cam

Газария - татаро-генуэзский брак. (Девлет-Берди)

12 сообщений в этой теме

Господа,

 

Перефотографировал монету и вынес в отдельную тему из предыдущей.

 

Вводные:

  • 16 мм. 0,8 г, аспр.
  • Генуэзские колонии в Северном Причерноморье (в западноевропейских источниках называемые Газария).
  • Каффа (генуэзская крепость, Феодосия)
  • Предположение: Девлет-Берди (золотоордынский хан), родной дядя Хаджи Гирая I.

Буду благодарен за подсказку, какой именно монеты и какого правителя это брак. Если подскажете номер в каталоге Ретовского О.Ф. «Генуэзско-татарские монеты», будет вообще здорово.

 

К слову, как стоит называть страну, откуда эта монета? Я нашел упоминание и Газарии, и Татаро-генуэзского союза (Генуэзско-татарский союз), и просто Каффы.

post-13990-0-46384400-1452270687_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

№ по Ретовскому, где посмотреть, я упоминал.

Улус Джучи правильнее называть эту "страну". Так как Тамга и имя Правящего хана указано на данном средстве платежа.

Название - Золотая Орда, известно с 16 в., согласно упоминания в русской летописи. На данный момент это название прочно вошло в обиход.

Но в каждом уголке света это "гос-во" называли по разному.

Но так же стоит и герб г. Генуи. Что говорит о чеканке в генуэзской епархии.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

№ по Ретовскому, где посмотреть, я упоминал.

Улус Джучи правильнее называть эту "страну". Так как Тамга и имя Правящего хана указано на данном средстве платежа.

Название - Золотая Орда, известно с 16 в., согласно упоминания в русской летописи. На данный момент это название прочно вошло в обиход.

Но в каждом уголке света это "гос-во" называли по разному.

Но так же стоит и герб г. Генуи. Что говорит о чеканке в генуэзской епархии.

 

Я присматривался, но глаз пока не находит соответствий. На реверсе видна буква М, так она есть на 154а.

Насчёт страны - если бы только тамга ордынского хана, не возникло бы и вопросов. Тот же Ретовский выделяет и Крымское ханство, и генуэзско-татарские монеты, не указывая страну.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня есть своё мнение.

Тамга и имя хана - это и есть территория, которая принадлежит по Праву династии джучидов и на которой "ходит" данная монета и в то же время является средством платежа.

Тому Праву, которое они предъявили в 13 веке на все территории по Праву завоевателей.

А герб (г. Генуя) - это всего лишь владельческий знак данной фактории на данное средство платежа.

Фактория как бы заявляет о том, что их ЗНАК на монете соответствует заявленной им пробе и весе в монете.

Т.е., монета с их ЗНАКОМ - это и есть их официальное средство платежа с хождением на определённой части крымской территории. 

Платили они или нет золотоордынской администрации определённый процент с эмиссий (чеканки) это уже иное освещение темы.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы опирайтесь на расположение харфов под Тамгой.

И учитывайте, что кол-во штемпелей намнооого больше, чем описал в своё время Ретовский в своём труде. И который на данный момент уже не соответствует реалиям нашего времени.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, что максимально похож номер 102. 

 

Тогда с итальянской стороны там герцог Милана Филиппо Мария Висконти, а с злолотоордынской стороны - Девлет-Берди. По годам получается в интервале 1428-1432 (если наложить годы правления Девлет-Берди на годы правления миланского герцога 1421-1435).

 

Поправьте меня, пожалуйста, если я заблуждаюсь или ошибаюсь.

post-13990-0-10850900-1452595345.jpg

post-13990-0-82967700-1452595350_thumb.jpg

post-13990-0-42410000-1452595454_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но штемпель с Тамгой, если отталкиваться от прорисовок, ближе к №№ 152 и 153.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На 152 и 153 тамга с точкой внутри.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

:) так и на вашем экз. тоже точка.

Посмотрите внимательно на левый снимок, где Тамга "лежит", и вы тоже увидите точку между её "ножками".

А во-вторых, всегда помните, что точка может, как появиться, так и исчезнуть, из-за правки штемпеля. И не только точка, но другие посторонние элементы, добавленные мастером при ремонте. А может появиться или исчезнуть, если мастер изготовит новый штемпель, идентичный предыдущему штемпелю, который выработал свой "жизненный ресурс", но с незначительными отклонениями при резке.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Соглашусь с вами, аверс действительно похож, но по реверсу ничего не сказать - буквы М у Ретовского не видно.

 

Насчёт точки вы, наверное, правы. Судя по монете, поверх реверса отчеканили аверс (по реверсу прошлись аверсом), а там на тамге точка видна (или что-то с реверса).

Я правильно понимаю, что если миланский герцог скорее всего Филиппо Мария Висконти, то золотоордынский хан с одинаковым успехом может быть как Девлет-Берди, так и Улу-Мухаммед? В любом случае, временной интервал 1426-1432 (если обоих ордынских ханов считать).

 

post-13990-0-81443200-1452619232_thumb.jpg

post-13990-0-53554300-1452619657_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только составление штемпельных цепочек даст ответ на интересующий вас вопрос.

Но это сможет сделать только тот, кто "достигнет уровня" Ретовского.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На rasmir.com подсказали следующее: Татарская легенда читается как -"Ас-Султан аль-Адиль Мухаммед Хан" то есть , она чеканена от имени или по заказу Улу-Мухаммеда, по Ретовскому  №78, а латинская сторона по расположению точечного ободка "портала", букв "М" и "D", и точки между ними, соответствует №73 по Ретовскому.

 

Какое из правлений Улу-Мухаммеда не ясно, а про миланского герцога посоветовали забыть.

 

Если посмотреть на текст - DV(CI)S:M(E)D(IOLANI):CAFA - это ведь в переводе получается Герцог Милана Кафа, а если "танцевать" от годов правления Улу-Мухаммеда, получаем герцога Филиппо Мария Висконти. Собственно, Ретовский аналогичные умозаключения расписал на стр. 19-20. Если герцог даже рядом не валялся, зачем его упомянули?

 

 

post-13990-0-95528800-1453586720_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу