4 мар 2012, 19:04:12 Коллеги, волнует такой вопрос - когда начали использовать маточник (или как правильно, матрицу?) при изготовлении штемпелей? А вообще вопросов очень много, где/что можно почитать о технике изготовления штемпелей и станках для чеканки? Кое-то я знаю, но только потому, что ухватил тут-там чуть-чуть. А конкретно ни одной статьи ни какой-то более менее вразумительной информации не видел ни в одном каталоге. Буду благодарен любой информации. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
4 мар 2012, 19:18:04 Коллеги, волнует такой вопрос - когда начали использовать маточник (или как правильно, матрицу?) при изготовлении штемпелей? А вообще вопросов очень много, где/что можно почитать о технике изготовления штемпелей и станках для чеканки? Кое-то я знаю, но только потому, что ухватил тут-там чуть-чуть. А конкретно ни одной статьи ни какой-то более менее вразумительной информации не видел ни в одном каталоге. Буду благодарен любой информации. С 1830 года непосредственное вырезание штемпеля было заменено на цикл механических операций. Скульптор создает восковую модель, размерами по меньшей мере в 4 раза большими, чем размер требуемой монеты. Из восковой модели делают ее гипсовый слепок, а из последнего — покрытую никелем медную гальваностереотип, который помещается в специальное приспособление для получения уменьшенной копии с помощью пантографа. Подобно иголке проигрывателя для пластинок, крошечная фреза следует за движениями пантографа и точно воспроизводит уменьшенный рисунок на стальной заготовке или маточнике. После этого маточник проходит химическую закалку и вставляется в специальный конус для изготовления рабочих штемпелей. Последние также закаляются, и теперь они готовы для чеканки.Поверхность стального маточника упрочняется с помощью ее химической обработки с тем, чтобы маточник можно было использовать для изготовления пуансона. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
4 мар 2012, 19:37:44 Маточники использовали еще задолго до Василия Темного,это связано с удешевлением процесса монетного производства и защитой от фальшивомонетчиков.Все монеты,например деньги Ивана 3 с знаком СЛ являются производными от единого маточника и их подлинность легко проверяется простым сличением с подобной подлинной монетой.Таким образом производство монет становилось максимально дешевым и защищенным. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
4 мар 2012, 19:39:43 Вообще-то маточники на Руси начали использовать чуть ли не в XV веке. В каком-то из ранних номеров СК была статья на эту тему. Автор, если мне не изменяет память - М. Львов. Поправьте меня, если я подзабыл. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
4 мар 2012, 20:41:34 Коллеги, волнует такой вопрос - когда начали использовать маточник (или как правильно, матрицу?) при изготовлении штемпелей? А вообще вопросов очень много, где/что можно почитать о технике изготовления штемпелей и станках для чеканки? Кое-то я знаю, но только потому, что ухватил тут-там чуть-чуть. А конкретно ни одной статьи ни какой-то более менее вразумительной информации не видел ни в одном каталоге. Буду благодарен любой информации. И Вы тоже решили заняться? Ростова Вам мало. Кроме шуток, маточники для монет машинной чеканки с 1700 года начали использовать - собственно когда машинная чеканка началась. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 05:15:33 (изменено) А если внимательно посмотреть раздел "матчать"? Там есть хорошшая статья Давида (patriot): http://coins.su/foru...showtopic=13989 Изменено 5 мар 2012, 10:07:25 пользователем ANNO1891 ссылку поправил 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 05:24:32 Да забыл добавить, за основу там была взята статья из Брокгауза и Эфрона, при желании легко можно найти в интернете. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 10:02:48 Ну насчет XVIII века, конечно, там все сильно отличается. Внятные описания по XVIIIв. содержатся только в спец. литературе, а , например, в делах монетных дворов и монетной канторы описания процесса практически отсутствуют. (по крайней мере подробные). Там все в общем: Отлили "штыки", "расковали штыки в доски кузнецы" "плащили в ломовой плащилне" "обрезали" "плащили в чистовой плащилне" "кружки вырезали" "кружки пожигали" "кружки гуртили" "кружки печатали" "счетчики новоотпечатанную казну считали", "казначей на счет принял". А все описания балансира сводятся к "станине", "коромыслу", "грушам" "розмаху", "верхней и нижней ступкам", "чеканам" "кузнец обваривал чеканы сталью" Это все-таки было в то время в значительной степени засекречено, что вполне понятно. У нас сейчас технологические подробности производства бумажных денег тоже на каждом заборе не пишут. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 19:59:37 Вообще-то маточники на Руси начали использовать чуть ли не в XV веке. В каком-то из ранних номеров СК была статья на эту тему. Автор, если мне не изменяет память - М. Львов. Поправьте меня, если я подзабыл. Shame on me А я думал что только при Елизавете начали. А если внимательно посмотреть раздел "матчать"? Там есть хорошшая статья Давида (patriot): Технология монетного чекана XIX века Вопрос именно про 18 век. Ну насчет XVIII века, конечно, там все сильно отличается. Внятные описания по XVIIIв. содержатся только в спец. литературе, а , например, в делах монетных дворов и монетной канторы описания процесса практически отсутствуют. (по крайней мере подробные). Там все в общем: Отлили "штыки", "расковали штыки в доски кузнецы" "плащили в ломовой плащилне" "обрезали" "плащили в чистовой плащилне" "кружки вырезали" "кружки пожигали" "кружки гуртили" "кружки печатали" "счетчики новоотпечатанную казну считали", "казначей на счет принял". А все описания балансира сводятся к "станине", "коромыслу", "грушам" "розмаху", "верхней и нижней ступкам", "чеканам" "кузнец обваривал чеканы сталью" Ну в принципе если постараться, можно разобраться (ну хотя бы примерно) в языке того времени. Но ведь едва ли это достаточная информация. Порывшись в инете нашел вот статью ПРАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ МОНЕТНАГО ПРОИЗВОДСТВА ВЪ ЕКАТЕРИНБУРГЕ 178О г - [М.Н.Сперанскій] Язык чудной, много слов незнакомых, но в целом смысл вроде более менее ясен. Знаете, мне как любителю старины, даже понравилось читать текст тех бородатых времен Порывшись еще наткнулся на труд нашего современника, который перевел то, что написал Сперанский, на современный язык. Статья - "Технология перечеканки медной монеты в России (1796—1797 гг.)" [А.И. Шунин] Ниже привожу цитату Шунина. М.Н.Сперанский-Практическое_описание_монетнаго_производства_въ_Екатеринбурге_1780-Типография_штаба_Московскаго_ВО(1907).pdf технология перечеканки 1796-97.PDF 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 20:03:44 Одним поворотом чугунного коромысла «осмидесяти пудовой тягости» приводится в движение угнетающий винт и «делается удар на положенной между чеканы кружок и затисняется оной, а другим (поворотом. — А.Ш.) от- водит назад тот винт, который прижимает верхнюю коробку (ступку. — А.Ш.) с чеканом в верхний конец; а сия сила имеет действие между двумя желез- ными досками, а их называют проемными, только для того, чтоб коробка с чеканом двигалась вверх и вниз прямо против нижнего чекана; да и в одной из них утвержден на небольшой железной дуге баланс, называемый погон; а должность онаго: когда коромысло… отводит назад винт, нажимающей верх- нюю ступку, то в то же самое время поднимается верхняя коробка с чеканом тягостию баланса и дает место клатчику снять затисненной кружок и поло- жить на ево место глаткой; а нижний чекан становится в железную и весьма низкую ступку, утверждаемую в нижнюю часть чугуннаго стана … но оба же чеканы, как верхней так и нижней, всякой в своей ступке прикрепляется в че- тырех сторон железными винтами, дабы удобнее было испортившись пере- менить оные и поставить один прямо (напротив. — А.Ш.) другаго. Чугунный стан, содержащий в себе инструменты, употребляемые к тис- нению денег, ставится на чугунную колоду, а сия утверждается в деревянные брусьи … сие укрепление в том разуме, что деньги тиснятся, и ударение де- лают весьма сильное, так что чеканы один от другаго часто разваливаются, особливо во время перваго оборота, когда (винт. — А.Ш.) нажимает верх- нюю ступку с чеканом на положенной кружок, и от чрезвычайного форусу (давления, силы. — А.Ш.) коромысло назад отходит почти без помощи … а от одного жесткова удару, а сверх того, чтоб стан ни в которую сторону во вре- мя удара подвигать не могло, и тем не дало б тому трясения; а когда случит- ся, и рабочие скоро не усмотрят, то разрывает на несколько частей (видимо, речь идет о деревянных опорных брусьях. — А.Ш. ), а его самое поддержива- ет фундаментальное укрепление зарытое в земле» 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 21:32:00 У меня осталось самое главное непонятно - штемпель, маточник - как все это делалось? 1. Маточник - это позитив, как его вырезали, в ручную? 2. Штемпель делали с маточника, верно? Тогда какую роль играли пуансоны? 3. Допустим штемпель изнашивался, как выполняли его ремонт? Может здесь применялись пуансоны? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
5 мар 2012, 23:16:28 (изменено) У меня осталось самое главное непонятно - штемпель, маточник - как все это делалось? 1. Маточник - это позитив, как его вырезали, в ручную? 2. Штемпель делали с маточника, верно? Тогда какую роль играли пуансоны? 3. Допустим штемпель изнашивался, как выполняли его ремонт? Может здесь применялись пуансоны? Маточники делали разными способами: 1. Вырезали позитив вручную. При этом на промежуточном (негативном) маточнике пуансонами набивали надписи и некоторые детали изображений - рубежки, буквы, цифры, а иногда и более сложные изображения - например - короны. 2. Вырезали на копировальном станке с увеличенной модели. Примерно год назад в Эрмитаже видел такой станок выпуска 1729 года - сам здорово удивился, насколько он совершенен. Ремонт штемпелей включал в себя следующие операции: 1. Отжиг для ликвидации наклёпа и внутренних остаточных напряжений. 2. Подправку деталей после износа - в том числе перебивку забитых деталей, а при необходимости - передатировку и изменение букв минцмейстера. 3. Новую термообработку (закалку) для придания твёрдости. 4. Шлифовку поля для устранения или уменьшения следов соударения. Это грубо. Могли быть и другие операции, например заварка каверн от выкрашивания. Но эти - обязательны. Изменено 5 мар 2012, 23:19:11 пользователем Jaroslaff 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
6 мар 2012, 12:23:16 Ярослав, спасибо! Вы мне америку открыли Как интересно - негативный маточник? никогла не слышал. Его использовали и на монетах Петра тоже? И на денгах Анны? То есть получается пуансоны были одни - и для набивки негативного маточника и при ремонте штемпелей использовали одни и те же пуансоны? А как делали ремонт позитивной матрицы, вот например, буква откололась, заново ведь не припаяешь? И пуансонами не получится... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
6 мар 2012, 12:55:20 Ярослав, этот? Вот тут поподробннее с картинками: http://mokeeva.com/r-machine.htm 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
6 мар 2012, 14:02:03 У меня вот какой вопрос , с приходом нового очередного минцместера на монетный двор иногда наблюдается улучшение качества чеканки ,вполне вероятно издавался указ о замене или ремонте оборудования , на профилактику МД вставали? Вот бы такой указ почитать или заявку на замену оборудования. Хорошо бы отчет посмотреть о проделанной работе . 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
6 мар 2012, 14:37:30 Как интересно - негативный маточник? никогла не слышал. Его использовали и на монетах Петра тоже? И на денгах Анны? То есть получается пуансоны были одни - и для набивки негативного маточника и при ремонте штемпелей использовали одни и те же пуансоны? А как делали ремонт позитивной матрицы, вот например, буква откололась, заново ведь не припаяешь? И пуансонами не получится... Негативный маточник - это то же самое, что промежуточный штемпель. Использовали или нет - зависит от того сколько ступеней было от модели до рабочего штемпеля. Как ремонтировали позитивные матрицы - не знаю. Но могли ремонтировать, если была надобность. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
6 мар 2012, 20:21:01 Ярослав, этот? Вот тут поподробннее с картинками: http://mokeeva.com/r-machine.htm Афигеть Работа гения. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
7 мар 2012, 20:08:36 Денги-полушки делали без применения маточников. Все изображения на штемпелях для их чеканки вырезали-выбивали по шаблону штихелями и пуансонами. Пуансоны применяли фигурные и литерные. Можно даже подсчитать сколько каких пуансонов применяли для изготовления штемпеля. Маточники слали опять применять для облачных копеек в 55 году. 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
7 мар 2012, 20:34:07 Кстати тогда использовались маточники с не полностью нанесённой датой, а только группой, состоящей из 2-х или 3-х первых цифр года, последнюю же цифру (или две) наносили на штемпель непосредственно перед началом чеканки. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
7 мар 2012, 20:55:00 Кстати, маточники с цифрами даты до XIX века в России не применяли. Ну это так. На всякий случай. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
