манро

Вспоминая Александра Македонского

В теме 9 сообщений

(изменено)

Не претендуя на полноценную статью, хотелось бы напомнить уважаемым форумчанам про пожалуй самого известно исторического персонажа античности - царя Александра III Македонского, по праву вошедшего в историю под именем АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ.

 

 

Несколько исторических анекдотов про Александра Македонского. 

Когда царь Филип II, его отец, одерживал победы, Александр сначала радовался, а затем мрачнел и говорил "Отец завоюет всё, что можно, и мне уже не удастся совершить ничего великого и блестящего."

Когда Александр в присутствии отца смог укротить и объездить непокорного коня Буцефала, что не удалось никому из людей при дворе, то царь воскликнул, "Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!"

Александр высоко ценил своего учителя Аристотеля и когда сравнивал его с отцом, то замечал - "Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно".

Когда Александра спросили, почему своего учителя — философа Аристотеля — он почитает больше, чем отца, то царевич ответил "Отец, воспитав мое тело, низвел меня с неба на землю, а Аристотель, воспитав мою душу, поднял с земли на небо."

Встретившись с философом Диогеном, Александр рассказал ему о своем желании завоевать весь мир, на что Диоген ответил "Ты хочешь завоевать то, что мне и даром не нужно." Вспоминая позже о Диогене, Александр говорил "Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном."

Готовясь к походу в Малую Азию, Александр отправился в священные Дельфы, чтобы вопросить оракула о своем будущем. Он приехал в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней сам и хотел силой заставить ее исполнять свои обязанности. Вынужденная уступить царю, пифия воскликнула: 
— Ты непобедим, сын мой!
Ответ Александру понравился и он не стал далее настаивать на получении пророчества , считая , что уже получил его.

В числе сопровождавших Александра в походе был знаменитый живописец Апеллес, который попросил у Александра разрешения написать его портрет. Царь согласился, однако, когда картина была закончена, она не понравилась заказчику. А вот его конь Буцефал радостно заржал, как будто приветствуя изображение хозяина.
" О царь, — усмехнулся Апеллес, твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты ".

Позже Александр изменил свое мнение о художнике, подружился с ним и высоко ценил его искусство. В Эфесе им был написан портрет «Александр с молнией», где он изобразил полководца в образе Зевса, сидящего на троне с пучком молний. Александр сказал об этом портрете:
" Есть два Александра. Один — сын Филиппа, другого создал Апеллес. Первый непобедим, второй неподражаем."

Перед битвой с персами при Иссе Александру донесли, что многие его воины заранее тайно сговорились разделить между собой завтрашнюю добычу. Александр неожиданно обрадовался и сказал "Вот решение мужей, уверенных в победе!"

Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. 
"Ты спишь так, будто мы уже одержали победу"удивился Парменион.
" Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили"весело ответил Александр.

Преследование Дария велось в пустынной и безводной местности. Оно было тягостным для македонян, страдающих от жажды. Тут Александру поднесли шлем с водой — всё, что удалось найти. Царь собрался было напиться, но обернулся и увидел, что все всадники смотрят на него. Тогда он возвратил шлем, не отхлебнув ни глотка. Поблагодарив тех, кто принес ему воду, он сказал " Если я буду пить один, другие падут духом". И на глазах у всех вылил воду в песок. 

Собственно в Индии были два царства и два царя: Таксил и Пор. Таксил отказался от боя и стал союзником Александра. Пор принял бой, был разбит, но так понравился Александру, что тот вернул ему царство и тоже сделал его своим союзником. Таксил на вызов Александра сказал так: «Я готов дать тебе то, чего у меня больше, и взять у тебя то, чего у тебя больше; зачем нам биться?» Говорят, что Пор был исполинского роста, в бою он сидел на слоне, как всадник на лошади, и слон хоботом вынимал ранившие хозяина стрелы. Взятый в плен, на вопрос, как с ним обращаться, он сказал: «Как с царем». — «Больше ты ничего не скажешь?» — переспросили его. «Если Александр — настоящий царь, этого довольно», — ответил Пор.

Александр спросил, кто научил Таксила и Пора их благородству и мудрости. Они ответили: «Голые мудрецы». Еще в Греции Александру довелось перекинуться парой фраз с сидящим в бочке киником Диогеном , о нем уже писалось на форуме, и решил он и в Индии пообщаться с мудрецами, типа сравнить . Он послал к этим йогам или браминам в джунгли гонца с рассказом о своих подвигах. Мудрецы сказали: «Неужели Александр не мог добраться до нас без таких хлопот?» Но они согласились видеть его и ответить на его вопросы.
Александр задал мудрецам десять вопросов и получил десять ответов. Первый вопрос был такой: «Кого в мире больше — живых или мертвых?» — «Живых, — ответили мудрецы, — потому что мертвых больше нет». Второй вопрос: «Что кормит больше животных — земля или море?» — «Земля, потому что море — это тоже часть земли». Третий вопрос: «Какое животное самое хитрое?» — «То, которое еще не попадалось человеку». Четвертый вопрос: «Зачем вы склоняли Пора к борьбе со мной?» — «Чтобы он со славой жил или со славой умер». Пятый вопрос: «Что было раньше — день или ночь?» — «День был раньше на один день». («Трудный ответ!» — сказал Александр. «На трудный вопрос!» — отвечали мудрецы.) Шестой вопрос: «Как заслужить любовь?» — «Будь самым сильным, но не самым страшным». Седьмой вопрос: «Как стать богом?» — «Сделай то, что не под силу человеку». Восьмой вопрос: «Что сильнее — жизнь или смерть?» — «Жизнь: в ней больше страданий». Девятый вопрос: «Когда надо человеку умирать?» — «Когда смерть будет для него лучше жизни». Десятого вопроса историки не запомнили.

Когда войско из Индии пошло назад в столицу Империи в Вавилон, то воды в пустыне не было, вместо нее из Индии взяли с собой несметные запасы вина. Путь войска превратился в пьяное шествие, всюду гремели чаши, свистели флейты, звучали песни, люди падали и больше не вставали. Александр ехал в колеснице, среди пурпурных ковров, под сенью зеленых ветвей, эдакий бог Дионис. Думаю, что в вине он искал забытья - он не знал, зачем ему жить дальше.

С Александром из индийского похода в Вавилон поехал индийский мудрец Калан, он согласился покинуть родину и стать советником царя. В дороге он заболел и, чтобы избавиться от мучений, сжег себя заживо по индийскому обычаю. «Калан сильнее меня: я сражался с царями, он — с мучениями и смертью», — сказал Александр. Перед тем как взойти на костер, Калан посмотрел Александру в глаза и сказал: «Мы скоро свидимся». Это было первое предзнаменование Смерти Александра.

 

На фото - так выглядел Александр и его родители в одноименном голливудском фильме.

post-462-0-33709700-1450519920.jpg

post-462-0-19964500-1450519971.jpg

Изменено пользователем манро
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

Римляне об Александре Македонском.

Все всякого сомнения Александр Македонский являлся не только сейчас, но и в античное время самым популярным и известным историческим персонажем. О нем читали в школе, на его примере воспитывали детей, ему подражали цари и императоры.

Римский историк Тацит в "Анналах" в своих сдвоенных биографиях сравнивает римлянина Германика и Александра Македонского.
Он отмечает,что оба они были равны благородством происхождения и внешности, но Германик, не уступая Александру в воинственности ,был при этом мягок с друзьями, умерен в наслаждениях, женат всего один раз, если бы он обладал той же властью, что и Александр, то настолько быстрее добился бы воинской славы, насколько он превосходил его милосердием, воздержанностью и другими добрыми качествами.

Очень полемичный пассаж, понятн , что римлянам были ближе собственно свои римские герои. Но масштаб личности Германика, при всем моем к нему уважении, гораздо ниже. Лично я считаю, что по потенциалу, харизме и по масштабу его деяний правильнее бы было сравнивать Александра с другими по-настоящему великими римлянами – Юлием Цезарем или с Августом. 

До конца античности на личность Александра Македонского смотрели очень доброжелательно римские императоры и крайне неодобрительно римские демократы, как на душителя свободы и тирана. К примеру, в глазах римских стоиков македонский царь — просто псих и кровопийца, карикатура на героя, больной и несчастный человек с болезненным воображением, измучивший себя и еще больше окружающих, не умеющий владеть собой и своими желаниями и умерший от невоздержанности, став жертвой собственных крайностей. 

Римский философ Сенека по этому поводу высказался так: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины — молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, — наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое дно».

Однако ирония заключается в том, что если в этой его страстной речи изменить слово Александра на Рим, то получится обличение демократами амбиций имперского Рима.  Попробуйте, перечитайте этот же абзац Сенеки поменяв эти слова. 
Я получил искреннее удовольствие. 
  

Изменено пользователем манро
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

Римский историк Арриан писал об Александре Македонском:

 

 "Жил он 32 года и 8 месяцев... царствовал же 12 лет и 8 месяцев. Был он очень красив, очень деятелен, стремителен и ловок; по характеру своему очень мужествен и честолюбив; великий любитель опасности и усерднейший почитатель богов. Физическими усладами он почти пренебрегал; что же касается душевных, то желание похвалы было у него ненасытное. Он обладал исключительной способностью в обстоятельствах темных увидеть то, что нужно: с редкой удачливостью заключал по имеющимся данным о том, какой исход вероятен; прекрасно знал, как построить, вооружить и снабдить всем необходимым войско. Как никто умел он поднять дух у солдат, обнадежить их, уничтожить страх перед опасностью собственным бесстрашием. С решимостью непоколебимой действовал он в тех случаях, когда действовать приходилось на глазах у всех; ему не было равного в умении обойти врага и предупредить его действия раньше, чем мог возникнуть страх перед ним. Он нерушимо соблюдал договоры и соглашения; его невозможно было провести и обмануть. На деньги для собственных удовольствий был он очень скуп; щедрой рукой сыпал благодеяния.

Если Александр и совершал проступки по вспыльчивости или во гневе, если он и зашел слишком далеко в своем восхищении варварскими обычаями, то я этому не придаю большого значения. К снисхождению склоняют и его молодость, и его постоянное счастье, и то обстоятельство, что его окружали люди, которые стремились только угодить ему, а не направить к лучшему; такие есть и всегда, к несчастью, будут в свите царей. Но я знаю, что из древних царей раскаивался в своих поступках один Александр - по благородству своей души".

 

Плутарх: «Он предпочитал одерживать победу над собой, а не над другими. Кто ещё был более суров к тем, кто поступал плохо, и более снисходителен к тем, кто был несчастлив? Кто более непримирим к противнику и более благосклонен к просящему?»

Александру очень понравилось утверждение, что «бог правит всеми людьми» и когда он над этим раздумывал, то пришёл к заключению, что «бог является отцом всех людей, но родными себе он делает лучших из них». Для современного человека – это само собой разумеющаяся вещь , но тогда… Достаточно вспомнить Аристотеля , который считал греков – сверхрасой , которым в качестве рабов должны были служить все остальные варвары.

 

Ведь не разбойничий набег совершил Александр на Азию, не имел намерения растерзать и ограбить её…. Но, желая показать, что всё на земле подчинено единому разуму и единой гражданственности, что все люди составляют единый народ. И если бы божество, пославшее в наш мир душу Александра, не отозвало её вскоре, то Единый Закон управлял бы всеми людьми и они взирали бы на Единую Справедливость как на Общий Свет…»
 

Римлянин Курций: при взятии Персеполя Александр «приказал своим людям держаться подальше от женщин и их украшений». Такое случилось впервые в истории и тогдашний мир не мог этого понять.
 

Греческий историк Полибий: «По всеобщему согласию было признано, что гений царя превосходил меру талантов смертного человека».

Изменено пользователем манро
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тетрадрахмы АМ ,имхо,наверно ,самые красивые (как прототип)монеты из первых крупных серебрянных монет-портретников мира - в истории нумизматики.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если позволите, добавлю: греческий автор Псевдо-Каллисфен (II-I вв. до н.э.) написал псевдоисторический роман об Александре Великом. В различных версиях роман дошёл до средневековья, и в Византии был очень популярен. В XIV в. он бы переведён в Сербии, а в конце этого столетия - на Руси. Здесь он стал чрезвычайно популярен, и существовал, видимо, во множестве списков. Отрывки из него встречаются в рукописях XV-XVI вв. Особенно роман стал известен в Московском и Тверском великих княжествах. Один из сюжетов романа появился на монетах Твери XV в. - вознесение Александра Македонского. Интересно, что приключение это нашло отражение не только на монетах Твери, но и на парадной поливной посуде, изготовлявшейся в этом же городе. Есть найденные при раскопках несколько кувшинов с оттиснутыми на их боках изображениями Александра, летящего по небу с помощью орлов. Посуда эта в Твери была довольно широко распространена в к. XIV - XV вв. (замечу, что в других крупных городах того времени - Москве, Новгороде, Пскове этой посуды почти не было - найдены лишь единичные фрагменты, в отличие от Твери, где их количество измеряется тысячами, есть и целые). Очевидно, сюжет был широко известен, и гости на пиру могли поговорить и об истории, и о литературе. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Чтобы облегчить товарообмен внутри государства, Александр произвел РЕВОЛЮЦИЮ в системе финансов. После победы при Гавгамелах над Дарием ему досталась огромнейшая персидская казна – около 200000 талантов в слитках золота и серебра, большая часть которых не была отчеканена в монеты, поскольку до этого распространенной практикой и не только на Востоке было запасать драгметаллы в слитках и изделиях на случай будущей нужды. Чтобы понять масштаб захваченных сокровищ достаточно вспомнить, что начиная поход против персов, Александру понадобилось около 60 талантов (и то больше половины было взято в долг), а тут 200000!

 

После захвата казны в Персеполе Александр создал гражданскую финансовую службу, начфином назначил Гарпала (его приемник Артимен ввел первую известную в истории систему страхования) и приказал ему обратить слитки в монету, ввести ее в обращение во всех без исключениях сатрапиях и после собирать налоги не товаром, как было раньше, а исключительно в денежном выражении.

 

 Раньше в мире ничего подобного не было, он и тут был первым.

А было ему тогда … 26 лет.

 

 Единая денежная система, в основе которой была его знаменитая тетрадрахма Геракл/сидящий Зевс, в значительной степени стимулировала рост торговли и производства. Деньги перестали быть просто сокровищем, а стали наряду с широким строительством дорог и городом основой подьема экономики. Прежде разрозненные области стали взаимодействовать более тесно, образуя единую и неделимую экономическую систему. Уже при приемниках Александра (он умер через 7 лет) стали возникать банки, которые пришли на смену мелкому ростовщичеству.

За эти 7 лет  Александр пустил в обращение денег на гигантскую сумму 250000 талантов.

 

post-462-0-84621500-1450521901_thumb.jpg

post-462-0-77259600-1450521963_thumb.jpg

post-462-0-46617400-1450522001_thumb.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Д.Фуллер: «На огромных территориях завоёванных земель Александру надо было иметь надёжных сатрапов, чтобы не ожидать удара в спину. Мы не знаем ни одного случая, когда он пользовался подкупом – он считал это недостойным. Как же он мог провести в жизнь свою политику? Его решение было гениальным, уникальным во всей истории войн. Многие полководцы переметнулись на сторону врага или бывали подкуплены, но никогда прежде победитель не назначал на должность сражавшегося против него до конца противника, почти что на поле боя, чтобы получить единственную приемлемую гарантию победы: союз между победителем и побеждённым, который, хотя бы теоретически, будет способствовать сохранению мира и в котором знатные и лучшие будут управлять совместно. В глазах Александра мужество было величайшей доблестью, которым отмечались «знатные и лучшие». Александр ещё со времени беседы с философом Псаммоном в Египте разошелся во мнениях с Аристотелем, который считал всех, кроме эллинов, варварами и способными быть только рабами.

«Представлениям Александра, - пишет профессор Уиллер, - о постоянном непрерывном завоевании противоречила необходимость держать какую-либо страну в подчинении силами армии… Именно эта идея, а не сила оружия, делает подлинно великим». Его империя не должна была стать ни греческой, ни македонской, ни азиатской, она должна была стать империей Александра. В этих представлениях не было и следа от идей Аристотеля.

Они не соответствовали основной концепции эллинского мира, это был новый взгляд на мировое устройство.

Его соратники не могли понять Александра: они хотели видеть Азию подчинённой Македонии и не принимали её, как союзника. Слепые в своём невежестве, они не могли понять, что ни Греция, ни Македония не в состоянии восполнять потери армии, не говоря уже о том, чтобы поддержать управление. Они принадлежали старому миру, и неправильно их было бы их винить за неспособность воспринять то новое, что было доступно гению Александра.

Райт: «Из всех услуг, которые Александр оказал античному миру, установление валютной системы было величайшей; развитие торговли, которое произошло после и вследствие этого, принесло эллинской цивилизации невиданное материальное процветание»

Д.Фуллер: «После смерти Александра влияние его денежной экономической реформы особенно проявилось в Греции и Египте. Тысячи греческих торговцев и ремесленников пришли в новым мир – Азию - ловя фортуну в новых греческих городах, которые росли, как грибы… Средиземноморье было вовлечено в орбиту великих революционных перемен на Востоке, что привело к образованию мировой торговой системы, охватившей весь обитаемый мир от Испании до Индии и от Центральной Азии до Китая. И основой этой системы было завоевание Азии Александром Великим».

Д.Фуллер: Положение Александра было чрезвычайно сложным. В Македонии он являлся единоличным правителем и законным царём; в Египте – царём и богом; в Азии – великим царём, но не богом; в Греции – богом, но не царём и в Индии – сюзереном. Сказанного достаточно, чтобы показать, что империи требовалось сближение между македонянами и персами – нужна была идея, которая, как магнит могла бы притянуть и соединить обе её части.
По сути, его задача не сильно отличалась от той, которую впоследствии ставила перед собой христианская церковь. Её основные идеи, выраженные в Нагорной проповеди, заключались в создании общества, в котором по духу все люди братья, где нет «ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но Христос есть всё и во всём». Задумывался ли Александр над этими несоответствиями – неизвестно. Но известно, что сразу после посещения святилища Амона во время беседы с философом Псаммоном Александру, как и св. Павлу на пути его в Дамаск, «вдруг воссиял свет с небес». Это была мысль о том, что Бог – не только владыка людей, но и общий отец для всего человечества. Следовательно, все люди – братья, и, соответственно «Хомонойа» (греч «согласие»), слово, которое Тарн переводит, как «быть в согласии друг с другом» или «жить без вражды» в своей книге «Александр Великий и единое человечество», есть та скрепляющая чека, которая сможет удержать империю – семью многих народов - вместе. 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

По чеканке монет Александра Македонского и Филиппа III есть двухтомный труд J.PRICE - там все подробно разобрано - монетные дворы, даты, диффенрентиы и т.д.
На сегодняшний день ничего более подробного и авторитетного по этому вопросу не выходило. http://www.forumancientcoins.com/numiswiki/view.asp?key=price
 
По чеканке монет диадохов и эпигонов Александра Македонского выходили отдельные труды по разным царствам, отдельной книги по монетам эллинизма нет.
 
К вопросу о различии в посмертных и прижизненных выпусках монет Александра можно почитать статью, правда, она на англ, но нем не менее  http://rg.ancients.info/alexander/tets.html
 
Прижизненные монеты Александра Македонского из архива продаж аукциона CNG  https://www.cngcoins.com/Search.aspx?PAGE_NUM=&PAGE=1&TABS_TYPE=3&CONTAINER_TYPE_ID=3&IS_ADVANCED=1&ITEM_DESC=Alexander+III+lifetime+&ITEM_IS_SOLD=1&SEARCH_IN_CONTAINER_TYPE_ID_1=1&SEARCH_IN_CONTAINER_TYPE_ID_3=1&SEARCH_IN_CONTAINER_TYPE_ID_2=1&SEARCH_IN_CONTAINER_TYPE_ID_4=1

Это, конечно, далеко не все прижизненные монеты Александра, но общее представление составить можно.
Изменено пользователем манро
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

https://khiao.files.wordpress.com/2012/01/03_nefedov.pdf

  Рекомендую прочитать и ознакомиться с этим интересным трудом про политику и чеканку диадохов Александра Македонского Селевка и Птолемея.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru