pa3ot

-= Русский Сцевола =-

В теме 18 сообщений

«Русский Сцевола».

Монета эта номиналом в 3 рубля была выпущена в 1998 году к 100-летию Русского музея, в серии «Памятники архитектуры России».

Рассказ же о происхождении этой монеты должен включать в себя две части – что за Сцевола и почему русский?

post-611-129426204623_thumb.jpg

Изменено пользователем pa3ot
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гай Муций (Gaius Mucius) - легендарный защитник города Рима, который в 507 г. до Р.Х был осажден этрусским царем Ларсом Порсеной. Решив ценою свое жизни спасти погибающий от голода город, отважный юноша решил переплыть Тибр, прокрасться в лагерь царя и убить его.

Вот как описывал этот подвиг Тит Ливий: "Придя в лагерь, попал он в густую толпу народа перед царским местом. Там как раз выдавали жалованье войскам, и писец, сидевший рядом с царем почти в таком же наряде, был очень занят, и воины к нему шли толпою. Боясь спросить, который из двух Порсена, чтобы не выдать себя, он делает то, к чему толкнул его случай, - вместо царя убивает писца. Прорубаясь сквозь смятенную толпу, он был схвачен царскими телохранителями, и его приволокли к царю. Здесь, не устрашаясь, он объявил: "Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций. Я вышел на тебя, как враг на врага, и готов умереть, как готов был убить. Многие за мной чередою ждут той же чести. Такую войну объявляем тe6e мы, римские юноши, но не бойся войска, и не бойся битвы - будешь ты с каждым один на один".

И когда царь велел развести костры, суля ему пытки, если он не признается, что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: "Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы'" - и положил правую руку в огонь на жертвеннике.

И он жег ее, будто ничего не чувствуя, покуда она не обуглилась.

Пораженный царь вскочил и приказал оттащить юношу от алтаря.

«Я велел бы почтить такую доблесть, будь она во славу моей отчизны», - сказал он, «ныне же по праву войны отпускаю тебя на волю целым и невредимым».

Тогда Муций, как бы воздавая за великодушие, сказал: «Поскольку в чести у тебя доблесть, прими от меня в дар то, чего не мог добиться угрозами: 300 лучших римских юношей, поклялись мы убить тебя ценою жизни. Первый жребий был мой, а за мной последует другой, кому выпадет, и каждый придет в свой черед».

Пораженный мужеством защитников Рима, а также немало озадаченный перспективой встреч с остальными юношами, Порсена снимает осаду и посылает в Рим послов для заключения мира.

Гай Муций же, потеряв руку, приобрел не только великую славу, но и прозвище Сцевола (Scaevola), что означает Левша. Оно в дальнейшем стало фамилией известного в республиканском Риме семейства, и легенда, возможно, возникла как объяснение этого прозвища.

Подвигу Муция Сцеволы было посвящено несколько известных полотен.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тьеполо, Джованни Батиста. Муций Сцевола в лагере Порсены

Италия. Около 1730 г., холст, масло. 387x227 см.

post-611-129430405097_thumb.jpg

В настоящее время находится в Государственном Эрмитаже.

Картина входила в серию из десяти полотен, исполненных по заказу венецианского патриция, патриарха Аквилеи Дионисио Дольфин для его дворца в Венеции.

В Эрмитаже хранятся пять из них.

Изменено пользователем pa3ot
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ганс Бальдунг. Муций Сцевола перед царем Порсеном

post-611-129430441911_thumb.jpg

Германия, около 1520 года.

В настоящее время находится в Публичном художественном собрании (Базель).

Изменено пользователем pa3ot
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Рубенс Питер Пауль,

post-611-129430481896_thumb.jpg

Подвиг Муция Сцеволы

Изменено пользователем pa3ot
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А теперь немного м-м... материализма.

Как известно, врачи - жуткие циники. Не веря в торжество разума над плотью, они считают, что сообразительный

юноша Гай Муций Сцевола поразил окружающих врагов благодаря имевшемуся у него неврологическому заболеванию.

Называется оно сирингомиелия, и характеризуется полным отсутствием болевой и температурной

чувствительности конечностей. Конечно, сказать точно нельзя, но с большой долей вероятности именно благодаря этому

заболеванию Гай Муций смог надуть царя Порсену. Во всяком случае, именно под его именем оно фигурирует

во многих учебниках по неврологии.

Вероятно этим может объясняться достаточно фривольная трактовка подвига бардом А.Охрименко:

…Врагами Сцевола был схвачен,

Они разложили костёр,

Но не был он тем озадачен,

Над пламенем руку простёр…

…Печально рука догорала,

Гетеры рыдали вокруг...

Тогда медицина не знала

Протезов для ног и для рук.

Хвативши с утра валидола,

Я спел вам, была не была,

Какая большая сцевола

В окрестностях Рима жила!

Какая большая, большая сцевола

В окрестностях Рима жила!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Но вернемся на Русь.

Среди мастеров русской монументальной скульптуры первой половины XIX века одно из наиболее значительных мест занимает Василий Иванович Демут-Малиновский.

Родился он в Петербурге, в 1779 году. Способный мальчик, шестилетним ребенком он был отдан в Академию художеств, после окончания которой едет учиться работать с мрамором в Италию. Там он вплотную знакомится с архитектурой древнего Рима.

В альбомах появлялось множество рисунков с натуры и «антиков», возникали композиции на мифологические темы.

Вернувшемуся в 1806 г. на родину Демут-Малиновскому предстояло начинать творческую жизнь сначала.

Все его работы, выполненные за границей, погибли в пути. Основная деятельность скульптора по приезде в Петербург заключалась в создании декоративного оформления строившихся тогда Казанского собора (статуя Андрея Первозванного) и Горного института (скульптурная группа «Похищение Прозерпины Плутоном»). В это же время Демут-Малиновский участвовал в создании одного из красивейших интерьеров Павловского дворца - «Кабинета-фонарика» с фигурами кариатид (1808).

В 1812—1814 годах он совместно с Пименовым принимал участие в скульптурном оформлении строящегося Адмиралтейства.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 1812 г. в «Сыне отечества» была напечатана заметка о «новом Сцеволе» - русском крестьянине, которому французские захватчики заклеймили руку, как знак верности Наполеону. Не желая служить врагам, крестьянин выхватил из-за пояса топор и тут же на глазах пораженных французов отрубил себе клейменую руку.

Тут же печаталось стихотворение А.Х.Востокова "К россиянам"

Я русской верности

И веры не нарушу,

Ты тело мне клейми,

Не запятнаешь душу!

А руку и с клеймом,

Изволь, - себе возьми!

Сюжет «Русский Сцевола» стал одним из наиболее популярных в графике 1812 г.

post-611-129430700525_thumb.jpg

Так, известны гравюры И.Теребенева, И.Иванова, И.Тупылева и др.

Лист И.Теребенева был скопирован и в Германии. Сюжет «Русский Сцевола» нашел отражение в английской гравюре, выполненной в 1816 г. Кларком и Дюбургом по рисунку И.Аткинсона.

Изменено пользователем pa3ot
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 1813 г. скульптором В.Демут-Малиновским была создана статуя «Русский Сцевола».

post-611-129430762632_thumb.jpg post-611-129430764263_thumb.jpg

"В ней запечатлен момент, когда крестьянин только поднял топор. В широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица переданы огромная внутренняя решимость, мужество и благородство. Следуя традициям времени, художник представил фигуру почти обнаженной, одежда напоминает классические драпировки. И вместе с тем в трактовке образа скульптор стремился подчеркнуть национальные русские черты. Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на широкоплечую коренастую фигуру крестьянина, далекую от классических образцов, на открытое лицо героя, обрамленное короткой бородкой и вьющимися прядями волос. Пожалуй, впервые в русской монументальной скульптуре с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа."

Изменено пользователем pa3ot
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"В этом памятнике, - писал один из исследователей, - есть все, что развивалось в таланте Демут-Малиновского, - простота и серьезность мысли, чувство и понимание".

За это произведение Демут-Малиновский был удостоен в 1813 году звания профессора.

И вот, к 100-летию Русского музея Банк России и выпустил монету на этот знаменитый сюжет. Русский музей был открыт 07(19) марта 1898 г. в Михайловском дворце, и до 1917 года назывался музеем императора Александра III.

В настоящее время в музейный комплекс входят: Михайловский дворец (арх. К.Росси), Строгановский дворец (арх. Б.Растрелли), Мраморный дворец (арх. А.Ринальди), Инженерный замок (арх. В.И. Баженов, В.Бренна).

Этот музей мирового значения располагает наиболее полным в стране собранием национального изобразительного искусства. Его коллекция насчитывает около 400 тыс. экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства за 1000 лет, с X по XX века.

post-611-129430791357_thumb.jpg

Изменено пользователем pa3ot
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Художественное оформлениемонеты выполнили художник А.В.Бакланов и скульптор А.А.Долгополова
Чеканилась эта монета 900 пробы (весом в тройскую унцию чистого серебра) на Санкт-Петербургском монетном дворе, тиражом 15.000 штук.
post-611-129430818558_thumb.jpg

Использованные материалы
1. «Сын отечества» - 1812, - Ч.1. №4. - С.168.
2. http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/baroque...polo/index.html
3. 
4. http://www.arttrans.com.ua/sub/galleries/r...ns/list351.html
5. 
6. 
7. http://www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=53.18
8. 
9. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isg/isg-234-.htm
10. 

Изменено пользователем Лика-33
б/с
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 1812 г. в «Сыне отечества» была напечатана заметка о «новом Сцеволе» - русском крестьянине, которому французские захватчики заклеймили руку, как знак верности Наполеону. Не желая служить захватчикам, крестьянин выхватил из-за пояса топор и тут же на глазах пораженных французов отрубил себе клейменую руку.

Больше походит на незатейливую пропаганду: сомнительно, чтобы французы смогли заклеймить мужика, не отобрав предварительно топор.

А вот у Довлатова описывается случай, как вор в законе отрубил себе руку чтобы не работать. - Это больше подходит к нашему менталитету :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Патриоту респект. Очень интересно :exclaim:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А почему наш мужик Сцеволла, если он отмахнул себе левую руку?

Скорее он "правша".

Кстати, Патриот, ты не знаешь, что будет с человеком, если он свою руку в огонь засунет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Зачод, пиши ещё :exclaim:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Зачод, пиши ещё :exclaim:

+1

Давид, бомби еще! :D

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А почему наш мужик Сцеволла, если он отмахнул себе левую руку? Скорее он "правша".

К тому времени имя "Сцевола" уже просто ассоциировалось с подвигом, а не с переводом имени на русский.

Кстати, Патриот, ты не знаешь, что будет с человеком, если он свою руку в огонь засунет?

Не знаю, как долго он там руку держал, но скорее всего наступил ожог 3-4 ст.

Тотальный некроз тканей, выраженная интоксикация организма продуктами распада.

Огромный риск инфицирования и развития гангрены.

Думаю что в те времена уже понимали, что ампутация руки - единственный выход для сохранения жизни.

Но если ожоги не очень глубокие (до 3"а" ст.), и кровоснабжение кисти сохранено, то в современных условиях есть возможность сохранения руки, но правда с несколькими пластическими операциями и сложным периодом реабилитации.

Ты только не вздумай этот подвиг на себя примерить!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Больше походит на незатейливую пропаганду: сомнительно, чтобы французы смогли заклеймить мужика, не отобрав предварительно топор.

Верно, пропаганда вещь для народного патриотизма необходимая.

Кроме подвига Сцеволы, в те времена воспевался еще подвиг "русского Курция".

Его описания я не нашел, но подвиг Курция известен - он прыгнул в разверзшуюся бездну, чтобы спасти свой народ и город.

Надо еще помнить, что в русской дворянской культуре начала XIX в. античность стала русской модой, которая господствовала не только в литературе и искусстве, но и в архитектуре, в прическах, в одежде.

Так, Наполеона называли «лютым Нероном», а Александра I сравнивали с императором Августом.

Русскими Брутами видели себя будущие декабристы.

О Карамзине писали как о русском Таците.

Баснописца Дмитриева называли русским Лафонтеном.

Поэта К.Батюшкова именовали русским Парни.

«Что же касается до женщин, — писал Ф.Ф.Вигель, — то все они хотели казаться древними статуями, с пьедестала сошедшими: которая оделась Корнелией, которая Аспазией». Глядя на молодых стройных дам и девиц, «поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете». Пожилые и дородные — «и они также из русских Матрен перешли в римские матроны».

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу