Basilio

20 копеек 1940-ые года

98 posts in this topic

все ниже приведенное - только мои домыслы, результат ломания головы и ничего больше.

мое видение, мое ИМХО, и тп.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Желание разобраться в разновидностях лицевых штемпелей 20 копеечных монет начала 40-ых годов появилось у меня давно, но никак не хватало чего-то связующего…

И вот родилась идея – сравнить размеры деталей изображения, и появилось как раз то самое недостающее звено.

Я промерил имеющиеся у меня запасы двадцаток периода с 40 по 44 годы по следующей схеме:

post-1821-1213713617_thumb.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ширина герба, и высота от места пересечения срезов стеблей до вершины звезды. Все размеры разделились на три группы с «габаритными» размерами: 14.3, 14.5 и 14.7 мм .

Изначальная лепка (с которой и начиналось изготовление штемпеля) выглядела так, или почти так, как на картинке сверху (как образец взяты 20 копеек 1937 года). Полученный после пантографирования первичный маточник и определял размер деталей на монетах. Штемпели переведенные с маточника с «габаритным» размером 14,3 мм к 1940 году уже были порядком изношены, что особенно хорошо заметно по гребенке остей слева снизу от звезды.

post-1821-1213713750_thumb.jpg

Edited by Basilio
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видимо по причине такого износа и провели повторное пантографирование, в результате чего получился новый первичный маточник. Штемпеля полученные с него появляются где-то в 1939 или 1940 году с «габаритным» размером – 14,5 мм.

Отличительным признаком штемпелей полученных с этого маточника могут послужить две «утолщенные» ости (первая и третья с верху) в левой гребенке походящей к звезде снизу.

post-1821-1213713898_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Однако и эти штемпели со временем начали разрушаться, и уже в 1942 году найти монету с полностью четкой гребенкой достаточно сложно, отчеканеные этими штемпелями монеты как правило выглядят примерно так как на картинке.

post-1821-1213713951_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Разрушение инструментов продолжалось, и в одной из последних стадий разрушения получающиеся монеты выглядели так, как на картинке.

Назвать этот штемпель 1.11 – уже язык не поворачивается, это не совсем 8 остей, или совсем не 8 остей, лучи солнца практически неразличимы, вплоть до исчезновения.

Первичные штампы, полученные с такого разрушенного инструмента (назовем этот штамп 1.20) были подгравированы (по всей видимости вручную), и получились «6 плохо гравированных остей».

post-1821-1213714177_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Различные гравировки этих самых остей приведенные уважаемым Игорем Тимофеевичем, привожу как иллюстрацию различных гравировок чуть ниже

post-1821-1213714278_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В результате, "эволюцию" можно представить следующим образом:

post-1821-1213714324_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Получившиеся в результате штемпели пошли в тираж, и в ходе чеканки один из этих штемпелей получил один дефект – скол на третьем слева луче солнца, и получился он именно в том месте, где луч солнца пересекся с «контр-рельефом» цифры 2 номинала – это видно на приведенной ниже картинке (указано черными стрелочками).

post-1821-1213714469_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дальнейшее – только мое предположение, и если кто-то предложит более логичную версию – я с удовольствием приму её и распрощаюсь со своей.

Итак, этот самый рабочий штемпель, получивший «дефект» на третьем луче – был использован в качестве первичного штемпеля, был размножен, и получил под именем 1.21 «путевку в жизнь» вплоть до 1946 года..

Другие гравировки исходного (изношенного) штампа 1,20 превратились в четко гравированные 1,12 и 1,13. (опять же моя гипотеза).

1,12 так же как и 1,21 стал «первичным» и так-же «пошел в тираж» на несколько лет.

также добавлю пару пояснений к картинке - 1,24 и 1,25 - это штемпеля показанные Игорем Тимофеевичем.

post-1821-1213715229_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

ССССССУУУУПППППЕЕЕЕРРРР!!!!!!

Всю эту энергию, да в мирных целях!

А вобщем нормально, не сильно глубоко копнуто. И вполне удобоваримо. Практически без электронной микроскопии. Понравилось. :shock:;):):D:D

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

PPS Картинки мелковаты. Жаль.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Василий спасибо... я можно сказать не так глубоко в теме но всётаки интересно...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно. Стройно. Без напряга и пафоса. Весьма приветствую такую работу. Спасибо, Василий!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А какова судьба штемпелей с размером 14.7?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Получившиеся в результате штемпели пошли в тираж, и в ходе чеканки один из этих штемпелей получил один дефект – скол на третьем слева луче солнца, и получился он именно в том месте, где луч солнца пересекся с «контр-рельефом» цифры 2 номинала – это видно на приведенной ниже картинке (указано черными стрелочками).

Я тут как бы не в теме, но дефект на луче солнца присутствует ещё на штемпеле с размером 14.3 (картинка в третьем посте), если не ошибаюсь? А появление её описано уже на размере 14.5(картинка в девятом посте), опять же, если не ошибаюсь? Ну вот и не совсем понятно объяснение происхождения этого дефекта? Естественно, как бы без претензий, но присутствует вопрос вот такого плана: что изменилось после данных исследований? Какая цель достигнута, ну, или, какая теория опровергнута? А если конкретней, то примерно так: повлекло ли данное исследование некоторое изменение в обозначении штемпелей? Если повлекло, то всё понятно. А если не повлекло, то вопрос тот же - зачем всё это?
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

вопрос тот же - зачем всё это?

затем, что тому, кто Собирает и коллекционируеТ - каталоги лишь Подспорье и то частичное... думаю :D
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Великого Базилио предлагаю наградить электронно-микроскопическим штангенциркулем с оптическим прицелом. И тогда появится возможность изучать структуру поверхности потолстевших остей различных гребенок. И еще организовать общество обожателей данного процесса. :shock::):D:D

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

общество обожателей данного процесса. :shock::):D:D

в переиздание каталога подобную информацию возникнет желание включить в качестве иллюстративного материла сугубо, без каталогизации?

про широкова и Со помню!...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для Sews. Включение в каталог данного материала может происходить по возможности (с указанием просто числа известных вариантов, но без картинок, ИМХО) , при наличии гравировок возникших непосредственно от руки мастера-гравера, а не от степени засоряемости, затертости, зачеканенности и непрочекана. :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для Sews. Включение в каталог данного материала может происходить по возможности (с указанием просто числа известных вариантов, но без картинок, ИМХО) , при наличии гравировок возникших непосредственно от руки мастера-гравера, а не от степени засоряемости, затертости, зачеканенности и непрочекана. :)

А почему БЕЗ картинок? Разве они кому-то помешают? Наоборот - нужно максимальное (но разумное) количество картинок - для облегчения жизни тех, кому эта тема близка. Естественно, засоры и затёртости туда входить не должны. Включение картинок должно зависеть от возможности автора (по их наличию) и издателя (по объёму книги).

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полностью согласен - максимальное кол-во картинок, но РАЗУМНОЕ (без скобок) :D .

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полностью согласен - максимальное кол-во картинок, но РАЗУМНОЕ (без скобок) :D .

Какой судьбоносный консенсус!!! :D

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Славу богу он прозвучал не из моих уст. :D

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Великого Базилио предлагаю наградить электронно-микроскопическим штангенциркулем с оптическим прицелом. И тогда появится возможность изучать структуру поверхности потолстевших остей различных гребенок. И еще организовать общество обожателей данного процесса. :shock::):D:D

А к чему такая ирония? Иногда вот так просто возникает желание поковырятся в монетах, что бы выяснить для себя происхождение некоторых вещей. Пока ещё не всем интересно тупо продавать и покупать монеты, т.к., банально, просто лень этим заниматься.

Получившиеся в результате штемпели пошли в тираж, и в ходе чеканки один из этих штемпелей получил один дефект – скол на третьем слева луче солнца, и получился он именно в том месте, где луч солнца пересекся с «контр-рельефом» цифры 2 номинала – это видно на приведенной ниже картинке (указано черными стрелочками).

От нехер делать профильтровал сегодня сотен пять монет 46-ого года. С соплёй разобрался, на 46-ом она действительно другая. Но вот "контр-рельеф" пересекает ость не всегда в том месте, где сопля начинается. Иногда бывает прямо через центр сопли, иногда ниже(по лучу) сопли. Без понятия - чё это означает?

Дальнейшее – только мое предположение, и если кто-то предложит более логичную версию – я с удовольствием приму её и распрощаюсь со своей.

Итак, этот самый рабочий штемпель, получивший «дефект» на третьем луче – был использован в качестве первичного штемпеля, был размножен, и получил под именем 1.21 «путевку в жизнь» вплоть до 1946 года..

Другие гравировки исходного (изношенного) штампа 1,20 превратились в четко гравированные 1,12 и 1,13. (опять же моя гипотеза).

1,12 так же как и 1,21 стал «первичным» и так-же «пошел в тираж» на несколько лет.

также добавлю пару пояснений к картинке - 1,24 и 1,25 - это штемпеля показанные Игорем Тимофеевичем.

Не совсем понимаю, чё тут выше написано, но напрягает один момент: тут указано, что после подгравировки был отчеканен, практически весь тираж 46-ого года. Это как бы должно означать, что размер изображения на этом штемпеле должен быть одинаковым на всём тираже. Возможно, кроме теории об изменении размера после пантографирования существует ещё какая-то другая теория, но дело в том, что штемпель с подгравированными остями слева от звезды и с соплёй на луче имеет как минимум четыре варианта по размеру, три из которых отличаются на мизер, а один достаточно серьёзно выпрыгивает. До тех пор, пока не предложена иная гипотеза об изменении общего размера изображения на штемпеле, получается, что вот такие убогие ости, да и сопля тоже, присутствовали на некой уродливой моделе, которую несколько раз всё же отпандагрофировали конкретно. В данном периоде по поводу этого возникает множестово различных гипотез, вплоть до отсутствия квалифицированных работников при эвакуации, или при возвращении из эвакуации. Но вот глубокий смысл подгравировок попрежнему остаётся как бы не совсем понятен, да ещё в таком массовом применении. Был бы это какой другой год, но монет 46-ого, если не ошибаюсь, в разы больше, чем всех вместе взятых с 37-ого по 45-ый. И весь этот объём нашарашили подгравировав несколько образцовых штемпелей - чёто как бы сомнения присутствуют? Безусловно, всё написанное без наимельчайших претензий на что либо. Чисто - было время и желание убить это время, а попутно всётаки понять - нахера делать подгравировки много-много раз, если можно один раз сделать нормальный штемпель? А в военное время с этим как бы должно быть ваще проблематично всвязи с отсутствием огромного количества рук, умеющих держать гроверовальный станок. Блин, тема действительно бездонная, ковырять и ковырять до бесконечности. Абсолютно всё написанное - ИМХО :ohmy:
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

Магазин Coins.su Рекламодатель, купи рекламу на форуме