7 мар 2012, 21:19:43 Кстати, маточники с цифрами даты до XIX века в России не применяли. Ну это так. На всякий случай.У Вас просто страсть поспорить со мной.Даже не буду приводить примеры с цифрами даты до XIX века . Надеюсь сами найдёте , ну или Вас поправят знатоки. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
8 мар 2012, 05:58:12 Денги-полушки делали без применения маточников. Все изображения на штемпелях для их чеканки вырезали-выбивали по шаблону штихелями и пуансонами. Пуансоны применяли фигурные и литерные. Можно даже подсчитать сколько каких пуансонов применяли для изготовления штемпеля. Маточники слали опять применять для облачных копеек в 55 году. Спасибо, Георгий, именно эту информацию так хотелось узнать! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
8 мар 2012, 07:52:01 У Вас просто страсть поспорить со мной. Даже не буду приводить примеры с цифрами даты до XIX века . Надеюсь сами найдёте , ну или Вас поправят знатоки. А Вы покажите - ну просто очень интересно увидеть такое чудо!!! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
8 мар 2012, 09:46:39 У Вас просто страсть поспорить со мной. Даже не буду приводить примеры с цифрами даты до XIX века . Надеюсь сами найдёте , ну или Вас поправят знатоки. На всякий, случай я Петра не имею ввиду. (У меня XVIII век это 1724-1810) А то ведь прицепитесь к словам - это ведь тоже XVIII век. На Петре на так называемых "матричных" монетах (вся продукция Кадашевского двора, где двор проставлен МД) на маточнике иногда и дата бывает. т.е. все изображение выполнено на маточнике, как на чешуе, практически без ручной доработки. И то по большинству монет вопрос спорный. Т.к. многочисленные передатировки все-таки склоняют к мнению, что в большинстве случаев даты на маточнике не было по крайней мере последней буквы (цифры). Если Вы имели ввиду Петра так и надо было написать поконкретнее. А с 1719 года и по 1830 дат на маточниках не на одном дворе насколько я знаю не было. Если есть обратные примеры предъявите - обсудим. 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
8 мар 2012, 10:13:04 А что касается монет 1755-1810 то это самое интересное. Маточники без сомнения использовались, однако с маточника сводились только основные элементы изображения. Дальше узорными пуансонами набивались остальные элементы изображения. Дальше набивали текст (номинал)и дату. Причем это сочетание маточника и ручной доработки очень сильно варьировалось на разных монетных дворах. Изучать это можно только на монетах в отличном состоянии на которых сохранились следы инструмента (на штемпелях в смысле). И то не всегда точно понятно что переведено с маточника, а что потом добито пуансонами. Например, первые выпуски пятаков 1758 Екатеринбург - орел сведен с маточника почти без доработки (он там"лысый" его иногда с Дасье путают) А позже то ли маточник разсыпался то ли их такой плоский рельеф не устроил, но стали сводить только контур орла а перья и другие элементы набивали пуансонами, причем так, что от маточникового перевода оставался только контур орла. Все эти монеты знают их полно - это ЕМ пятаки конец 58 года и до 62 включительно. Выбиты пуансонами и крупные перья бывают (волосатый, извините, конечно, орел) и такими смешными трилистниками все крылья покрыты и еще типа 4 разных попадается. Я думаю, каждый резчик своим комплектом резал кто во что горазд на свой вкус. Иначе такое разнообразие сложно объяснить. А вот, например, монеты этого периода Московского двора другая картина практически все изображение переведено с маточника. Причем если в 58 году там еще чехарда (несколько разных вариантов) то попробуйте найти отличия на орлах ММ 60-61 гг. Там все орлы волосина в волосину идентичные все с одного маточника сведены. На таких монетах хорошо понятно, что потом выбивали - надпись на бандероли и буквы ММ сегда по разному "пляшут" Например, 63 Ем видно как орел переведен с маточника,(контур орла идеально совпадает на всех монетах) и маточник был дефектный верх крыльев отсутствовал - так это место всегда добито вручную - пуансоном выбиты перья. Орлы 88 мм и спм практически полностью переведены с маточников с минимальной доработкой. ПП 93-94 Московского и СПб двора тоже волосина в волосину все с маточника без доработки. А Нижегородские ПП всё в десять раз корявее и много ручной доработки. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты