Византиец.

Выставка монет в ГМИИ. Наметив контуры резцом...

В теме 2 сообщения

"Наметив контуры резцом..." (человек и его изображение в памятниках нумизматики от античности до Нового времени).

Совместный выставочный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, благотворительного «Фонда содействия социальным и культурным программам» (КИКПЕ) и Музея Бенаки (г. Афины), 5 июля – 30 октября 2016 г., приуроченный к Году Греции в России.

 

Цель выставки – познакомить зрителя с проблемами восприятия и воспроизведения человека и человеческого тела художниками различных эпох на таких памятниках миниатюрной пластики, малодоступных широкой публике, как монеты, медали, глиптика. Материалы выставки являются своеобразной иллюстрацией к знаменитому тезису древнегреческого философа Протагора «Человек есть мера всех вещей». Антропоцентризм был характерной чертой античного общества, во многом определившей формирование его религии, мифологии, культуры. Наряду с другими элементами античного наследия антропоморфизм или понимание и объяснение окружающего мира через визуальные образы, в своей основе имеющие человеческую форму, активно усваивались и развивались на протяжении всей последующей истории.

Предполагается, что выставка будет включать пять тематических разделов, первый из которых призван проиллюстрировать антропоморфную природу религиозных представлений античности. Для древних боги внешне были теми же людьми, только наделенными бессмертием и другими сверхчеловеческими способностями, вроде умения предвидеть будущее или исцелять болезни. Их отличительной чертой были идеальные пропорции тел и членов, а также величественность и спокойствие черт. Впрочем, божества более низкого ранга вполне могли иметь внешние дефекты в виде курносого носа, низкого лба или заостренных ушей, в целом оставаясь, однако, в рамках человеческого образа. С победой христианских воззрений античная нагота изображений исчезает и ей на смену приходит обильная и нередко нарочито бесформенная драпировка, призванная скрыть какие-либо проявления телесности, что, впрочем, не мешало художникам при необходимости вполне отчетливо передавать гендерно-возрастные характеристики персонажей.

 

Второй раздел выставки посвящен воспроизведению в памятниках нумизматики от античного до Нового времени внешнего облика как конкретных исторических личностей, так и вымышленных персонажей, вроде мифических основателей городов. Раздел строится по географическо-хронологическому принципу, показывая, как на смену натуралистическим и высокохудожественным изображениям эпохи античности приходит схематизм и обобщенность образов раннего средневековья и Византии.

 

Третий раздел призван показать, что не только мир богов, но и весь мир, окружавший древних греков и римлян, оказывался одушевленным и населенным имевшими человеческий облик персонификациями рек, гор, источников, городов и стран. Даже отвлеченные понятия, характеризующие различные человеческие качества или общественные институты, представали в виде прекрасных (или не очень) антропоморфных женских и мужских персонажей, нередко отличавшихся лишь деталями одежды или сопровождающими их атрибутами.

 

Четвертый раздел посвящен характеристике всего того богатства художественных приемов, которые использовали мастера различных эпох, пытаясь на миниатюрном поле монетного кружка воспроизвести человека и его тело в моменты покоя или крайнего напряжения, стремясь максимально приблизиться к реальному прототипу, или, наоборот, создать отвлеченный, идеальный, а значит, универсальный образ. В какой-то степени этот раздел можно рассматривать как взгляд в мастерскую художника-гравера, готовившего штемпеля для чеканки монет или медалей, намечавшего контуры резцом и вдохновляемого или собственной фантазией, или красотой окружавших его памятников.

 

Наконец, в пятом разделе представлены экспонаты, показывающие как античные идеи антропоморфизма развивались и трансформировались в варварском, средневековом и мусульманском мирах.

 

http://www.coins-and-medals.ru/projects/heads_and_tales_project.shtml?rus

 

post-686-0-11953800-1465985832_thumb.jpg

post-686-0-45546300-1465985838_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Выбрался на выставку, посмотрел с большим интересом, и, потом ещё бродил по ГМИИ – всего там почти 7 часов ходил, не переставая…

Сиракузские декадрахмы… И Эванета и Кимона…

Здоровенный медальон Коммода…

Солиды Юстиниана Риномета – и первого и второго правлений.

Много красивого провинциального Рима, и не только Рима…

Классно, что все монеты очень грамотно и профессионально очищены, красивая патина, очень удачно поставленный свет, выявляющий все мельчайшие нюансы поверхности монеты.

Выставка находится на 2-м этаже, налево от лестницы, перед залом Древнего Рима, в экспозицию добавлены ещё и статуи, и сосуды, Афродита Голенищева временно переехала туда с 1-го этажа.

Брошюрку к выставке за 350 руб. я покупать не стал – лень. Дом и так, весь бумагой завален… Там на стенде можно в электронном виде эту брошюрку всю пролистать – прямо в зале.

В общем – понравилось.

Жалко только, что (я так подозреваю) до ГМИИ в ближайшие месяцы будет не добраться – там же, начинается выставка Рафаэля, и, чтобы в ГМИИ попасть, придётся в очереди часа 2-3 стоять, не меньше – вход-то в музей – один… 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru