Львенка

Тема: 10 рублей 2009 ММД

43 сообщения в этой теме

Спасибо! Благодаря Вам отложил себе еще одну шлифовку на 1.1А.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На сегодня плюсики кончились....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совсем забыла :blush:

!!!Авторы темы - Прапор и Львенка!!!

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совсем забыла :blush:

!!!Авторы темы - Прапор и Львенка!!!

Cамое интересное и забыла... :P

Добавлю, что известен шестой вариант расположения монограммы. Он очень похож на шт. Д, но шлифовка на аверсе и реверсе иная (т.е. реверс уже иной, чем у шт. Г и шт. Д). Фотку пока не сделал, поэтому только словесное описание. Смещение знака всё же есть, т.е. это действительно новый вариант положения знака мондвора, а не просто другой рабочий штемпель. То есть всего известно 10 разновидностей железных 10р 2009ММД.

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Львенка, Прапор- спаибо за информацию :rolleyes: .
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если фишка правильно ляжет, завтра подсоблю фоткой нового аверса...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если фишка правильно ляжет, завтра подсоблю фоткой нового аверса...

Спасибо, Александр.

Информация обновлена. Все изменения и дополнения временно выделены синим цветом для удобства читателей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если фишка правильно ляжет, завтра подсоблю фоткой нового аверса...

Спасибо, Александр.

Информация обновлена. Все изменения и дополнения временно выделены синим цветом для удобства читателей.

А верхний коготь правой лапы это устойчивый признак у шт. Е? (длинный и почти прямой)
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У фотографий свои минусы...

На представленной картинке хорошо видно, что линии начинаются в тех местах, где высота рельфа изображения наименьшая - это заострённые углы на штемпеле, которые начинают крошиться в первую очередь. Мы предполагаем, что это трещины штемпеля, появившиеся в процессе работы.

Также хотелось бы услышать мнения/предположения по поводу появления линии в районе даты. Высказываемся, Господа!

post-13411-12675679079_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я решил слегка дополнить сию тему. Предлагаю более подробно остановиться на 10р 2009ММД шт. А. Как уже упоминалось выше, эта разновидность чеканена одним аверсом и тремя реверсами. Но при изучении штемпелей этой разновидности я обратил внимание, что один из штемпелей реверса сначала не имел трещины, затем она появилась и в дальнейшем только увеличивалась. Причем трещина довольно злокачественная, заходит на кант, т.е. глубокая, а следовательно, этот штемпель долго прожить не мог. Также и единственный штемпель аверса, сначала не имел никаких дефектов (кроме грубой шлифовки), а затем начали появляться выпуклые линии (трещинки) в направлении c 9:30 на 3:30 часа. На фотках можно увидеть наиболее яркие стадии разрушения штемпелей. Первый штемпель реверса имеет довольно слабую шлифовку с 11:30 на 5:30 часов. Именно это штемпель начал трескаться, делал он это, видимо довольно долго, т.к. штемпель аверса успел из первой картинки превратиться в пятую, т.е. они проработали почти весь ресурс. А со вторым реверсом этот аверс, по-видимому, проработал значительно меньше, т.к. монет с этим сочетанием штемпелей довольно мало (около 10-12%). Третий реверс я видел единожды. И изучить его возможности не имел. Шлифовка у него очень похожа по направлению на реверс 2, но характерные штрихи иные.

Я никого не призываю собирать разновиды по оттискам рабочего инструмента, особенно по стадиям разрушения. Сам их так не собираю, но иногда бывает нечем заняться, и появляются вот такие дополнения. В коллекцию лучше положить монету, чеканенную еще не начавшими разрушаться штемпелями, и желательно в АЦ.

post-1356-12675697161_thumb.jpg

post-1356-126756972716_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У фотографий свои минусы...

На представленной картинке хорошо видно, что линии начинаются в тех местах, где высота рельфа изображения наименьшая - это заострённые углы на штемпеле, которые начинают крошиться в первую очередь. Мы предполагаем, что это трещины штемпеля, появившиеся в процессе работы.

Да нет, это скорее всего такая шлифовка. Трещины всегда начинаются с края, других не видел. Я не знаю, чем именно шлифуют штемпели, но вероятно, инструмент для шлифовки на ММД довольно грубый, раз оставляет такие глубокие следы. Скорее всего, он цепляется за углубления в штемпеле и поэтому около них борозды получаются глубже. И они должны получаться не в первую очередь, а сразу, со всеми остальными следами. Линия на дате - тоже след шлифовки, но особенно глубокой. И раньше такое бывало, на других монетах. ММД сохраняет традиции.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Линия на дате - тоже след шлифовки, но особенно глубокой. И раньше такое бывало, на других монетах. ММД сохраняет традиции.

Юр, моё предыдущее сообщение прочти и картинку внимательно рассмотри. Не могу себе представить маньяка-шлифовщика, который будет специально останавливать несколько раз пресс, чтобы нанести новые полоски на закаленный рабочий штемпель. Это не шлифовка!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юр, моё предыдущее сообщение прочти и картинку внимательно рассмотри. Не могу себе представить маньяка-шлифовщика, который будет специально останавливать несколько раз пресс, чтобы нанести новые полоски на закаленный рабочий штемпель. Это не шлифовка!

А я когда писал, его еще не видел. Вот посмотрю и буду думать. А дошлифовка штемпелей бывает, правда на питерских монетах. Думаю, что и на московских тоже возможна.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я когда писал, его еще не видел. Вот посмотрю и буду думать. А дошлифовка штемпелей бывает, правда на питерских монетах. Думаю, что и на московских тоже возможна.

То, что в Питере любят шлифовать - этому яркий пример 5р 2003СПМД. Там один штемпель не менее пяти раз перешлифовали до тех пор, пока перья с крыльев не исчезли. Да и на гравировках копеек 2003СП тоже часто такое встречается, особенно на реверсах. Но здесь линии появляются постепенно и все они параллельны друг другу. Зачем столько раз перешлифовывать один и тот же штемпель. Да и зная наших работников, можно с уверенностью сказать, что второй раз они бы не поставили штемпель на дошлифовку также, как в первый - обязательно угол бы какой-нибудь появился.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А может они не появляются, а исчезают постепенно, по мере износа?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не знаю, чем именно шлифуют штемпели, но вероятно, инструмент для шлифовки на ММД довольно грубый, раз оставляет такие глубокие следы. Скорее всего, он цепляется за углубления в штемпеле и поэтому около них борозды получаются глубже. И они должны получаться не в первую очередь, а сразу, со всеми остальными следами. Линия на дате - тоже след шлифовки, но особенно глубокой. И раньше такое бывало, на других монетах. ММД сохраняет традиции.

Не знаю, чем шлифуют на ММД, т.к. не довелось увидеть, а на СПМД, если ты вспомнишь, я даже пальцем показывал(!) на шлифовальные станки. Мы как раз проходили через этот цех, когда шли в цех юбилейки. Шлифуют огромными войлочными кругами, которые крепятся торцами к рабочему. Вот об этот торец и шлифуют. Если теория о возникновении полос на штемпеле из-за шлифовки верна, то, как вариант, хочу предложить для обсуждения такую схему: животное, предположительно барана, бреют и из шерсти потом валяют войлок; по чистой случайности барану сбривают один ус!, который сваливается вместе с шерстью; круг вырезают из куска толстого войлока и энтот ус попадает на срез; далее все просто - во время шлифовки более плотный и грубый ус чиркает полоски на штемпеле.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

всё проще - в войлоке всегда есть волокна разной твёрдости. да и при работе по шлифовке на мм-ом уровне войлок начинает скатываться (=и/или забиваться) и будет уже не войлок, а нечто из войлока, покрытое коркой из сошлифованной пыли - практически корд...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этим можно объяснить появление следов шливовки, как таковой, но к появлению линий от когтей и линий, перечеркивающих дату, оно не применительно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

от когтей и прочих рельефных деталей Над полем монеты полоски от заполнения трещин усталостных в штемпеле....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересная тема.Спасибо.Вот кажется одна из простых разновидностей 2.1Б.Если не так,поправьте пожалуйста.Нет ли в этих монетах отличий по орлам?Похоже на этой монете головы орла с небольшим отличием,справа клюв более задран вверх.

post-12424-126763158335_thumb.jpg

post-12424-126763159841_thumb.jpg

post-12424-126763161257_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А может они не появляются, а исчезают постепенно, по мере износа?

Я уже думал об этом. Ты, видимо, невнимательно читал моё сообщение или у меня проблемы с изложением (этого не отрицаю, поэтому текст всех тем пишет Львёнка).

Первый штемпель реверса имеет довольно слабую шлифовку с 11:30 на 5:30 часов. Именно это штемпель начал трескаться, делал он это, видимо довольно долго, т.к. штемпель аверса успел из первой картинки превратиться в пятую, т.е. они проработали почти весь ресурс.

Поясню еще раз. В чеканке разновидности 10р 2009ММД шт. А можно выделить три этапа:

1. Первый реверс работает с единственным аверсом.

2. Второй реверс работает с единственным аверсом.

3. Третий реверс работает с единственным аверсом.

В начале первого этапа аверс имеет только слабую шлифовку по полю, никаких ярко выделяющихся полос, на реверсе раскол еще даже не наметился. Далее на аверсе появляются первые линии в направлении 9:30-3:30, на реверсе раскола нет. Затем линии на аверсе усугубляются, появляется раскол на реверсе, еще маленький и очень тонкий. Позже на аверсе добавляются линии, на реверсе раскол увеличивается в длине и становится толще. Эти стадии деградации аверса и реверса мы и видим в сообщении номер 11. Далее следует непродолжительный второй этап. Здесь аверс с уже полным комплектом дополнительных полос работает с отличным новым штемпелем реверса. А потом, это уже третий этап, появляется такой же новый штемпель реверса, который работает, по-моему (точно не скажу, не помню, а монеты такой на руках нет), с аверсом, который уже снабжен всем лишними линиями. То есть сначала линий не было, а потом они постепенно появлялись. Причём это я отфоткал только 5 стадий, а при изучении я раскладывал монеты на 9 стопочек, т.е. переходы от одной стадии к другой там довольно призрачные, четко разделить, как мы это сделали с 50к 2005М шт. В, тут не получится.

Еще раз вернемся к первому этапу. Я несколько раз сегодня задумывался над тем, как могли появится эти линии штемпеле. Пришёл к выводу, что трещинами эти линии являться не могут, т.к. таких прямых трещин штемпеля быть не может. Значит причиной всё-таки является шлифовка. Предположим, что на ММД работают люди, которым очень важно, чтобы все монеты были экстра класса, поэтому они перешлифовывают закалённый штемпель после каждых 10-20 тысяч ударов. Работает новый штемпель аверса (штемпель А). Рабочий подходит к прессу, подставляет свою грязную рабочую ладонь и видит страшное - штемпель засорился - его нужно срочно шлифовать. Он останавливает пресс. Снимает штемпель аверса. Отправляет его в шлифовальный цех. Через полчаса получает штемпель хуже, чем он был до шлифовки (но это неважно) и ставит его на место. Штемпель уже имеет вышеназванные дополнительные полоски. Продолжается чеканка. Еще через некоторое время он опять подходит к прессу (он не может стоять около одного пресса, т.к. прессов в цеху около 30, а еще есть мужики с новыми рассказами и еще в кармане лежат сигареты, с которыми тоже что-то нужно сделать). И видит жесткую картину - на штемпеле появились вдавленные линии и все монеты сыпятся с выпуклыми линиями (это те самые линии, которые появились при перешлифовке, просто он их не заметил, когда ставил штемпель обратно). Он опять отправляет штемпель на перешлифовку. И вот тут внимание! Рабочих штемпелей я держал в руках два - аверс и реверс копейки 2008М. Это маленькие цилиндрики, на одном торце несущие негативное изображение, на втором торце вдавленную букву "А" (аверс) или "Р" (реверс), размеры копеечного штемпеля примерно 15,5*45мм, боковая поверхность абсолютно гладкая - без пазов и насечек. Итак, штемпель в руках у шлифовщика. Шлифовальный круг у него стоит тот же самый, и шлифовать он будет точно также, как в предыдущий раз. Но для того, чтобы линии добавились абсолютно параллельные предыдущим (а мы знаем, что они будут именно такие), ему нужно установить штемпель точно также, как в предыдущий раз, не ошибившись ни на градус, ни на полградуса, ни на минуту. А штемпель - цилиндр. Возможно такое? Особенно в России. Особенно учитывая, что в торкарном и шлифовальном цехах работет по одному реальному мастеру, остальные - пацаны от 16 до 19 лет, пришедшие на практику от ПТУ и коллеждей и вернувшиеся на двор после окончания, либо после армии. Если такое возможно, то получается что всё было именно так. И в работе этого конкретного штемпеля это повторилось раза 4-5 (может больше). И еще одно небольшое замечание. Внимательно рассмотрел аверс А в начале работы (первые оттиски) и в конце работы (где уже множество лишних линий). Этот штемпель как в начале, так и в конце работы имеет характерную особенность - нижний ряд перьев на крыльях возле туловища прочеканен плохо (низкий рельеф). Я подумал над тем, что закалённому штемпелю шлифовальный круг вреда не должен принести, т.е. рельеф от этого уменьшаться не должен. То есть перешлифовка (подшлифовка) может испольщоваться только для снятие грязи и пыли, налипшей на штемпель в процессе работы. А пыли в цехах ММД больше, чем на комбинате ЖБИ. После всего вышенаписанного, вопросы остаются следующие:

- правда ли на ММД работают такие неутомимые борцы за качество, которым не лень снимать/ставить штемпель по несколько раз за время его (штемпеля) жизни?

- действительно ли на ММД работают такие высококвалифицированные кадры, которые способны выставить штемпель в патроне с точностью не то что до градуса - до минуты и секунды?

Вообщем, продолжаем общение! ;)

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так бы сразу и сказал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Информация по 10р09 обновлена (см. первый пост). Найден новый вариант реверса - шт. 2.0. Все дополнения выделены зеленым цветом. Читаем инфу, смотрим новые фотки.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

мне кажется такие темы нужно вешать вверху, как "важные"

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу