Синельниковъ

Памятники на монетах. 300 лет со дня рождения Этьена Мориса Фольконе.

В теме 1 сообщение

В советское время была отчеканена монета номиналом 5 рублей на которой был изображен памятник Петру 1 работы знаменитого скульптора Этьена Фольконе. Из всего творчества этого талантливейшего скульптора, эта работа считается одной из лучших в его творчестве.

  Этьен Фольконе, автор монумента Петра 1 в Санкт-Петербурге, родился 1 декабря 1716 года в Париже. Он был сыном простого столяра. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом Этьен получил в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, который стал для него школой художественного мастерства. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Роха и победил. В 1753—1766 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптораДени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. А иллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Очень высоко были оценены его скульптурные работы 1757 года, мраморные статуи "Грозящий Амур" и "Купальщица", чуть позднее - "Нежная грусть" и скульптурная группа "Пигмалион и Галатея". С этим произведением Фальконе добивается настоящего триумфа.

   Вскоре его приглашает в Россию Екатерина 2, с предложением создать монумент в память Петра 1. В 1766 году Фальконе отправляется в Россию и работает над созданием памятника. По смелости композиционного и технологического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина 2 поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже,  после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775  Фальконе выполнял сам. 

  До сих пор Фольконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного. Памятник открыли в августе 1782 года - в столетний юбилей воцарения Петра. 

 

Место расположения памятника Петру I было выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, а также здание главного законодательного органа царской России – Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Однако, Фальконе поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве. 

Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной. 

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая» (с другой стороны памятника надпись приведена на латыни: «PETRO primo CATHARINA secunda»). Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему в своей поэме фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего Петербург наводнения, с 1833 года бронзовый монумент Петра стали называть «Медным всадником». 

"Как будто грома грохотанье-

Тяжело-звонкое скаканье 

По потрясенной мостовой. 

И, озарен луною бледной, 

Простерши руку в вышине, 

За ним несется Всадник Медный 

На звонко-скачущем коне..."

А. Пушкин 

Но Фольконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии - в сентябре 1778 года он покинул Санкт-Петербург. После открытия памятника Екатерина прислала ему две медали - золотую и серебрянную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Голицин Д.М. в имении Фальконе в Шатене.

  Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему скульптора к постели на восемь лет. Он так и не оправился от этой болезни. 24 января 1791 года жизнь замечательного художника Этьена-Мориса Фальконе оборвалась. Он скончался в Париже.


 

 

    

 

post-39036-0-03074700-1480617078_thumb.jpg

post-39036-0-28402100-1480617086_thumb.jpg

post-39036-0-94459600-1480617094_thumb.jpg

post-39036-0-52326800-1480617109_thumb.jpg

post-39036-0-28878600-1480617124_thumb.jpg

post-39036-0-38463800-1480617176_thumb.jpg

post-39036-0-10192800-1480617195.jpg

post-39036-0-10957900-1480617252.jpg

post-39036-0-92569200-1480617329_thumb.jpg

post-39036-0-49874600-1480617355_thumb.jpg

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru