Византиец.

Выставка коллекции икон семьи Воробьёвых

16 сообщений в этой теме

В Музее русской иконы на Гончарной открылась новая выставка – шикарная, и удивительная. Между этими потрясающими иконами можно бродить целый день, и, не переставая, на протяжении всего дня, ими любоваться. Выставка, каждый экспонат которой – шедевр. Шедевр с большой буквы (я не преувеличиваю). Но, самое потрясающее впечатление на меня произвела икона “Чудо Георгия о змие” – ранний XIV век, эпоха Ивана Калиты! До Куликовской битвы – ещё 2-3 поколения оставались, она ещё была далёким будущим! Икона, созданная в великолепных, архаических византийских традициях, актуальных для Империи на век - полтора ранее создания этой иконы, а, в начале XIV века и сами византийцы-то уже так не писАли, но, на Руси – очень даже могли создавать такие шедевры… Выставка коллекции одной семьи, которая собиралась непрерывно, тремя поколениями, на протяжении более 50 лет… И, некоторые из этих шедевров, были найдены, просто брошенными, среди мусора и хлама, никому не нужные, валялись на чердаке церковной сторожки! Если бы выставка такого уровня была бы, при соответствующей рекламе, открыта, где-нибудь, в Музее изобразительных искусств, или, в Третьяковской галерее – я уверен, толпы народа выстаивали бы, часа по 2 в очереди, на ветру и холоде, только бы на неё попасть. А тут, пожалуйста – заходи, смотри, вход свободный, никакого намёка на очереди – нет.

 

“Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьёвых”.

 

Инициатор и организатор проекта:

Музей русской иконы

 

Участники выставки:

Собрание Воробьёвых

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Собрание русских икон при поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Собрание О. Ю. Тарасова

Собрание А. Д. Липницкого

Собрание Г. С. Татинцяна

Аннотация с сайта Музея русской иконы:

“Московская коллекция семьи Воробьёвых занимает исключительное место в богатой и непростой истории частного собирательства икон в России второй половины XX века. Она давно и справедливо завоевала признание лучшего иконного собрания послевоенного времени, став ярким символом эпохи открытий и страстного увлечения древнерусским искусством. Это единственный домашний музей последнего столетия, который формируется и сохраняется так долго – на протяжении пятидесяти лет, тремя поколениями владельцев. Однако еще ни разу все хранящиеся здесь памятники не покидали стен квартиры, и в этом отношении устраиваемая выставка – поистине крупное художественное событие для всех ценителей отечественной средневековой живописи.

 

Традиция собирания русской иконы как искусства живописи, начало которой было положено в первом десятилетии XX века художниками Серебряного века, прежде всего И. С. Остроуховым, после 1917 года прервалась почти на 50 лет. Ее воскрешение стало одним из последствий оттепели 1960-х, когда многие представители творческой интеллигенции стали открывать для себя древнерусскую живопись. На это время пришлась организация музейных экспедиций по разным областям страны, выявивших сотни новых памятников, остававшихся в заброшенных и закрытых церквах русской глубинки. Вслед за музейщиками и реставраторами даже самые отдаленные и недоступные уголки России посетили коллекционеры-любители, в большинстве своем москвичи – художники и реставраторы, журналисты и писатели, кинорежиссеры и искусствоведы, с поразительной верностью продолжавшие ценить искусство русской иконы. 

 

У истоков коллекционирования иконописи этого времени стоял московский живописец и график Николай Александрович Воробьёв (1922–1987) – одна из знаковых фигур поколения романтиков шестидесятых. Он считал собирательство не просто серьезным и трудным делом, но – уделом избранных, подчеркивая, что оно наполнено не только радостями открытий, но сопряжено с постоянным риском и частыми разочарованиями. Коллекционер сам должен быть автором и душой собрания, в противном случае, его состав не сможет передать эстетические вкусы и предпочтения владельцев. В отличие от многих современных коллекционеров, Николай Александрович и его сын Сергей (род. в 1949г.) никогда не прибегали к помощи экспертов или дилеров, сами искали и находили памятники, принимали решение об их приобретении, в конце концов, превратившись в тонких знатоков и ценителей иконы. Казалось, вещи сами шли к ним в руки, но очевидно, что удача сопровождалась профессиональным знаточеством и эстетическим опытом, острым глазом художника, позволявшим на месте определить значимость каждого памятника. Собиратель, по мнению С. Н. Воробьёва, должен обладать не просто мужеством, но способностью к самоотречению. Это доказывает полувековая почти аскетическая жизнь этой семьи, полностью посвятившей себя самозабвенному служению иконе. 

 

Воробьёвы чрезвычайно постоянны в строгом отборе памятников: здесь нет ни драгоценных богатых окладов, ни модных нынче произведений эпохи модерн, ни работ поставщиков двора Его Императорского Величества. Здесь находят приют лишь древние иконы XIV–XVI веков, времени блестящего расцвета русской иконописи, среди которых даже редкие примеры XVII столетия выглядят чужеродно. Главное, что отличает это собрание от всех существовавших во второй половине XX века и существующих ныне – глубокая духовная образность и высочайшее художественное качество экспонатов, каждый из которых может украсить экспозицию любого государственного музея. И в этом отношении коллекция Воробьёвых наследует и продолжает лучшие традиции отечественного собирательства иконописи как шедевров живописи, заложенные в начале XX века И. С. Остроуховым. 

 

Владельцы уделяли внимание не только иконе, но и произведениям деревянной резьбы и скульптуры: среди небольшого числа таких памятников здесь есть целый ряд интересных и высоких по уровню исполнения экспонатов. Особую гордость коллекции представляют предметы народного искусства, прежде всего, городецкие прялки, фрагменты резных наличников, пряничные доски. 

 

Памятники семейного собрания объединяет важная особенность: почти все они отреставрированы самими владельцами. Находка иконы и открытие авторской живописи – в прямом и переносном смысле слова – составляют неотделимые друг от друга стороны жизни Воробьёвых: мало обнаружить памятник, надо его сделать явным, – именно это дает полноту радости от нового обретения. Характер реставрации произведений отражает особенности творческого метода художников, неизменно стремившихся к бережному сохранению оригинала и полному выявлению авторской живописи.

 

Желание экспонировать выставку именно в залах Музея русской иконы, который с первого дня своего существования поддерживает с семейством Воробьёвых самые добрые дружеские и деловые отношения, – глубоко закономерно. Оба собрания представляют собой две совершенно разные модели коллекционирования. С одной стороны, это домашнее камерное собрание Воробьёвых, где строго отобраны лишь высокохудожественные памятники XIV–XVI веков и где владельцы делают все сами – находят вещи, их реставрируют, изучают. С другой, первая в стране открытая для широкой публики личная коллекция М. Ю. Абрамова, которая охватывает 5000 экспонатов самых разных эпох, стилей, иконографии. Здесь работает профессиональный штат сотрудников, отвечающих за приобретения, реставрацию, экспонирование, публикацию. Однако обе эти коллекции объединяет самое важное – преклонение и любовь к русской иконе, которой служат одинаково беззаветно. Два десятка очень важных для Музея русской иконы памятников поступили из дома Воробьёвых, но здесь они не теряют духовной связи со своими владельцами, составляя яркие и узнаваемые части их коллекции. Более того, именно в музее они стали общедоступны, к чему всегда так стремились отец и сын Воробьёвы. 

 

Одна из задач проводимой здесь выставки – попытка реконструировать собрание, показать не только произведения, составляющие его в настоящее время, но и находившиеся здесь когда-то, в силу разных обстоятельств, в первую очередь, необходимости обменять или приобрести новые, уступленные Воробьёвыми владельцам других коллекций. Собрать их в полном виде невозможно, но показать хотя бы часть наследия – представляется интересным и важным для восстановления облика этого домашнего музея на разных этапах его формирования. Этим объясняется участие в выставке некоторых современных владельцев этих памятников. Публикация всего собрания и первая демонстрация его на выставке, организованной в Музее русской иконы, не только редкая возможность познакомиться с выдающимися экспонатами, но и надежный залог их сохранения как важной части художественного достояния нашего Отечества”.

post-686-0-34319700-1448806146_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот частный музей иконы жив ещё, и хорошо жив, а вот другой музей, ранее располагавшийся за домом Морозова на Воздвиженке, загнули ведь...как раз там как будто борьбой с фальшаками занимались. 

У Абрамова же чуть не самое большое собрание не только первоклассных русских икон (купленных в Америке между прочим), но и коптской церковной утвари.Музей по организации выше любого в России. Такое не снилось ни Эрмитажу, ни Русскому, ни ГИМу. Оснащённость выше всяких похвал !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот частный музей иконы жив ещё, и хорошо жив, а вот другой музей, ранее располагавшийся за домом Морозова на Воздвиженке, загнули ведь...как раз там как будто борьбой с фальшаками занимались. 

У Абрамова же чуть не самое большое собрание не только первоклассных русских икон (купленных в Америке между прочим), но и коптской церковной утвари.Музей по организации выше любого в России. Такое не снилось ни Эрмитажу, ни Русскому, ни ГИМу. Оснащённость выше всяких похвал !

 

Да, музей Абрамова - просто ШИКАРНЫЙ, по уровню экспозиции, по оборудованию, по организации, и, по интереснейшим регулярным (и совершенно бесплатным) лекциям и по прочим мероприятиям.

И, до магазина "Нумизмат" - от него два шага... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что в сам магазин, даже глянуть на светлый лик Иван Иваныча, многие из нас уже годами не доходили, останавливаясь потрепаться на подходе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

– Самый крупный в России
частный музей восточно-
христианского искусства.

Художественный проект его основателя, Михаила Абрамова, воскрешает одну из лучших отечественных традиций русского меценатства, столетие назад послужившего началом собирания, изучения и знаточества русской иконы. Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого был подтвержден включением его в международную организацию ICOM (Международный совет музеев, имеющий высший консультативный статус категории "А" в ЮНЕСКО и в Экономическом и социальном совете ООН). В Музее ежедневно проводятся бесплатные обзорные и тематические экскурсии для всех желающих, постоянно работают научные консультанты, действует лекторий, проходят концерты и презентации. Мы неизменно рады видеть в стенах нашего Музея всех посетителей, любящих и ценящих русскую культуру.

 

Более

4500 экспонатов.

 

Более 900 икон.

 

(с) С сайта музея.

Изменено пользователем Византиец.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С 18 декабря 2015 г., в Музее русской иконы начинается уникальная выставка одной иконы, чудом найденной, выкупленной, возвращённой в Россию, и бесплатно переданной Михаилом Абрамовым в Устюжну Вологодскую, туда, откуда она и была похищена какими-то ужасными людьми, в «лихие девяностые.

Выставка – продлится совсем недолго. Всего лишь до 31 декабря 2015г.

Обязательно постараюсь найти время за эти 2 недели – выбраться в музей, и посмотреть на эту икону.

 

Анонс выставки, с сайта музея:

Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова.

Выставка организована Музеем русской иконы совместно с Правительством Вологодской области, Администрацией Устюженского муниципального района, Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Устюженский краеведческий музей» и посвящена демонстрации лишь одного шедевра – иконы Святой Троицы, созданной в 1690 году знаменитым царским изографом Оружейной палаты Кириллом Ивановым Улановым (ок. 1660 – 1731) для церкви Петра и Павла в Устюжне. Столь щедрый вклад принадлежал уроженцу Устюжны – протопопу кремлевского Благовещенского собора Меркурию Гавриловичу, незадолго до этого назначенному духовником юных царей Иоанна и Петра Алексеевичей. 

Это одна из самых ранних икон письма Кирилла Уланова, которых, несмотря на большое число дошедших до нас подписных работ мастера, почти не сохранилось. Образ Святой Троицы выделяется не только высочайшим мастерством исполнения и ярким иконографическим замыслом, но и прекрасной сохранностью живописи. Новая эстетика «живоподобного» письма, торжественная монументальность и другие программные основы искусства Оружейной палаты сочетаются здесь с яркой декоративностью и душевным равновесием, лиричностью открытых и миловидных ликов. 
 

Демонстрация памятника стала возможной лишь в силу счастливой случайности. В 1994 году икона была похищена в числе нескольких уникальных местных образов XVI–XVII веков, составлявших главное художественное богатство Устюженского краеведческого музея. Контрабандным путем все они были вывезены за границу и распроданы в частные собрания. Обнаруженная у немецкого гражданина Вернера Бунгерта икона Святой Троицы была выкуплена основателем Музея русской иконы Михаилом Абрамовым и возвращена в Россию. В 2012 году она была безвозмездно передана законному владельцу – Устюженскому краеведческому музею.
 

Выставка этого шедевра – не только первая возможность познакомиться с одним из лучших творений великого мастера Оружейной палаты, но и особый акт торжества справедливости по отношению к основателю и сотрудникам нашей организации, благодаря которым икона снова оказалась в России. Возвращение в Устюженский краеведческий музей утраченного памятника – одно из проявлений широкомасштабной деятельности Музея русской иконы по поиску и возвращению в Россию произведений древнерусского искусства, в разное время оказавшихся за рубежом. Немаловажная сторона проекта – демонстрация результатов государственно-частного партнерства в области изучения и сохранения культурного наследия России. Мы глубоко уверены, что наш почин станет примером такого содружества, без которого нам не сохранить национальное художественное наследие. (с)

post-686-0-92564300-1450531226_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я удивляюсь тому, что немцы, протестанты в своём большинстве, большие любители русских икон

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По последним информационным сводкам,

выставка одной иконы:

"Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова" - продлена до 10 марта 2016 года.

 

И правда, как они первоначально написали - до 31 декабря 2015 г. - это, как-то, уж очень мало...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По последним информационным сводкам,

выставка одной иконы:

"Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова" - продлена до 10 марта 2016 года.

 

И правда, как они первоначально написали - до 31 декабря 2015 г. - это, как-то, уж очень мало...

Благодарю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

5 часов в музее - "на одном дыхании"!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Экспозиция «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьёвых» - продлена до 22 ноября 2016г. И каталог к ней издали – монументальный, красивый, и на высочайшем полиграфическом уровне, каталог можно просто полистать, он на стойке прикреплён, в зале на 2-м этаже, перед самой выставкой.

 

 

post-686-0-10870300-1475911478_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в этом замечательном музее, ещё и лекции бывают, почти каждую неделю. И, как и экскурсии – лекции абсолютно бесплатные – вот, например, ближайшая: «Победоносно явися днесь знамение Креста»

14 октября 2016г.

 

Лекция О. А. Лисициной посвящена христианскому празднику «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». В ходе лекции будут рассмотрены исторические события и литературные источники, послужившие основой для установления праздника, а также их интерпретация выдающимися богословами. Основной акцент будет сделан на формировании иконографического канона, его развитии во времени и его связи с художественными традициями разных эпох.

Начало в 19.00. Вход свободный.

post-686-0-23337600-1476215862_thumb.jpg

post-686-0-66111200-1476215881_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Выставка в Музее русской иконы «Новые открытия русской иконописи».

Коллекции-участники:

Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Государственный Исторический музей; Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»; Государственная Третьяковская галерея; Музей русской иконы; Муромский историко-художественный музей; Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; собрание русских икон при поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного; частные собрания.

 

Экспонируемые работы:

почти 100 произведений русского религиозного искусства XV – начала XX веков.

 

Сроки проведения выставки:

17.12.2016г. – 26.03.2017г. 

 

Аннотация выставки с сайта музея:

В этом году единственной в России частной коллекции византийского и древнерусского искусства, в мае 2006 года официально преобразованной в общедоступный Музей русской иконы, исполнилось десять лет. Он стал первым и остаётся единственным в России частным собранием отечественных древностей, включенным в члены ИКОМ — Международного совета музеев при ЮНЕСКО. Несмотря на младенческий для любого государственного музея возраст, можно смело сказать, что за этот короткий срок Музей русской иконы не только стал важным в нашей стране художественным собранием, но и занял в её культурной жизни свое особое место. 

Приуроченная к юбилейному событию выставка «Новые открытия русской иконописи» включает почти 100 произведений русского религиозного искусства XV – начала XX веков, подавляющая часть которых была реставрирована и раскрыта в последние годы, они никогда не экспонировались и не публиковались – то есть остаются неизвестными не только широкому зрителю, но и специалистам. Особенность данного художественного проекта – совместное участие государственных музеев и частных коллекций. Здесь собраны иконы из семи ведущих музеев нашей страны, причем большая часть отобранных там памятников была некогда похищена из этих государственных учреждений и возвращена стараниями сотрудников Музея русской иконы и благодаря финансовой поддержке его основателя – Михаила Абрамова. Основная часть экспонатов выставки – высокохудожественные произведения иконописи и прикладного искусства, предоставленные семнадцатью коллекционерами, друзьями и единомышленниками Музея русской иконы. Здесь соединились чрезвычайно пёстрые в стилистическом и иконографическом отношении памятники: редчайшие новгородские и московские иконы XV века, вновь раскрытие псковские, северные, ростовские, среднерусские произведения XVI столетия, яркие и интересные по замыслу пядничные и храмовые образа строгановского направления, столичных мастерских эпохи царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, поволжских иконописцев XVII века, подкупающие духовной искренностью иконы северных писем. Уникален и подбор памятников Нового времени, среди которых много подписных и датированных икон, сохранивших имена как малоизвестных изографов, таких как Борис Кузнецов, Иван Кондаков, Никита Левитов, Д. Богданов, М. Чернышов, так и прославленных мастеров – Гр. Сороки, семей Чириковых и Дикаревых, В. П. Гурьянова, знаменитых поставщиков Двора Его Имп. Величества. Широко представлены здесь и произведения известных центров иконописания Москвы, Петербурга, Палеха, Мстёры, а также старообрядческих мастерских Поморья. 

 

Мы глубоко уверены, что приуроченная к десятилетию Музея выставка «Новые открытия русской иконописи» продолжит лучшие традиции отечественного коллекционирования, станет залогом новых находок, обретений и открытий русской иконы, новых выставочных и благотворительных проектов, направленных на сохранение и изучение нашего наследия

 

(с) “Музей русской иконы”.

 

 

post-686-0-65873300-1482316542.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А ещё там, в Музее, лекции регулярно бывают – по разным темам. Интересные, и совершенно бесплатные…

 

Вот, например, сегодня выложили аннотацию:

 

Дорогие друзья!

В пятницу 23 декабря состоится лекция А. С. Петрова "Философ зело хитрый. Феофан Грек"

В середине XIV века на Русь снова начинает приезжать много греческих и балканских иконописцев. Среди них был и мастер Феофан, уже имевший богатый художественный опыт. Важной стороной его таланта было глубокое сопереживание как высоким богословским истинам, так и «человеческой» канве евангельской истории. «Выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту», – написал о нём вдумчивый современник. Лекция А. С. Петрова посвящена личности иконописца и его значению для русской живописи XIV столетия. (с)

Начало в 19.00.
Вход свободный.

 

post-686-0-25816100-1482490494_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 25.01.2016 в 00:28, Paolina сказал:

5 часов в музее - "на одном дыхании"!

 

Процитирую самого себя.

Я писАл это болше года назад – в связи с открывшиеся тогда выставкой из собрания семьи Воробьёвых.

Но, я уверен, что, в полной мере, эта фраза относится и к той выставке, которая идёт сейчас – к 10-летию Музея…

 

****

Если бы выставка такого уровня была бы, при соответствующей рекламе, открыта, где-нибудь, в Музее изобразительных искусств, или, в Третьяковской галерее – я уверен, толпы народа выстаивали бы, часа по 2 в очереди, на ветру и холоде, только бы на неё попасть. А тут, пожалуйста – заходи, смотри, вход свободный, никакого намёка на очереди – нет.

****

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу