Византиец.

Выставка в Эрмитаже "Византия сквозь века"

21 сообщение в этой теме

Я – счастливый.

:)

На этот раз, потому, что я, вырвался-таки, в Эрмитаж, на ту самую византийскую выставку, о которой я столько мечтал.

«Византия сквозь века».

 

Выдержка из официального пресс-релиза (который все, неравнодушные к Византии, уже давно, конечно, прочитали, но всё же…):

 

Выставка "Византия сквозь века", одно из главных культурных событий Года Греции в России и России в Греции, открылась 24 июня в Николаевском зале Зимнего дворца. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с министерством культуры и спорта Греции.

 

Представленные экспонаты (более 150 предметов) охватывают весь период существования византийской культуры - с первых веков до падения Константинополя под натиском турок в 1453 году. Вниманию посетителей представлены скульптура, фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, ювелирные золотые украшения, перегородочные эмали, уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X - XV веков, живописные иконы XII - середины XV веков, среди которых - уникальная мозаичная "Богоматерь Эпискепсис" примерно 1300 года создания и полотно 1600-1607 годов "Апостол Петр" кисти Эль Греко.

Для показа в Санкт-Петербурге свои памятники предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад.
 

"Акцент нашей выставки сделан на художественных особенностях памятников. Их нужно рассматривать в контексте той культуры, в которой они существовали, сказал куратор выставки, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока Юрий Пятницкий, в беседе с корреспондентом

- Византийское искусство - очень глубокое для понимания и тонкое по своему языку. Наша задача - создать условия для восприятия этого искусства современным человеком. Целая стена Николаевского зала заполнена иконами палеологовского времени. Для человека, имеющего пиетет к иконам, - это большое поле для понимания и вдохновения". (с) конец цитаты

 

В четверг провёл в очереди на вход в Эрмитаж 2 часа. (А потОм бродил по Эрмитажу до 18-00).

В пятницу провёл в очереди 1 час 40 минут. (А потОм, не останавливаясь, бродил по Эрмитажу до 21-00).

Но, оно того, конечно, стОило…

Я блуждал по этой выставке просто – долгими часами, блуждал кругами, зависая и выключаясь из реальности над каждым экспонатом, любуясь, и снова переходя к соседним стеллажам, а потОм – снова – кругами и кругами по залу, любуясь и мраморными изваяниями, и уникальной мозаичной иконой «Богоматерь Эпискепсис», и ювелирной красотой древнего золота, и алтарём Кибелы и Атиса 387 года, и иконами эпохи Палеологов…

Удивительно красивая резьба на мраморных темплонах, пожертвованных в храм богатым магнатом-землевладельцем «На поминовение души его, и его сына», и две иконы XII века, которые раньше были частью одного эпистилия темплона на длинной каштановай доске, а потом эпистилий распилили на самостоятельные иконы, и две из них, века спустя, снова вместе свела судьба – «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах, и «Преображение Господне» из Эрмитажного собрания – сейчас на выставке демонстрируются вместе. Как напоминает эта яркая, тяжеловато-багровая киноварная цветовая гамма фонов, колористику новгородской иконы 2-й половины XIII века, из «Русского музея» - «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»…  

 

Позабавило глубоко православное отношение ранних христиан к позднеримскому искусству, и древнему художественному наследию – запомнилась роскошная голова Афродиты I века Н.Э. (римская копия, создана по древнегреческим образцам IV века до Н.Э.) – ты Афродита? Всё ясно – Афродита это языческая демоница. А вот сейчас мы её, кааак… Обезвредим… И, прямо на лбу у Афродиты чем-то грубым, железным, то ли зубилом, то ли, какой-то стамеской, по белоснежному мрамору старательно продрано изображение креста. Или, голова какого-то неведомого мальчика (изображение непонятно чьё, но, явно из времён, когда мир был не просвещён светом Христовым, значит, в понятии тогдашних христиан – это явный какой-то языческий демон) – у мальчика на лбу тоже, глубоко, старательно, но, намного аккуратнее и деликатнее, чем у Афродиты, врезан крест. Ладно, хорошо хоть, вовсе не расколотили… 

 

Запомнились интересные примеры взаимопроникновения и сотрудничества в контактной зоне византийской, и арабской культур – вроде бы, уж воевали-воевали, дрались-дрались, то мирились, то опять сражались, но, в экспозиции очень красивые серьги, выполненные явно под заказ, византийскими мастерами-ювелирами на Кипре, в X веке, а на серьгах эмалевые куфические, очень красивые надписи – «Аллах, благослови Зейнаб», «Аллах, благослови Айшу»…

 

Из нумизматики – там выставлен просто шикарный, и совершенно уникальный (впрочем, предметы такого уровня, они все – уникальные) мультипль Константина Великого, медальон весом в 10 солидов, 5-я оффицина, Фессалоники. Был найден на Юго-Западном фронте при рытье окопов в 1914 году, приобретён Эрмитажем в 1926 году. Какое счастье, что, за то время, пока он блуждал по рукам, в безумную эпоху ПМВ, революций, и Гражданской войны, его никакой ювелир в печатку, или в серьги не переплавил…

 

Очень понравился шикарный выносной (процессионный) крест X века, классической византийской формы, весь в очень красивой зелёной-малахитовой карбонатной пАтине, и с эмалевым сине-голубым, красиво растресканным (там, действительно, кракелюры очень красиво и элегантно легли на эмаль) медальоном в центре, ой, как бы он шикарно смотрелся бы вместе с той уникальной подборкой крестов, которые выставлены в незабываемом «Музее Русской иконы» на Гончарной, как бы они удачно дополняли друг друга. Хотя, они и дополняют – у меня в голове… :)

 

Это сколько же на организацию этой выставки ушло средств, (и нервов, времени музейных сотрудников), чтобы все эти редкости, из разных музеев, собрать в одном зале Эрмитажа.

Низкий поклон, и глубочайшая благодарность всем, чьим талантом, трудами и энергией была создана эта экспозиция.  

 

Нет, это, конечно, некоторые впечатления «на бегу», и «галопом-по-Европам», но меня (честно) немного расстроило издание, подготовленное к этой выставке.

ИздАли – с виду маленькую, малоформатную, скудную тощенькую брошюрку… Да, бумага очень хорошая, полиграфия просто прекрасная, но – это же брошюрочка, совершенно визуально не соответствующая, ни красоте, ни важности, ни уникальности уровня этой выставки…

Как мне рассказали в эрмитажных киосках, к выставке планируется издание большеформатного расширенного полного каталога выставки, с подробными описаниями, и, как мне сказали «будет примерно размером с том Большой советской энциклопедии». Но, ни к открытию выставки, ни сейчас – с большим изданием не успели, потому что, греки прислали все материалы к каталогу «только сейчас», да ещё и на греческом языке. (При всех положительных чертах греков, и, при всей к ним, как Гумилёв писАл «положительной комплиментарности», к сожалению, как мне сказали, в деловом отношении, да, к сожалению, порой они бывают, как бы это помягче выразиться – необязательными, непунктуальными, и вполне расслабленно-пофигистическими). Так что, полученные материалы, их же ещё и переводить нужно, и, до издания большого каталога предстоит большая серьёзная работа… Но, меня обнадёжили, говорят, «обязательно выйдет, но, может быть, через пару месяцев».

Вот я его и подожду – этот большой каталог.

А, маленькую-тоненькую брошюрку за 200 рублей я даже и покупать не стал, дом и так бумагой ВЕЗДЕ завален, и невозможным количеством книг…

 

Всё равно, эта выставка, на протяжении многих часов, несколько дней подряд, посмотренная вживую, навсегда, пока я шевелюсь в этом мире, осталась в моей памяти, и, наличие, или отсутствие этой брошюрки, здесь ничего не изменит.

Я потерплю.

Я подожду. Чтобы уж, купить – так уж издание, действительно ДОСТОЙНОЕ этой потрясающей, редкой, и незабываемой выставки…

 

post-686-0-69374300-1470738991_thumb.jpg

post-686-0-48118900-1470739000_thumb.jpg

post-686-0-23833200-1470739011_thumb.jpg

post-686-0-93425400-1470739022_thumb.jpg

post-686-0-36010600-1470739031_thumb.jpg

post-686-0-50669200-1470739043_thumb.jpg

post-686-0-62099600-1470739053_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Медальона фото нет? Посмотреть хочется. С ув. Евгений

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Медальона фото нет? Посмотреть хочется. С ув. Евгений

 

Да там вообще, на этой выставке фотографировать - НЕЛЬЗЯ.

Никак.

Сурово и категорически... :(

Ругаааюцца...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Блюдут правила. Наверно так и нужно. А посмотреть все равно хочется.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да там вообще, на этой выставке фотографировать - НЕЛЬЗЯ.

Никак.

Сурово и категорически... :(

Ругаааюцца...

Влезу, всё фоткать можно, если купить бейджик, НО, экспонаты (картины и подобное, только без вспышки!).

Исключение, экспонаты из "подвала" и  частных коллекций (временные выставки), (по договору с Эрмитажем - нельзя, оговорено), нарушение, вплоть до увольнения смотрителя, но если договориться и ...что не появится "в свете"(опубликование, соц. сети и тд.) и на фото отключена функция фиксирования времени съёмки ... (....)!

Просьба МОДЕРАТОРАМ, завтра стереть.

С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Влезу, всё фоткать можно, если купить бейджик, НО, экспонаты (картины и подобное, только без вспышки!).

Исключение, экспонаты из "подвала" и  частных коллекций (временные выставки), (по договору с Эрмитажем - нельзя, оговорено), нарушение, вплоть до увольнения смотрителя, но если договориться и ...что не появится "в свете"(опубликование, соц. сети и тд.) и на фото отключена функция фиксирования времени съёмки ... (....)!

Просьба МОДЕРАТОРАМ, завтра стереть.

С уважением.

 

Фигвам.

На временных выставках (и на византийской - в частности) ВООБЩЕ фотографировать категорически нельзя - хоть с каким бейджиком.

И, в основной экспозиции - никакие бейджики не нужны, все ходят, и фотографируют, сколько хотят, НО, только без вспышки...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фигвам.

На временных выставках (и на византийской - в частности) ВООБЩЕ фотографировать категорически нельзя - хоть с каким бейджиком.

И, в основной экспозиции - никакие бейджики не нужны, все ходят, и фотографируют, сколько хотят, НО, только без вспышки...

Сразу видно культурный человек и не согласен и не обидно. :beer:

И Вам не хворать!

Жалко бейджик купить, я покупаю, так как хожу туда с женой бесплатно, а ещё до этого года и без очереди...

Что мешает взять микрокамеру высокого разрешения, продаётся, а можно на прокат у ...

Я совет дал (там подробно), Вам решать.

С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сразу видно культурный человек и не согласен и не обидно. :beer:

И Вам не хворать!

Жалко бейджик купить, я покупаю, так как хожу туда с женой бесплатно, а ещё до этого года и без очереди...

Что мешает взять микрокамеру высокого разрешения, продаётся, а можно на прокат у ...

Я совет дал (там подробно), Вам решать.

С уважением.

 

Но, действительно - в основной экспозиции Эрмитажа никто и никаких бейджиков на фотографирование - и не спрашивает!

Там все толпами ходят, и, просто фотографируют, сколько хотят.

Похоже, эти бейджики - вообще отменили?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но, действительно - в основной экспозиции Эрмитажа никто и никаких бейджиков на фотографирование - и не спрашивает!

Там все толпами ходят, и, просто фотографируют, сколько хотят.

Похоже, эти бейджики - вообще отменили?

Нет! Просто им ругаться надоело и жалобы пишут на грубость, я месяц назад ходил на выставку памяти К, Фаберже.

Эрмитаж сильно убыточный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Медальона фото нет? Посмотреть хочется. С ув. Евгений

 

Вот!

Я нашёл эту редчайшую красоту на сайте Эрмитажа.

Вот он. :)

 

http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/20.+Coins%2C+Paper+Money/2843161/?lng=ru

post-686-0-53762000-1470744605_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр. Вот инфа ФГУК " Государственный Эрмитаж" про этот самый медальон. Оказывается, я его уже видел.         ....Интересно - медальон был обнаружен во время 1 Мировой войны в одном из окопов Юго-Западного фронта. Вес этого медальона кратен весу восьми стандартных золотых монет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр. Вот инфа ФГУК " Государственный Эрмитаж" про этот самый медальон. Оказывается, я его уже видел.         ....Интересно - медальон был обнаружен во время 1 Мировой войны в одном из окопов Юго-Западного фронта. Вес этого медальона кратен весу восьми стандартных золотых монет. 

 

??

Насчёт «восьми» - не знаю, откуда эта информация.

Как Вам несомненно известно, монета номисма – она же солид — основная денежная единица Византии, составляла 1/72 византийской либры (или литры), то есть около ~4,55гр. золота (или 24 римских силиквы (кератия).

Реально дошедшие до нас солиды, в большинстве несколько легче стандарта -

около ~4,4-4,45 гр.)

Веса в нём 43,86 гр.

То есть, по всем прикидкам и расчётам, этот медальон вполне соответствует 10-и солидам, и, в литературе я про него неоднократно читал упоминания, как про “медальон в 10 солидов”. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр. Может это и шляпа. Посмотрите сами. Я же специально, так , мол 8.http://cor.edu.27.ru/catalog/res/fabdb844-59dd-49d5-b723-8a63a884814f/?sort=upddate&interface=themcol&rubric_id[]=72238

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр. Может это и шляпа. Посмотрите сами. Я же специально, так , мол 8.http://cor.edu.27.ru/catalog/res/fabdb844-59dd-49d5-b723-8a63a884814f/?sort=upddate&interface=themcol&rubric_id[]=72238

 

Ну, что же тут поделать?

Можно только констатировать тот факт, что, в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов Хабаровского края» кто-то написал чушь, не соответствующую действительности.

«Человеческий фактор».

Кто-то, вводя информацию, видимо, заболтался и ошибся.

Этот медальон, по всем расчётам и прикидкам, соответствует именно весу десяти солидов.

А, никак НЕ восьми.

 

Кстати, там на сайте ещё и какая-то формулировка «кривая». Что значит «стандартных золотых монет»? А, слово «солид» - там даже и не упомянуто. Каких «стандартных»? Но, ведь были ещё и семиссы, и тремиссы – они тогда – какие?

Они же все тоже – являются совершенно стандартными, в рамках весовой римской системы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен. Тоже перемножил(могу,а делить-вообще - мастер). А насчет 4 сыновей ?Не обманули? Единственный? Видел другие подобные медальоны. типа такого, но там 2, а не 4.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен. Тоже перемножил(могу,а делить-вообще - мастер). А насчет 4 сыновей ?Не обманули? Единственный? Видел другие подобные медальоны. типа такого, но там 2, а не 4.

 

Ну да. Тут, вроде – всё правильно.

И, насчёт 4-х сыновей.

И, насчёт уникальности…

Вещи ТАКОГО уровня, они вообще все, как правило – уникальные…

UBI NIL VALES, IBI NIL VELIS.

(это я себя успокаиваю, чтобы, слюной ненароком не захлебнуться, вспоминая этот мультипль…)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо еще раз.  С ув. Евгений

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы с антикой завязали, так что не в плане рекламы: у нас был аукцион по антике, Византия там, говорят, сильная была. Российские музейные работники каталог просили им презентовать.

Вопрос: действительно стоящий каталог? Он Вам известен, интересен?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы с антикой завязали, так что не в плане рекламы: у нас был аукцион по антике, Византия там, говорят, сильная была. Российские музейные работники каталог просили им презентовать.

Вопрос: действительно стоящий каталог? Он Вам известен, интересен?

Вопрос кому адресован?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос кому адресован?

ТС

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу