Лавочник

Технология чеканки русских монет с 1700 г.

В теме 27 сообщений

Коллеги, волнует такой вопрос - когда начали использовать маточник (или как правильно, матрицу?) при изготовлении штемпелей?

А вообще вопросов очень много, где/что можно почитать о технике изготовления штемпелей и станках для чеканки?

Кое-то я знаю, но только потому, что ухватил тут-там чуть-чуть. А конкретно ни одной статьи ни какой-то более менее вразумительной информации не видел ни в одном каталоге.

Буду благодарен любой информации.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Коллеги, волнует такой вопрос - когда начали использовать маточник (или как правильно, матрицу?) при изготовлении штемпелей?

А вообще вопросов очень много, где/что можно почитать о технике изготовления штемпелей и станках для чеканки?

Кое-то я знаю, но только потому, что ухватил тут-там чуть-чуть. А конкретно ни одной статьи ни какой-то более менее вразумительной информации не видел ни в одном каталоге.

Буду благодарен любой информации.

С 1830 года непосредственное вырезание штемпеля было заменено на цикл механических операций. Скульптор создает восковую модель, размерами по меньшей мере в 4 раза большими, чем размер требуемой монеты. Из восковой модели делают ее гипсовый слепок, а из последнего — покрытую никелем медную гальваностереотип, который помещается в специальное приспособление для получения уменьшенной копии с помощью пантографа. Подобно иголке проигрывателя для пластинок, крошечная фреза следует за движениями пантографа и точно воспроизводит уменьшенный рисунок на стальной заготовке или маточнике. После этого маточник проходит химическую закалку и вставляется в специальный конус для изготовления рабочих штемпелей. Последние также закаляются, и теперь они готовы для чеканки.

Поверхность стального маточника упрочняется с помощью ее химической обработки с тем, чтобы маточник можно было использовать для изготовления пуансона.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Маточники использовали еще задолго до Василия Темного,это связано с удешевлением процесса монетного производства и защитой от фальшивомонетчиков.Все монеты,например деньги Ивана 3 с знаком СЛ являются производными от единого маточника и их подлинность легко проверяется простым сличением с подобной подлинной монетой.Таким образом производство монет становилось максимально дешевым и защищенным.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вообще-то маточники на Руси начали использовать чуть ли не в XV веке. В каком-то из ранних номеров СК была статья на эту тему. Автор, если мне не изменяет память - М. Львов. Поправьте меня, если я подзабыл.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Коллеги, волнует такой вопрос - когда начали использовать маточник (или как правильно, матрицу?) при изготовлении штемпелей?

А вообще вопросов очень много, где/что можно почитать о технике изготовления штемпелей и станках для чеканки?

Кое-то я знаю, но только потому, что ухватил тут-там чуть-чуть. А конкретно ни одной статьи ни какой-то более менее вразумительной информации не видел ни в одном каталоге.

Буду благодарен любой информации.

И Вы тоже решили заняться? Ростова Вам мало.

Кроме шуток, маточники для монет машинной чеканки с 1700 года начали использовать - собственно когда машинная чеканка началась.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

А если внимательно посмотреть раздел "матчать"?

Там есть хорошшая статья Давида (patriot): http://coins.su/foru...showtopic=13989

Изменено пользователем ANNO1891
ссылку поправил
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да забыл добавить, за основу там была взята статья из Брокгауза и Эфрона, при желании легко можно найти в интернете.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну насчет XVIII века, конечно, там все сильно отличается.

Внятные описания по XVIIIв. содержатся только в спец. литературе, а , например, в делах монетных дворов и монетной канторы описания процесса практически отсутствуют. (по крайней мере подробные). Там все в общем: Отлили "штыки", "расковали штыки в доски кузнецы" "плащили в ломовой плащилне" "обрезали" "плащили в чистовой плащилне" "кружки вырезали" "кружки пожигали" "кружки гуртили" "кружки печатали" "счетчики новоотпечатанную казну считали", "казначей на счет принял".

А все описания балансира сводятся к "станине", "коромыслу", "грушам" "розмаху", "верхней и нижней ступкам", "чеканам"

"кузнец обваривал чеканы сталью"

Это все-таки было в то время в значительной степени засекречено, что вполне понятно. У нас сейчас технологические подробности производства бумажных денег тоже на каждом заборе не пишут.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вообще-то маточники на Руси начали использовать чуть ли не в XV веке. В каком-то из ранних номеров СК была статья на эту тему. Автор, если мне не изменяет память - М. Львов. Поправьте меня, если я подзабыл.

Shame on me :blush: А я думал что только при Елизавете начали.

А если внимательно посмотреть раздел "матчать"?

Там есть хорошшая статья Давида (patriot): Технология монетного чекана XIX века

Вопрос именно про 18 век.

Ну насчет XVIII века, конечно, там все сильно отличается.

Внятные описания по XVIIIв. содержатся только в спец. литературе, а , например, в делах монетных дворов и монетной канторы описания процесса практически отсутствуют. (по крайней мере подробные). Там все в общем: Отлили "штыки", "расковали штыки в доски кузнецы" "плащили в ломовой плащилне" "обрезали" "плащили в чистовой плащилне" "кружки вырезали" "кружки пожигали" "кружки гуртили" "кружки печатали" "счетчики новоотпечатанную казну считали", "казначей на счет принял".

А все описания балансира сводятся к "станине", "коромыслу", "грушам" "розмаху", "верхней и нижней ступкам", "чеканам"

"кузнец обваривал чеканы сталью"

Ну в принципе если постараться, можно разобраться (ну хотя бы примерно) в языке того времени. Но ведь едва ли это достаточная информация.

Порывшись в инете нашел вот статью

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ МОНЕТНАГО ПРОИЗВОДСТВА ВЪ ЕКАТЕРИНБУРГЕ 178О г - [М.Н.Сперанскій]

Язык чудной, много слов незнакомых, но в целом смысл вроде более менее ясен. Знаете, мне как любителю старины, даже понравилось читать текст тех бородатых времен :rolleyes:

Порывшись еще наткнулся на труд нашего современника, который перевел то, что написал Сперанский, на современный язык.

Статья - "Технология перечеканки медной монеты в России (1796—1797 гг.)" [А.И. Шунин]

Ниже привожу цитату Шунина.

М.Н.Сперанский-Практическое_описание_монетнаго_производства_въ_Екатеринбурге_1780-Типография_штаба_Московскаго_ВО(1907).pdf

технология перечеканки 1796-97.PDF

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Одним поворотом чугунного коромысла «осмидесяти пудовой тягости»

приводится в движение угнетающий винт и «делается удар на положенной

между чеканы кружок и затисняется оной, а другим (поворотом. — А.Ш.) от-

водит назад тот винт, который прижимает верхнюю коробку (ступку. — А.Ш.)

с чеканом в верхний конец; а сия сила имеет действие между двумя желез-

ными досками, а их называют проемными, только для того, чтоб коробка с

чеканом двигалась вверх и вниз прямо против нижнего чекана; да и в одной

из них утвержден на небольшой железной дуге баланс, называемый погон; а

должность онаго: когда коромысло… отводит назад винт, нажимающей верх-

нюю ступку, то в то же самое время поднимается верхняя коробка с чеканом

тягостию баланса и дает место клатчику снять затисненной кружок и поло-

жить на ево место глаткой; а нижний чекан становится в железную и весьма

низкую ступку, утверждаемую в нижнюю часть чугуннаго стана … но оба же

чеканы, как верхней так и нижней, всякой в своей ступке прикрепляется в че-

тырех сторон железными винтами, дабы удобнее было испортившись пере-

менить оные и поставить один прямо (напротив. — А.Ш.) другаго.

Чугунный стан, содержащий в себе инструменты, употребляемые к тис-

нению денег, ставится на чугунную колоду, а сия утверждается в деревянные

брусьи … сие укрепление в том разуме, что деньги тиснятся, и ударение де-

лают весьма сильное, так что чеканы один от другаго часто разваливаются,

особливо во время перваго оборота, когда (винт. — А.Ш.) нажимает верх-

нюю ступку с чеканом на положенной кружок, и от чрезвычайного форусу

(давления, силы. — А.Ш.) коромысло назад отходит почти без помощи … а от

одного жесткова удару, а сверх того, чтоб стан ни в которую сторону во вре-

мя удара подвигать не могло, и тем не дало б тому трясения; а когда случит-

ся, и рабочие скоро не усмотрят, то разрывает на несколько частей (видимо,

речь идет о деревянных опорных брусьях. — А.Ш. ), а его самое поддержива-

ет фундаментальное укрепление зарытое в земле»

post-12462-13309778073_thumb.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня осталось самое главное непонятно - штемпель, маточник - как все это делалось?

1. Маточник - это позитив, как его вырезали, в ручную?

2. Штемпель делали с маточника, верно? Тогда какую роль играли пуансоны?

3. Допустим штемпель изнашивался, как выполняли его ремонт? Может здесь применялись пуансоны?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(изменено)

У меня осталось самое главное непонятно - штемпель, маточник - как все это делалось?

1. Маточник - это позитив, как его вырезали, в ручную?

2. Штемпель делали с маточника, верно? Тогда какую роль играли пуансоны?

3. Допустим штемпель изнашивался, как выполняли его ремонт? Может здесь применялись пуансоны?

Маточники делали разными способами:

1. Вырезали позитив вручную. При этом на промежуточном (негативном) маточнике пуансонами набивали надписи и некоторые детали изображений - рубежки, буквы, цифры, а иногда и более сложные изображения - например - короны.

2. Вырезали на копировальном станке с увеличенной модели. Примерно год назад в Эрмитаже видел такой станок выпуска 1729 года - сам здорово удивился, насколько он совершенен.

Ремонт штемпелей включал в себя следующие операции:

1. Отжиг для ликвидации наклёпа и внутренних остаточных напряжений.

2. Подправку деталей после износа - в том числе перебивку забитых деталей, а при необходимости - передатировку и изменение букв минцмейстера.

3. Новую термообработку (закалку) для придания твёрдости.

4. Шлифовку поля для устранения или уменьшения следов соударения.

Это грубо. Могли быть и другие операции, например заварка каверн от выкрашивания. Но эти - обязательны.

Изменено пользователем Jaroslaff
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ярослав, спасибо! Вы мне америку открыли :)

Как интересно - негативный маточник? никогла не слышал. Его использовали и на монетах Петра тоже? И на денгах Анны?

То есть получается пуансоны были одни - и для набивки негативного маточника и при ремонте штемпелей использовали одни и те же пуансоны?

А как делали ремонт позитивной матрицы, вот например, буква откололась, заново ведь не припаяешь? И пуансонами не получится...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ярослав, этот?

Вот тут поподробннее с картинками:

http://mokeeva.com/r-machine.htm

post-2024-133103848939_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня вот какой вопрос , с приходом нового очередного минцместера на монетный двор иногда наблюдается улучшение качества чеканки ,вполне вероятно издавался указ о замене или ремонте оборудования , на профилактику МД вставали?

Вот бы такой указ почитать или заявку на замену оборудования. Хорошо бы отчет посмотреть о проделанной работе .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как интересно - негативный маточник? никогла не слышал. Его использовали и на монетах Петра тоже? И на денгах Анны?

То есть получается пуансоны были одни - и для набивки негативного маточника и при ремонте штемпелей использовали одни и те же пуансоны?

А как делали ремонт позитивной матрицы, вот например, буква откололась, заново ведь не припаяешь? И пуансонами не получится...

Негативный маточник - это то же самое, что промежуточный штемпель. Использовали или нет - зависит от того сколько ступеней было от модели до рабочего штемпеля.

Как ремонтировали позитивные матрицы - не знаю. Но могли ремонтировать, если была надобность.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ярослав, этот?

Вот тут поподробннее с картинками:

http://mokeeva.com/r-machine.htm

Афигеть :wacko: Работа гения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Денги-полушки делали без применения маточников. Все изображения на штемпелях для их чеканки вырезали-выбивали по шаблону штихелями и пуансонами. Пуансоны применяли фигурные и литерные. Можно даже подсчитать сколько каких пуансонов применяли для изготовления штемпеля.

Маточники слали опять применять для облачных копеек в 55 году.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати тогда использовались маточники с не полностью нанесённой датой, а только группой, состоящей из 2-х или 3-х первых цифр года, последнюю же цифру (или две) наносили на штемпель непосредственно перед началом чеканки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, маточники с цифрами даты до XIX века в России не применяли. Ну это так. На всякий случай.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, маточники с цифрами даты до XIX века в России не применяли. Ну это так. На всякий случай.

У Вас просто страсть поспорить со мной.

Даже не буду приводить примеры с цифрами даты до XIX века .

Надеюсь сами найдёте , ну или Вас поправят знатоки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Денги-полушки делали без применения маточников. Все изображения на штемпелях для их чеканки вырезали-выбивали по шаблону штихелями и пуансонами. Пуансоны применяли фигурные и литерные. Можно даже подсчитать сколько каких пуансонов применяли для изготовления штемпеля.

Маточники слали опять применять для облачных копеек в 55 году.

Спасибо, Георгий, именно эту информацию так хотелось узнать!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У Вас просто страсть поспорить со мной.

Даже не буду приводить примеры с цифрами даты до XIX века .

Надеюсь сами найдёте , ну или Вас поправят знатоки.

А Вы покажите - ну просто очень интересно увидеть такое чудо!!!
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У Вас просто страсть поспорить со мной.

Даже не буду приводить примеры с цифрами даты до XIX века .

Надеюсь сами найдёте , ну или Вас поправят знатоки.

На всякий, случай я Петра не имею ввиду. (У меня XVIII век это 1724-1810) А то ведь прицепитесь к словам - это ведь тоже XVIII век. На Петре на так называемых "матричных" монетах (вся продукция Кадашевского двора, где двор проставлен МД) на маточнике иногда и дата бывает. т.е. все изображение выполнено на маточнике, как на чешуе, практически без ручной доработки. И то по большинству монет вопрос спорный. Т.к. многочисленные передатировки все-таки склоняют к мнению, что в большинстве случаев даты на маточнике не было по крайней мере последней буквы (цифры).

Если Вы имели ввиду Петра так и надо было написать поконкретнее. А с 1719 года и по 1830 дат на маточниках не на одном дворе насколько я знаю не было. Если есть обратные примеры предъявите - обсудим.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А что касается монет 1755-1810 то это самое интересное. Маточники без сомнения использовались, однако с маточника сводились только основные элементы изображения. Дальше узорными пуансонами набивались остальные элементы изображения. Дальше набивали текст (номинал)и дату. Причем это сочетание маточника и ручной доработки очень сильно варьировалось на разных монетных дворах. Изучать это можно только на монетах в отличном состоянии на которых сохранились следы инструмента (на штемпелях в смысле). И то не всегда точно понятно что переведено с маточника, а что потом добито пуансонами.

Например, первые выпуски пятаков 1758 Екатеринбург - орел сведен с маточника почти без доработки (он там"лысый" его иногда с Дасье путают) А позже то ли маточник разсыпался то ли их такой плоский рельеф не устроил, но стали сводить только контур орла а перья и другие элементы набивали пуансонами, причем так, что от маточникового перевода оставался только контур орла. Все эти монеты знают их полно - это ЕМ пятаки конец 58 года и до 62 включительно. Выбиты пуансонами и крупные перья бывают (волосатый, извините, конечно, орел) и такими смешными трилистниками все крылья покрыты и еще типа 4 разных попадается. Я думаю, каждый резчик своим комплектом резал кто во что горазд на свой вкус. Иначе такое разнообразие сложно объяснить.

А вот, например, монеты этого периода Московского двора другая картина практически все изображение переведено с маточника. Причем если в 58 году там еще чехарда (несколько разных вариантов) то попробуйте найти отличия на орлах ММ 60-61 гг. Там все орлы волосина в волосину идентичные все с одного маточника сведены. На таких монетах хорошо понятно, что потом выбивали - надпись на бандероли и буквы ММ сегда по разному "пляшут"

Например, 63 Ем видно как орел переведен с маточника,(контур орла идеально совпадает на всех монетах) и маточник был дефектный верх крыльев отсутствовал - так это место всегда добито вручную - пуансоном выбиты перья.

Орлы 88 мм и спм практически полностью переведены с маточников с минимальной доработкой. ПП 93-94 Московского и СПб двора тоже волосина в волосину все с маточника без доработки. А Нижегородские ПП всё в десять раз корявее и много ручной доработки.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru