым маслом и затем была почищена динатриевой солью этилендиаминтетрауксусной кислоты(трилон).  Вес данного серебреника 4,33 грамма, год чеканки 1014-1015, материал: серебро арабских монет. На аверсе: Изображение св.Георгия (христианского покровителя Ярослава). На реверсе: Родовой знак Рюриковичей и надпись lАРОСЛАВЛЕ  СЪРЕБРО., Гурт: плохо оформленный гладкий плоский цилиндр. Способ изготовления: литой кружок, штемпель.

 

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
8 минут назад, Фима Фокс сказал:

Монета Скифского царя Атея

Это круто:givi:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В фокусе.

sreb_front_240.jpg

sreb_back_240.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

т.е. вещь хорошо в узких кругах известная?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну вы видите, как это чудо вблизи и в фокусе выглядит? 

А вот как аутентичный: 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
35 минут назад, Фима Фокс сказал:

Монета Скифского царя Атея

Вот два разных мнения авторитетных людей о скифской монете (не о показанной).

Цитата

Легкая вогнутость, не совсем правильный кружок и неровный, необработанный гурт вполне соответствуют техническим нормам античных монет. Изображения обеих сторон потерты, что свидетельствует о довольно продолжительном пребывании монеты в обращении. Второй экземпляр этого типа, хранящийся в Гос. Эрмитаже, также не производит впечатления поддельного и в этом смысле «никогда не вызывал сомнений» у Л. Н. Беловой. Наличие двух экземпляров этих редчайших монет, чеканенных одной парой штемпелей (это мнение было высказано Л. Н. Беловой и разделяется мною), но различной сохранности, устраняет всякие сомнения в их подлинности. То же самое следует сказать о монетах второй группы. Издававшие их в свое время видные нумизматы Ф. Имхоф-Блумер (Imhoof-Blumer) и Г. Хилл (G. F. Hill) не допускали и тени сомнения в подлинности монет. Таким образом, вопрос о подлинности монет Атея (Атаила, of Atail) решается в безусловно положительном смысле.

Цитата

Однако нет никаких сведений об археологическом происхождении эрмитажного экземпляра монеты Атея, и по просьбе автора данной статьи в физико-рентгеновской лаборатории Эрмитажа был проведен рентгеноструктурный анализ этой монеты. Анализ показал, что монета не чеканенная, а литая. Следовательно, тем больше оснований считать ее поддельной.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Фима Фокс сказал:

монета купленная мною в 1995 году у Семёновой Ольги Петровны( внучки полицейского урядника уездного города Старобельск, Харьковской губернии, Российской империи), предположительно являлась предметом, Старобельского клада, 1892 года из балки Водяной Яр, с. Подгоровка, который с тех пор храниться в музее Эрмитаж,г. Санкт-Петербург

Легенда просто замечательная.

anokhinv1965scythiancoin2.thumb.jpg.d9083b842c178de96ec56c752e3d4168.jpg

Цитата

Она поступила в Эрмитаж в 1950 г. в составе огромной партии монет, включавшей, по-видимому, много коллекций и значившейся под одним общим, ничего не объясняющим номером. Таким образом, происхождение монет этой группы остается неизвестным

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Фима Фокс сказал:

Способ изготовления: литой кружок

Что и требовалось доказать:sarcastic:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

дзядзька Фіма, гэта явно из списка того, шо ты не ухваляеш

чыстай вады садаміцтво от нумезматики

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Фима Фокс сказал:

т.е. вещь хорошо в узких кругах известная?

Криворукие изготовители «сювениров» предприняли жалкую попытку воспроизвести нечто похожее вот на этот эрмитажный сребреник Ярослава.

 

Вот он, был на выставке «Святая Русь» (26 мая – 14 августа 2011 года):

Ярослав Сребреник.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Фима Фокс сказал:

т.е. вещь хорошо в узких кругах известная?

А вот, он в витрине Эрмитажа, в нумизматической галерее на третьем этаже:

IMG_5473 2.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

Чудны дела Твои, Господи.

Изменено пользователем Фима Фокс
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Только что, Фима Фокс сказал:

Но показанный Вами предмет и мутное нечто на присланных мне фото, получается, из одной партии?

 

Да. Обычная литая кака.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо за обсуждение. Владельцу, видимо, будет о чём поговорить с поставщиками артефактов.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А вот и официальные документы на исходники подоспели из проверенных неназываемых источников

 

Цитата

Приложение №1

К Экспертному заключению № 01022021_02 от 01 февраля 2021 г.

 

 

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Цель исследования: определение историко-культурного значения, рекомендации оценки стоимости

Предмет исследования: Монета Сребреник Ярослава Мудрого, поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с. Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем, диаметр 27,4 мм, гурт 1,07 мм, вес 4,33 гр, год чеканки 1014-1015 рХ, серебро арабских монет, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ msIAW

Вопросы, поставленные на исследование:

1. Дать характеристику предмета исследования, состояния его сохранности, техники изготовления и пр.

2. Сделать заключение о персонализации предмета, авторе и времени изготовления.

3. Дать заключение о культурно-исторической значимости предмета экспертизы.

4. Дать заключение о стоимости предмета экспертизы.

Собственник:

Исполнитель: Шестаков Вячеслав Анатольевич, эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям, эксперт ЮНЕСКО по охране культурных ценностей (2008 г.), эксперт-лектор по охране культурных ценностей по музейному менеджменту (2009 г.), эксперт НП «Национальный союз экспертов» по профилю: экспертиза КЦ, специализация: предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, военного и бытового назначения, нумизматика;

Начало исследования: 30 января 2021 г.

Окончание исследования: 01 февраля 2021 г.

 

I.

 

  

рис 1. Древнерусское государство. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого, аверс: (трезубец) стороны. и реверс: (Св. Георгий)

 

 

 

 

Фото 1. Предмет экспертизы

У объекта экспертизы Монета Сребреник Ярослава Мудрого, поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с.Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем, диаметр 27,4  мм, гурт 1,07 мм, вес 4,33 гр, год чеканки 1014-1015 рХ, серебро арабских монет, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ msIAW (Фото 1) выявлены следующие атрибуты:

Клейма: клеймо мастера, место и год чеканки при визуальном осмотре не обнаружены. На аверсе: Родовой знак Рюриковичей и надпись lАРОСЛАВЛЕ СЪРЕБРО. На реверсе: Изображение св. Георгия (христианского покровителя Ярослава). Гурт: плохо оформленный гладкий плоский цилиндр.

Размеры: диаметр 27,4 мм, толщина гурта 1,07 мм, вес 4,33 гр, точные размеры указаны в страховой копии: _mod_mIAW (прил. №2), реальные размеры предмета экспертизы ввиду сложности конструкции не имеют четкой измерительной базы, поэтому при осмотре экспертом был применён Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – ОКО ГОРА (UADJET); Патент RU 2469294. Фотографии основных ракурсов предмета экспертизы с размерами зафиксированы в страховой копии: _mod _mIAW (прил. №2),

Материал: металл белого цвета, по визуальному осмотру экспертом определен как серебро, без применения инвазивных химических методов исследования, по внешнему виду предмета экспертизы он был очищен от окисей и наслоений после подъёма из грунта и впоследствии законсервирован. По словам владельца: после подъёма монета «Более месяца находилась в сосуде с оливковым маслом и затем была почищена динатриевой солью этилендиаминтетрауксусной кислоты (трилон)».

Описание: согласно легенде, монета представляет собой часть клада, поднятого в 2010 г.  в районе многолетних раскопок в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с. Волчков, археологом Ковтуном Владимиром Леонидовичем. Известно, что «исследованный участок от с. Борщев и вниз по течению, до с. Волчков, судя по находкам джучидских монет и подражаний им, входил во второй половине XIV века в зону развития товарно-денежных отношений Переяславского княжества. Возрождение этих земель, как и самого города Переяславля (современный г. Переяслав-Хмельницкий), можно отнести к 80-м годам XIV века»[1], на этом участке неоднократно поднимались монеты в интервале VIII-XIV веков, как арабской чеканки, так частично перечеканенные или полностью перелитые монеты периода Киевской Руси.

Технология производства: литье, штамповка, возможна доработка изображения путем резьбы по металлу / ручное производство.

II.

История создания и бытования объекта экспертизы: Со слов Подлесного Евгения Федоровича монета была им приобретена в 2010 году у Ковтуна Владимира Леонидовича. После приобретения Подлесным Е.Ф. монета хранилась в благоприятных условиях, была представлена владельцем только в закрытой среде коллекционеров.

 

Сведения об аналогах предмета экспертизы:

Публично известно несколько вариантов Сребренника, как первой серебряной монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце X века, затем — в начале XI века. Известны следующие типы монет:

Рис. 2. Древнерусское государство. Конец X — нач. XI в. Сребреник Владимира Святославича. 980—1015 гг. Лицевая (кн. Владимир) и оборотная (трезубец) стороны.

 

Рис. 3. Древнерусское государство. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого. Лицевая (Св. Георгий) и оборотная (трезубец) стороны.

Немного информации о известных подвидах, так известно, четыре типа Сребреников Владимира[2]

Сребреники Владимира, тип I

В «Сводном каталоге» описано 77 сребреников Владимира первого типа, из которых 13 не разысканы и известны только по литературе и архивным материалам. Большинство из них (54 экз.) происходит из Киевского клада 1876 г., еще 3 – из Митьковских курганов в Брянской обл. Монеты отчеканены 45 парами штемпелей. На 33 штемпельные пары приходится по одному сребренику, на семь – по 2, на две – по 3, еще на две – по 4, а одной парой штемпелей отчеканено 16 монет. Размер монет (включая обрезанные) – 25–30 мм.

Стилистически сребреники типа I неоднородны. По монетам выявлен почерк не менее пяти резчиков, создавших штемпели разного качества: от высокохудожественных образцов до беспомощных подражаний. Ряд штемпелей сребреников вырезан мастером, изготовившим некоторые штемпели златников. Надписи, как и изображения, переданы по-разному. Наряду с грамотными встречаются случаи неправильного употребления, искажения или пропуска букв. Сильно искаженной или недописанной часто оказывалось окончание легенды. Иногда надпись на штемпеле вырезалась без расчета на оттиск и на монете получалась зеркальной.

Сама легенда в период изготовления монет типа I еще не сложилась в твердую формулу и на разных штемпелях вырезалась по-разному: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ – IСУСЪ ХРИСТОСЪ, ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО СЪРЕБРО – IСУСЪ ХРИСТОСЪ, ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ – IС ХС, ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО СЪРЕБРО – IС ХС.

Для серебряных монет Владимира последующих типов характерен отход от византийского образца и выработка русской схемы монетных изображений. В корне меняется оформление оборотной стороны. Вместо Вседержителя на ней помещается изображение княжеского родового знака.

 

Фото. 2

 

Сребреники Владимира, тип II

Описание: Л.с. Поясное изображение князя впрямь, сидящего на престоле; в кольчугообразном одеянии, украшенном в нижней части бусинами, в высокой (иногда в низкой) шапке с подвесками, вокруг головы нимб; в правой руке крест на длинном древке с бусинами на концах, левая – прижата к груди. Вокруг круговая надпись слева направо: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ. Вокруг двойной точечный ободок.

О.с. Изображение княжеского знака в виде трезубца. Вокруг продолжение круговой надписи слева направо: А СЕ ЕГО СРЕБРО. Вокруг двойной точечный ободок. Прямое соотношение осей (↑↑)

 

Фото. 3.

 

В «Сводном каталоге» описано 86 сребреников Владимира второго типа, из которых пять не разысканы и известны только по литературе и архивным данным. Большинство из них (63 экз.) происходит из Нежинского клада 1852 г., еще 5 – из Митьковских курганов в Брянской обл. Монеты отчеканены 66 парами штемпелей. На 53 штемпельные пары приходится по одному сребренику, на восемь – по 2, на четыре – по 3, еще одной парой штемпелей отчеканено 4 монеты. Размер монет (включая обрезанные) – 24–32 мм.

Сребреники второго типа хронологически следуют за монетами типа I. Это установлено благодаря наблюдениям за составом кладов, а также благодаря монете, перечеканенной из сребреника первого типа. Она происходит из Нежинского клада. Прослежено и стилистическое единство монет типа II с некоторыми поздними монетами первого типа. Это позволяет предполагать участие одних и тех же мастеров в изготовлении штемпелей для сребреников обоих типов. Новшеством по сравнению с типом I является изображение престола, ставшее обязательным для большинства последующих сребреников.

Княжеский знак аналогичен эмблеме на монетах первого типа, но размещен на оборотной стороне. Благодаря значительному увеличению его размеров у резчика появилась возможность детализировать и украсить знак, но его общая принципиальная схема осталась прежней. Это трезубец.

На сребрениках Владимира второго типа стабилизируется размещение и направление чтения легенд на обеих сторонах: «Владимиръ на столе – а се его сребро». В отличие от предшествующих монет, где надписи размещались беспорядочным образом, здесь они читаются всегда слева направо вокруг фигуры. Однако безошибочно исполненных надписей на монетах этого типа нет совсем. Даже на наиболее профессионально вырезанных штемпелях имеются искажения, пропуски и вставки лишних букв, замена одних знаков другими. На большинстве штемпелей вместо легенд вырезан бессмысленный набор знаков, зачастую даже не буквообразных.

Штемпели монет типа II вырезали несколько человек. Начало им положил, вероятно, один мастер, которому принадлежат все лучшие штемпели этого типа. Остальные штемпельные пары являются подражаниями работе этого резчика, копиями с первоначальных штемпелей, иногда очень грубыми.

 

Сребреники Владимира, тип III

 

Л.с. Изображение князя впрямь, сидящего на престоле с высокой спинкой; в плаще, скрепленном на груди, в низкой шапке с крестом (или в высокой без креста) и подвесками; обеими руками держит крест, наискосок прижатый к правому плечу. Вокруг круговая надпись слева направо: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ. Вокруг линейный и точечный ободки.

О.с. Изображение княжеского знака в виде трезубца. Вокруг продолжение круговой надписи слева направо: А СЕ ЕГО СРЕБРО. Вокруг линейный и точечный ободки.

Прямое соотношение осей (↑↑)

 

Фото. 4.

В «Сводном каталоге» описано 58 сребреников Владимира третьего типа, из которых пять не разысканы и известны только по литературе и архивным материалам. Большинство из них (41 экз.) происходит из Нежинского клада 1852 г. Монеты отчеканены 42 парами штемпелей. На 36 штемпельных пар приходится по одному сребренику, на пять – по 2, еще одной парой штемпелей отчеканено 9 монет. Размер монет (включая обрезанные) – 24–30 мм.

Сребреники типа III хронологически следует признать более молодыми, чем монеты второго типа. На это указывают два сребреника из Нежинского клада, перечеканенные из монет второго типа. Отличительными особенностями оформления монет типа III являются тщательное изображение престола в виде кресла с высокой и широкой спинкой, отсутствие нимба у головы князя, а также правильность написания и полнота легенд: «Владимиръ на столе – а се его сребро». В отличие от монет предшествующего типа на большинстве сребреников типа III надписи исполнены безошибочно и легко читаются.

Рисунок княжеского знака сохраняет прежнюю схему, но усложняется в деталях. Его основание круглеет и прочерчивается двойным контуром. Центральный стержень трезубца на отдельных экземплярах получает треугольную форму в виде наконечника стрелы.

Большинство монет рассматриваемого типа стилистически близка. Их штемпели, вероятно, выполнены одним мастером. Заметно отличаются от них шесть монет, напоминающих сребреники типа I, а также три грубые откровенно подражательные монеты.

Сребреники Владимира, тип IV

Л.с. Изображение князя впрямь, сидящего на престоле без спинки; в плаще, скрепленном на груди, в низкой шапке с крестом (или в высокой без креста) и подвесками; вокруг головы нимб; правой рукой держит крест на ступенчатом подножии, левая – прижата к груди. Вокруг круговая надпись слева направо: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ. Вокруг двойной (иногда одинарный) точечный ободок.

О.с. Изображение княжеского знака в виде трезубца. Вокруг продолжение круговой надписи слева направо: А СЕ ЕГО СРЕБРО. Вокруг двойной (иногда одинарный) точечный ободок. Прямое соотношение осей (↑↑).

В «Сводном каталоге» описано 24 сребреника Владимира четвертого типа, из которых три не разысканы и известны только по литературе и архивным материалам. Большинство из них (21 экз.) происходит из Нежинского клада 1852 г. Монеты отчеканены 18 парами штемпелей. На 13 штемпельных пар приходится по одному сребренику, на четыре – по 2, еще одной парой штемпелей отчеканены 4 монеты. Размер монет (включая обрезанные) – 25–31 мм.

Сребреники этого типа заметно отличаются от других тщательностью изображений и правильностью надписей. Сходство в рисунке монет настолько велико, что можно с уверенностью говорить об изготовлении практически всех штемпелей одним мастером. Об этом свидетельствует и единый почерк вариантов надписи на монетах: «Владимиръ на столе – а се его сребро». Высоко качество рисунка княжеского знака на оборотной стороне монет. Его схема приняла абсолютно законченную пропорциональную форму.

Среди монет Владимира типа IV имеется уникальная пара штемпелей. Наряду с традиционно оформленным изображением князя и княжеского знака здесь вырезана другая надпись: «ВЛАДИМИРЕ СЕРЕ – БРО + СЪВЯТОГО ВАСИЛЯ»

Можно сделать заключение, что предметы экспертизы не подходят к изложенным выше описаниям.

          Во всей русской чеканке конца X – начала XI в. по оформлению надписи имеется лишь одна аналогия – сребреники Ярослава Владимировича, чеканившиеся в Новгороде.

Фото. 5.

Монеты Ярослава Владимировича

Ярославу Владимировичу (ок. 978–1054) принято приписывать серебряные монеты двух типов (15 экз.), которые чеканились, вероятно, в Новгороде. Все они несут на себе изображение св. Георгия и родового княжеского знака, однако по особенностям оформления и метрологии логично делятся на два типа: большого и малого веса (или большие и малые – так называемые «скандинавские подражания»). Эти монеты относятся к числу редчайших нумизматических памятников Древней Руси.

Первый тип сребреников Ярослава стал образцом для изготовления в Новгороде особых литых привесок с ушком, служивших нагрудными украшениями в костюме и бывших долгое время популярными среди горожан.

Сребреники Ярослава, тип I.

Л.с. Погрудное изображение св. Георгия впрямь, в плаще, скрепленном у правого плеча; вокруг непокрытой курчавой головы нимб; в правой руке копье, в левой – круглый щит. По сторонам фигуры святого колончатая греческая надпись: ОГЕ ОРГIО. Вокруг два точечных ободка, между ними четыре крестообразные розетки из точек, ориентированные по сторонам света.

О.с. Изображение княжеского знака в виде трезубца с кружком на вершине среднего стержня; украшен точками в центральной части, на лопастях и в центре кружка. Вокруг круговая надпись, разделенная крестом (читается слева направо от вершины знака): +ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО. Вокруг два точечных ободка, между ними крестообразно расставлены ориентированные по сторонам света буквы слова АМНN (т. е. аминь) (фото. 6).

Фото. 6.

Сребреники Ярослава, тип II

 

Л.с. Погрудное изображение св. Георгия впрямь (как в типе I, но грубой работы), в плаще, скрепленном на груди; вокруг непокрытой курчавой головы нимб; в правой руке копье, в левой – круглый щит. По сторонам фигуры святого колончатая греческая надпись: ОГЕ ОРГIО. Над нимбом и у конца копья по крестику и прямой черте. Вокруг точечный ободок.

О.с. Изображение княжеского знака в виде трезубца с кружком на вершине среднего стержня; украшен точками в центральной части, на лопастях и в центре кружка, а также полукружиями на треугольном основании знака. В поле монеты три креста – у лопастей знака и у его основания. Вокруг круговая надпись, разделенная крестом (с латинским написанием буквы Р; читается слева направо от вершины знака): +ЯRОСЛАВЛЕ СРЕБРО. Вокруг точечный ободок (фото. 7).

 

Фото 7. Сребреники Ярослава Владимировича. Тип II.
1–2 – с надписью «Яrославле сребро» (Сотникова М.П., Спасский И.Г., 1983. С. 199, 201. № 225–2, 226–1).
Увеличено в 2 раза. Государственный исторический музей в Стокгольме, Швеция. Фото Gabriel Hildebrand

 

 

Известно 7 сребреников малого веса с надписью «Яrославле сребро», которые из-за особенностей оформления в историографии получили наименование «скандинавских подражаний» монетам Ярослава. В «Сводном каталоге» описано 6 таких сребреников. Позже появилась еще одна монета. Она происходит из клада, найденного археологами на о. Борнхольм (Дания) в 1993 г. (Йенсен, 2001; 2002). Размер малых сребреников составляет 20–24 мм, вес – 1,34–1,57 г (по 6 экз.). Шесть монет хранятся в зарубежных государственных собраниях (Стокгольм – 4 экз., Осло – 1 экз., Копенгаген – 1 экз.), одна – не разыскана.

Сребреники малого веса отчеканены тремя разными штемпелями лицевой стороны при одном общем штемпеле оборотной стороны. Эта техническая особенность является нетипичной для древнерусского чекана, где подавляющее большинство монет изготовлено изолированными парами штемпелей. У всех монет рассматриваемого типа соотношение осей обратное (↑↓).

Находки большинства сребреников малого веса, как и большого, тяготеют к Балтийскому региону. Две монеты происходят из клада с территории Швеции или Норвегии, одна – из клада в Ромсдале близ г. Мольде (Норвегия), одна – из клада с о. Готланд (Швеция), одна – из клада с о. Борнхольм (Дания), происхождение еще одной монеты неизвестно (с 1930-х годов хранится в Стокгольмском музее). Лишь один сребреник происходит с территории Северной Руси (из клада близ д. Нагинщина Петербургской губ.) (Сотникова, Спасский, 1983. С. 199–201; Йенсен, 2001; 2002).

Монеты с надписью «Ярославле сребро» относят к периоду новгородского княжения Ярослава Владимировича (1010–1019). Считается, что все эти монеты чеканились в Новгороде. Анализ металла двух больших и трех малых сребреников из собраний Эрмитажа и Стокгольмского музея показал очень высокую пробу серебра (960–970°) (Сотникова, Спасский, 1983. С. 196, 198; Сотникова, 1995. С. 115–120, 212).

Малые сребреники Ярослава принято считать более поздними. Композиционно полностью повторяя изображения и надписи больших сребреников, они имеют облик и вес скандинавских монет. Руку иностранного мастера, изготовившего штемпели, кроме общего стиля оформления выдает латинское написание первой буквы Р в надписи «Ярославле сребро» (Сотникова, 1978).

Вес больших сребреников Ярослава (более 3 г) превышает весовые показатели монет Владимира и Святополка. По мнению исследователей они были чеканены в норме ногаты южнорусской денежно-весовой системы X в. (Сотникова, Спасский, 1983. С. 104). Вес малых сребреников вообще не согласуется с метрологией русских монет конца X – начала XI в. Они вполне соответствуют весу западноевропейских денариев начала XI в. Исследователи предполагают вероятность чеканки «Ярославля сребра» малого веса «в расчете на западноевропейскую сферу обращения» (Сотникова, Спасский, 1983. С. 104).

О выпуске всех сребреников Ярослава в Новгороде может свидетельствовать как топография находок (исключительно на Северо-Западе Руси и в Балтийском регионе), так и высокая проба серебра. Судя по редкости этих монет, можно согласиться с мнением Н.П. Лихачева, полагавшего, что они были «вычеканены по специальному случаю и в один раз» (Лихачев, 1930. С. 179).

Легенда происхождения: Большие сребреники могли появиться в 1014 – начале 1015 г., когда, по летописному известию, Ярослав отказался отдавать отцу 2000 гривен серебра, собиравшихся до этого ежегодно с новгородцев (ПСРЛ. Т. I. Стб. 130).

Сребреники малого веса могли быть изготовлены в связи с событиями 1018 г., когда Ярослав, бежав в Новгород после поражения от Святополка на Буге, был вынужден произвести наем новой варяжской дружины, для чего новгородцы снова «начаша скотъ събирати» (ПСРЛ. Т. I. Стб. 143; Сотникова, Спасский, 1983. С. 99–104)[3].

Обратим внимание на основные параметры предмета экспертизы:

Монета Сребреник Ярослава Мудрого, поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с.Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем, диаметр 27,4 мм, гурт 1,07 мм, вес 4,33 гр, год чеканки 1014-1015 рХ, серебро арабских монет, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ msIAW

Фото 8. Предмет экспертизы

Такими образом, по описанию л.с., о.с. (аверса и реверса) и весовым категориям, предмет экспертизы (фото.8) по результатам сравнения может быть отнесен к Большим Сребреникам Ярослава Мудрого, чеканки 1014-1015 гг.

О подлинности предмета экспертизы:

Согласно легенде, зафиксированной в процессе покупки, предмет экспертизы – монета представляет собой часть клада, поднятого в 2010 г.  в районе многолетних раскопок в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с. Волчков археологом Ковтуном Владимиром Леонидовичем. Указанное место известно, как территория, на которой происходил интенсивный торговый и финансовый обмен между югом и севером и северо-западом, в интервале VIII-XIV веков.

 В этом случае обнаружение большого сребреника Ярослава Владимировича кажется вполне оправдано.

Дополнительным аргументом в пользу подлинности служит факт, что предмет экспертизы действительно был отчеканен в норме ногаты южнорусской денежно-весовой системы X в.

Окончательным аргументом, поставившим точку в вопросе подлинности, может стать сравнение химического состава серебра предмета экспертизы с составами известных новгородских образцов Больших сребреников Ярослава Владимировича, что возможно только в условиях музейного хранения.

Визуально, по параметрам веса и размера, они безусловно имеют сходство с оригиналами.

Состояние сохранности: объект экспертизы находится в хорошем состоянии, после подъема на поверхность, грамотной очистки, консервации специалистом и последующего хранения владельцем в нормативных условиях.

По визуальным признакам, зафиксированным в страховой копии (Приложение 2), полученным без дополнительного технико-технологического исследования самого предмета, путем изучения сопроводительной документации и сравнительного анализа аналогов, можно утверждать, что объект экспертизы имеет следующее название и соответствующие внешние атрибуты:

Монета Большой Сребреник Ярослава Мудрого, поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с. Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем, диаметр 27,4 мм, гурт 1,07 мм, вес 4,33 гр, год чеканки 1014-1015 рХ, серебро арабских монет, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ msIAW

 

 

III.

 Предмет экспертизы, как редчайший нумизматический памятник Древней Руси, представляет историческую, художественную, научную, ценность, поскольку отражает историю Передней Азии, Европы и России X века рХ, иллюстрирует технологию изготовления денежных знаков, историю торговли и международных связей в мире и может быть значим для народов Российской Федерации и мирового сообщества. Предмет обладает высочайшей коллекционной ценностью и имеет музейное значение.

По совокупности выявленных атрибутов, датировки создания, способа изготовления, художественных особенностей, культурной, исторической и научной ценности можно утверждать, что объект Монета Большой Сребреник Ярослава Мудрого, поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с. Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем, диаметр 27,4 мм, гурт 1,07 мм, вес 4,33 гр, год чеканки 1014-1015 рХ, серебро арабских монет, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ msIAW, подпадает под определение культурных ценностей, приведенное в ст.3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и является культурной ценностью, поскольку обладает исторической, художественной, научной, ценностью и имеет мировое значение.

IV.

Объект экспертизы, как редчайший памятник Древней Руси, является культурной ценностью, имеющей особое значение.

Согласно этому определению, можно рекомендовать оценщику при оценке стоимости учитывать допущение, что любые сделки с объектом экспертизы будут иметь характер нерыночных отношений.

Можно рекомендовать оценщикам проводить оценку особо значимой культурной ценности для получения инвестиционной стоимости, как стоимости объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом инвестиционных целях использования объекта оценки.

Поскольку предмет является культурной ценностью, имеющей особую значимость, то единственным способом использования данного предмета выступает коллекционирование, научное изучение и публичное представление объекта оценки. Причём, указанные процедуры должны проводиться таким образом, чтобы на любых этапах дальнейшего существования объекта оценки была гарантирована безусловная сохранность предмета с защитой от всех допустимых рисков. Таким образом, основной целью определения стоимости предмета оценщиком является инвестиционная стоимость для целей страхования от всех угроз на случай полной утраты или значительного повреждения.

Объект экспертизы характеризуется уникальным исполнением, трудно воспроизводимой технологией ювелирного производства, личным подчерком изготовителя, уникальными во многом материалами, используемыми при изготовлении нумизматического, а теперь еще и ювелирного изделия.

Его содержание сопровождают большие риски утраты, подмены и повреждения. Проведение реставрации, а тем более восстановления предмета экспертизы, обязательно должно сопровождаться научными исследованиями, имеющими коллегиальный характер.

Учитывая эти факторы, с учётом возможных затрат на научное исследование, восстановление, защиту от хищений, ибо замещение предмета экспертизы (в случае возможной утраты) невозможно по причине уникальности предмета, рекомендуемая экспертом по культурным ценностям для целей оценки, стоимость предмета экспертизы Монета Большой Сребреник Ярослава Мудрого, поднятая из земли в 2010 году в Киевской области, Переяслав-Хмельницком районе, с. Волчков, Ковтуном Владимиром Леонидовичем, диаметр 27,4  мм, гурт 1,07 мм, вес 4,33 гр, год чеканки 1014-1015 рХ, серебро арабских монет, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ msIAW

  может быть в интервале 50000 – 60000 (пятьдесят тысяч – шестьдесят тысяч) долларов США.

Указанная стоимость является средневзвешенной по итогам аналогичных товаров, с учетом коэффициента инфляции и культурно-исторического значения предмета экспертизы, особо значимого для истории и культуры Российской Федерации

[url:https://www.coinshome.net/market.htm?mq=&countryFQ=countryID:pEgKb0OMFGMAAAFEqvav6I9H&materialFQ=materialID:tSZ_AAEBzkgAAAEj0n5ucewv]

 

 

В. А. Шестаков

эксперт НП «Национальный союз экспертов»,

 сертификат № 000041C

 

Подпись Шестакова В. А. подтверждаю

Вице-президент НП «Национальный союз экспертов»

П.Ю. Сивков

01.02.2021 г.

 

[1] Нумизматика Золотой орды, №5, 2015, казань с. 53

[2] Далее содержится информация из книги П.Г.Гайдуков, В.А.Калинин. Древнейшие русские монеты. Изд.: "Русь в IX-X веках. Археологическая панорама." РАН, Институт Археологии. Москва-Вологда, "Древности Севера", 2012, стр. 402-435

 

[3] Древнейшие русские монеты. Изд.: "Русь в IX-X веках. Археологическая панорама." РАН, Институт Археологии. Москва-Вологда, "Древности Севера", 2012, стр. 402-435

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

фотки не аттачатся, отдельно прикреплю файлами потом

 

Цитата

Приложение №1

К Экспертному заключению № 01022021_01 от  01 февраля 2021 г.

 

 

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Цель исследования: определение историко-культурного значения, рекомендации оценки стоимости

Предмет исследования: Монета Скифского царя Атея, изготовлена примерно в третьем веке до р.Х, диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, серебро, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ mA

Вопросы, поставленные на исследование:

1. Дать характеристику предмета исследования, состояния его сохранности, техники изготовления и пр.

2. Сделать заключение о персонализации предмета, авторе и времени изготовления.

3. Дать заключение о культурно-исторической значимости предмета экспертизы.

4. Дать заключение о стоимости предмета экспертизы.

Собственник:

Исполнитель: Шестаков Вячеслав Анатольевич, эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям, эксперт ЮНЕСКО по охране культурных ценностей (2008 г.), эксперт-лектор по охране культурных ценностей по музейному менеджменту (2009 г.), эксперт НП «Национальный союз экспертов» по профилю: экспертиза КЦ, специализация: предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, военного и бытового назначения, нумизматика;

 

Начало исследования: 30 января 2021 г.

Окончание исследования: 01 февраля 2021 г.

 

I.

 

  

Фото 1.

У объекта экспертизы Монета Скифского царя Атея, изготовлена примерно в третьем веке до р.Х, диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, серебро, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ mA

выявлены следующие атрибуты:

Клейма: клеймо мастера, место и год чеканки при визуальном осмотре не обнаружено, на АВЕРСЕ: изображен скифский воин с луком на низкорослой скифской лошади (повернут налево), горит на поясе отсутствует, надпись ATAIΛΣ, на РЕВЕРСЕ имеется: изображение головы молодого (безбородого) Геракла в шкуре льва, изображение повернуто налево, ГУРТ: оформленный гладкий плоский цилиндр с закругленными краями.

Размеры: диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, точные размеры указаны в страховой копии: _mod _mA (прил. №2), реальные размеры предмета экспертизы ввиду сложности конструкции не имеют четкой измерительной базы, поэтому при осмотре экспертом был применён Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - ОКО ГОРА (UADJET); Патент RU 2469294. Фотографии основных ракурсов предмета экспертизы с размерами зафиксированы в страховой копии: _mod _mA (прил. №2),

Материал: металл белого цвета, по визуальному осмотру экспертом определен как серебро, без применения инвазивных химических методов исследования,  по следам кераргирита – хлористого серебра  (т. н. рогового серебра), который за долгие ходы хранения предмета в земле создал на монете раковины (КОРЬЯРЫ), это естественное разрушение серебра, обусловленное длительным временным период позволяет достаточно точно определить и материал  из которого сделана монета и  время его создания.

Описание: согласно легенде предмет экспертизы предположительно является элементом Старобельского клада 1892 года, технологии его изготовления предполагают с отливку заготовки в виде плоских гладких цилиндров с закругленными краями, на которой потом методом штамповки ударным способом наносилось штампованное изображение на аверс и реверс изделия, некоторая сглаженность изображения с обоих сторон предполагает, что монета могла продолжительное время храниться за поясом завернутой в шёлк или кожу.  На монете имеется трещина, на аверсе сразу после надписи ATAIΛΣ, на реверсе напротив переносицы профиля Геракла.

Технология производства: литье, штамповка, возможна доработка изображения путем резьбы по металлу / ручное производство

II.

История создания и бытования объекта экспертизы: Со слов Подлесного Евгения Федоровича монета была им приобретена в 1995 году у Семёновой Ольги Петровны (внучки полицейского урядника уездного города Старобельск, Харьковской губернии, Российской империи), предположительно являлась элементом клада, который с тех пор храниться в музее Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург (Скифо-сарматский переходный период)[1]. Монета с концаXIX века хранилась в семье и передавалась по наследству. После приобретения Подлесным Е.Ф. монета была промыта в слабом растворе хозяйственного мыла и высушена, хранилась в благоприятных условиях, была представлена владельцем только в закрытой среде коллекционеров.

 

Сведения об аналогах предмета экспертизы:

Публично известны следующие аналоги предмета экспертизы

№№
п/п

Описание монет

Вес
г)

Диаметр
мм)

Соотношение
осей

 

I группа

 

 

 

1

  Самая первая монета, ставшая публично известной время поступления в Государственный Эрмитаж неизвестно. (рис. 1.2)

Av. Голова молодого Геракла в львиной шкуре, влево.
Rv. ΑΤΑΙΑΣ (in reality, ΑΤΑΙΛΣ ~ ATAILS). Скиф на коне, влево, пускает стрелу.
Неизданное. ГЭ.

5,78

19,0

2

Монета, поступившая в ГИМ в конце 50-х гг.

Av. Голова молодого Геракла в львиной шкуре, влево.
Rv. ΑΤΑΙΑΣ (in reality, ΑΤΑΙΛΣ ~ ATAILS). Скиф на коне, влево, пускает стрелу (рис. 1.1)[2]. ГИМ.
(ATAILS = ATA + IL + (S) = “Father” + “land” + Gk. ending -s)

6,83

19,5

6

Монета Скифского царя Атея, монета купленная в 1995 году у Семёновой Ольги Петровны (внучки полицейского урядника уездного города Старобельск, Харьковской губернии, Российской империи).

Av. То же изображение, что и № 1.1 и 1.2. Голова молодого Геракла в львиной шкуре, влево.  Изображение профиля несколько более сурово чем на №1. и  №2

Rv. ΑΤΑΙΑΣ (in reality, ΑΤΑΙΛΣ ~ ATAILS). Скиф на коне, влево, пускает стрелу, горит на поясе с левой стороны отсутствует, в отличии от рис.1.2 и 1.2. Экспертиза УРОКПН. Фото 1

5,37

 17,94-19,5

 

II группа

 

 

 

3

Av. Голова Артемиды, вправо, сзади лук и колчан.
Rv. ΑΤΑΙΑ[Σ?] (in reality, ΑΤΑΙΛ ~ ATAIL, without -S), внизу — ΚΑΛ. Тоже изображение, что и № 1, но иного стиля (рис.1. З[3]    F. Imhoof-Blumer, Zur griechischen und römischerı Münzkunde (II. Abteilung), RSN, XIV, Geneve, 1908, стр. 163, табл X, 22. Автор называет местом хранения монеты Готу, но Г. Хилл (см. ниже, прим. 6) считает это ошибкой, никак ее не исправляя.
 (ATAIL = ATA + IL = “Father” + “land”)

5,75

?

?

4

Av. То же изображение, что и № 3, тот же штемпель.
Rv. To же изображение, что и № 3, тот же штемпель (рис. 14)[4]; Британский музей.

5,73

18,0

 

5

Av. То же изображение, что и № 1.3, но иного штемпеля.
Rv. То же изображение, что и № 1.3, но иного штемпеля[5]. Варна.

5,23

15,0

?

Табл. 1. Таблица.
1 - 5 — монеты Атея (Атаила, of Atail); 6- предмет экспертизы Монета Скифского царя Атея.

 

О подлинности предмета экспертизы: В 1959 году, когда был известен только один экземпляр монеты Атея (Атаила, of Atail), вопрос о ее подлинности стоял довольно остро, хотя и тогда не было никаких оснований считать монету поддельной. Никаких следов вторичной доработки изображений резцом не замечается. Легкая вогнутость, не совсем правильный кружок и неровный, необработанный гурт, как, впрочем, и небольшое растрескивание вполне соответствуют техническим нормам античных монет. Изображения обеих сторон потерты, что свидетельствует о довольно продолжительном пребывании монеты в обращении. Второй экземпляр этого типа, хранящийся в Гос. Эрмитаже, также не производит впечатления поддельного и в этом смысле «никогда не вызывал сомнений» у Л. Н. Беловой. Наличие двух экземпляров этих редчайших монет, чеканенных одной парой штемпелей (это мнение было высказано Л. Н. Беловой), но различной сохранности, устраняет всякие сомнения в их подлинности. Это касается и подлинности предмета экспертизы некоторая отшлифовалось показывает, что монета не просто была в обращении, но сохранялась в условиях постоянного контакта с поясной тканью или кожей, при этом очевидно, что при чеканке использовалась иная форма, это можно предположить по отсутствию горита (колчана для стрел),который мог быть помещен справа по несколько суровому выражению профиля Геракла. Предположительно профиль отражает характер и образ правления Сатира Правителя Гераклеи (404-399 гг. до р.Х). Характерным признаком гераклейских монет первой половины IV в. является изображение бородатого Геракла, что не позволяет привлекать их для сравнения с занимающими нас монетами Атея (Атаила, of Atail), хотя, как можно убедиться на указанных примерах, общее сходство весьма значительно[6]. В последующее время, т. е. с начала совместного правления Тимофея и Дионисия (347—338), в Гераклее происходит полное изменение монетных типов — на лицевой стороне монет изображается Дионис, а на оборотной —Геракл в полный рост, устанавливающий трофей[7]. Ближайшей аналогией для монет Атея (Атаила, of Atail) первой группы являются монеты Гераклеи Понтийской времени Сатира (404-399), что позволяет отнести выпуск  предмета экспертизы к тому же времени, но несколько суровый облик Геракла отражает политический нрав раннего правления правителя Сатира, учитывая тот несомненный факт что имеющаяся на предмете экспертизы трактовка львиной шкуры составляет характерную черту именно гераклейского чекана, что она бытует там с начала IV в., оставаясь оригинальной по своему происхождению. При этом можно допустить более раннюю чеканку монеты, относящейся к раннему периоду правления Сатира. Колчан, в соответствии с историческими фотографиями, при стрельбе с лошади может располагаться как на правом, так и на левом боку. Отличием будет только расположение стрел – «правый» колчан располагается таким образом, чтобы стрелы торчали оперением назад, а «левый» - вперед (для правши). При любом варианте отсутствие колчана дополнительно свидетельствует об оригинальности монеты, а ее сродство с кладом, ныне хранящимся в Государственном Эрмитаже позволяет сделать заключение об отнесении монеты к первой группе, хотя и к начальному периоду правления правителя Гераклеи – Сатира, т. е к 404-399  гг. до р. Х.

Чеканка монеты Атеем являлась для Скифского государства прежде всего и в основном политическим актом, отсюда некая суровость профиля Геракла, указывающая не становление образа правителя. Весовая норма монет Каллатии с именем Атея (Атаила, of Atail) лежит в несколько более высоких пределах — около 5,75 г (веса трех экземпляров — 5,75; 5,73, 5,23 г. вес предмета экспертизы 5,37г), так что все они должны предшествовать вышеупомянутым самым ранним чисто каллатийским драхмам.

 

 

Рис.1 .

Таблица.
1 - 5 — монеты Атея (Атаила, of Atail); 6 - 8 — монеты Гераклеи времени Сатира
(1- 4 — натуральная величина, 5—8— увеличено в 2,5 раза)

 


Анализ аналогов представленных в табл. 1 позволяет сделать следующий вывод:

Монета Скифского царя Атея, изготовлена в Гераклее Понтийской в период от  404-399 гг. от р.Х., элемент Старобельского клада, 1892 года из балки Водяной Яр, с. Подгоровка (Государственной Эрмитаж), диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, серебро, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ mA

Состояние сохранности: объект экспертизы находится в хорошем состоянии, имеет следы полировки шелком или кожей в процессе хранения, трещину, возникшую в процессе чеканки, следы продолжительного пребывания в условиях естественной среды (земли) и последующего хранения в хороших условиях. По визуальным признакам, зафиксированным в страховой копии (Приложение 2), полученным без дополнительного технико-технологического исследования самого предмета, путем изучения сопроводительной документации и сравнительного анализа аналогов, можно утверждать, что объект экспертизы имеет следующее название и соответствующие внешние атрибуты: Монета Скифского царя Атея, изготовлена в Гераклее Понтийской в период от  404-399 гг. от р.Х., элемент Старобельского клада, 1892 года из балки Водяной Яр, с. Подгоровка (Государственной Эрмитаж), диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, серебро, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ mA

III.

 Предмет экспертизы представляет историческую, художественную, научную, мемориальную и корпоративную ценность, поскольку отражает историю Европы и России III века от р.Х., концаXIX-конца XX века , непосредственно связан с историей России и Европы, иллюстрирует технологии изготовления денежных знаков торговли и международных связей в мире и может быть значим для народов Российской Федерации и мирового сообщества. Предмет обладает коллекционной ценностью и имеет музейное значение.

По совокупности выявленных атрибутов, датировки создания, способа изготовления, художественных особенностей, культурной, исторической и научной значимости можно утверждать, что объект экспертизы Монета Скифского царя Атея, изготовлена в Гераклее Понтийской в период от  404-399 гг. от р.Х., элемент Старобельского клада, 1892 года из балки Водяной Яр, с. Подгоровка (Государственной Эрмитаж), диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, серебро, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ mA

 

 подпадает под определение культурных ценностей, приведенное в ст.3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и является культурной ценностью, поскольку обладает исторической и научной, ценностью и имеет мировое значение.

IV.

Объект экспертизы является культурной ценностью, имеющей особое значение, созданной более 100 лет назад. Согласно этому определению, при оценке стоимости следует учитывать допущение, что любые сделки с объектом экспертизы будут иметь характер нерыночных отношений. Можно рекомендовать оценщикам проводить оценку особо значимой культурной ценности для получения инвестиционной стоимости, как стоимости объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом инвестиционных целях использования объекта оценки.

Поскольку предмет является культурной ценностью, имеющей особую значимость, то единственным способом использования данного предмета выступает коллекционирование, научное изучение и публичное представление объекта оценки. Причём указанные процедуры должны проводиться таким образом, чтобы на любых этапах дальнейшего существования объекта оценки была гарантирована безусловная сохранность предмета с защитой от всех допустимых рисков. Таким образом, основной целью определения стоимости предмета оценщиком является инвестиционная стоимость для целей страхования в случае полной утраты или значительного повреждения. 

Объект экспертизы характеризуется уникальным исполнением, трудно воспроизводимой технологией ювелирного производства, личным подчерком изготовителя, уникальными во многом материалами, используемыми при изготовлении ювелирного изделия. Его содержание сопровождают большие риски утраты, подмены и повреждения. Проведение реставрации, а тем более восстановления предмета экспертизы, обязательно должно сопровождаться научными исследованиями, имеющими коллегиальный характер.

Учитывая эти факторы, с учётом возможных затрат на научное исследование, восстановление, защиту от хищений, ибо замещение предмета экспертизы (в случае возможной утраты) невозможно по причине уникальности предмета, рекомендуемая экспертом по культурным ценностям для целей оценки стоимость предмета экспертизы Монета Скифского царя Атея, изготовлена в Гераклее Понтийской в период от  404-399 гг. от р.Х., элемент Старобельского клада, 1892 года из балки Водяной Яр, с. Подгоровка (Государственной Эрмитаж), диаметр 19,5 мм, толщина гурта 2,57 мм, вес 5,37 гр, серебро, литье, чеканка, подробное описание и габаритные размеры указаны в приложении №1 и содержатся в страховой копии _mod_ mA  может быть в интервале 250 000-300 000 (двести пятьдесят тысяч-триста тысяч) долларов США.

Указанная стоимость является средне-взвешенной по итогам аналогичных товаров, с учетом коэффициента инфляции и культурно-исторического значения предмета экспертизы, значимого для истории и культуры Российской Федерации https://www.coinshome.net/market.htm?mq=&countryFQ=countryID:pEgKb0OMFGMAAAFEqvav6I9H&materialFQ=materialID:tSZ_AAEBzkgAAAEj0n5ucewv

 

 

В. А. Шестаков

эксперт НП «Национальный союз экспертов»,

 сертификат № 000041C

 

Подпись Шестакова В. А. подтверждаю

Вице-президент НП «Национальный союз экспертов»

П.Ю. Сивков

01. 02.2021 г.

 

[1]  «История Луганского края»: учебное пособие/Ефремов А.С., Курило В.С. и др.- Луганск: Альма-матер, C. 59/[url: https://lg.archives.gov.ua/]/, К.Ф. Смирнов «Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии» стр.86[url. http://kronk.spb.ru/library/smirnov-kf-1984.htm]

[2] «Советский Союз», 1959, № 7, стр. 34.

[3] 5    F. Imhoof-Blumer, Zur griechischen und römischerı Münzkunde (II. Abteilung), RSN, XIV, Geneve, 1908, стр. 163, табл X, 22. Автор называет местом хранения монеты Готу, но Г. Хилл (см. ниже, прим. 6) считает это ошибкой, никак ее не исправляя.

[4] G. F. Hill, Greek coins, acquired by the British Museum in the 1905—1910, NC, 1912, London, стр 137, табл. VI, 5.

[5] А. Рогалски, указ. соч., стр. 122, рис. 3.

[6] Этого нельзя сказать о монетах Филиппа Македонского. Изображение Геракла на них является развитием аналогичного типа золотых монет Кренидов, основанных фазосцами в 359 г. и захваченных Филиппом в 356 г. (Ch. Seltman, Greek coins, London, 1960, стр. 200, табл. XLVI, 6 и 7).
 

[7] W. Wroth, указ. соч., табл. XXX, 3.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

вордовские файлы с картинками

предмет 1.docx

Предмет 2.docx

Изменено пользователем Фима Фокс
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Предмет выглядит как состаренный близнец предмета с моих картинок.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Лис, а старобельский клад полицместер сам откопал?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Жаль матом ругаться нельзя в темах.....такой бред....хорошо навялили фуфло. Даже эксперда подтянули непонятного. Который к нумизматике античной и русской средневековой отношения, явно, никакого не имеет. . Но сказка расписана красиво, надо отдать должное. И бумажек много. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
26 минут назад, Случайный прохожий сказал:

Лис, а старобельский клад полицместер сам откопал?

Сие мне не ведомо. Обратились через общих знакомых. У д.Фимы обширная представительская база.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Заключения - проста Афигеть, упасть и не встать!:wall:

И писал их эксперт ЮНЕСКО!

Круче был только эксперт Министерства культуры Российской Федерации Погодин, который в своё время выдавал экспертные заключения на всё на свете, начиная от бабочек и заканчивая танками.

Ну а картины и монеты для него были вообще как два пальца об асфальт!

Правда, он как - то написал про обычные 10 копеек 1931 с рабочим с молотком (никель), что это - редчайшая монета СССР в серебре... Ну и простейшие пятаки Екатерины II ценой на тот момент по $1 за штуку у него стали редкими и имеющими значительную историческую, культурную и материальную ценность!
Так что Шестакову ещё есть куда расти!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу