Numus

Редкие монеты Китая. Кто резал штемпели для чекана первых монет республики?

В теме 8 сообщений

1.Любой коллекционер монет Китая ответ на этот вопрос может найти в каталогах— это Л. Джорджи. Скульптор и гравёр Раффаэле Эваристо Луиджи Джорджи ( Raffaele Evaristo Luigi Giorgi) по праву занимает видное место в ряду таких выдающихся итальянских мастеров медальерного искусства как Аттилио Мотти, Филиппо Сперанца, Моделло Каппуччио, однако, известно о нём немного. Так, в шеститомном Биографическом Словаре Л.Форрера (рис.1-1) и даже в словаре Э. Стефанелли, посвященном исключительно итальянским граверам (рис.2-1), Л. Джорджи уделено лишь несколько строк. Удалось, правда, найти его портрет (рис.3-1). Джорджи родился в 1848г в г. Лукке. Ещё в школе у мальчика проявились способности к скульптуре и рисованию, и в 1882г он переезжает во Флоренцию, где начинает свою карьеру в качестве гравера. Л.Джорджи создал штемпели для некоторых памятных итальянских медалей (рис.4-1,5-1). Их отличает высокое мастерство исполнения. Гравёр подписывался по-разному; обычно полностью L.GIORGI (рис.6-1), редко сокращенно L.G.I., иногда можно встретить подпись L.GIORGI INC. На ранних произведениях после подписи иногда он ставил букву F (Флоренция).

Продолжение следует

post-22603-0-24505200-1411390591_thumb.jpg

post-22603-0-72188600-1411390625_thumb.jpg

post-22603-0-67598800-1411390636_thumb.jpg

post-22603-0-83642900-1411390650_thumb.jpg

post-22603-0-56422600-1411390660_thumb.jpg

post-22603-0-17644600-1411390673_thumb.jpg

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2.В 1906г Джорджи выиграл конкурс на замещение старшего гравера Монетного двора в Риме (Zecca di Stato, Istituto Polografica e Zecca dello Stato) (рис.1-2) и занимал эту должность до своей кончины в 1912 г. После смерти Джорджи должность старшего гравера стал исполнять другой, не менее известный резчик — Аттилио Мотти (1867-1935). Начиная с 1907 г, Л.Джорджи начинает преподавать в только что основанной Scuola dell'Arte della Medaglia при Монетном дворе в Риме (рис.1-2) и подготавливает много талантливых гравёров. В этот период им создаются штемпели для монет Итальянского Сомали (рис.2-2), которые вызвали бурю восторга у тогдашнего Короля Италии Виктора Эммануила III, а в 1911г, незадолго до смерти, для монет, посвященных 50-летию объединенного Королевства Италии (Рис.3-2; 4-2; 5-2; 6-2). На реверсе всех монет изображены две аллегорические фигуры, символизирующие Италию и Рим. Это настоящие шедевры медальерко распространено утверждение о том, что Л. Джорджи резал штемпели также для первых монет республиканского Китая. Во всяком случае, на некоторых редких типах этих монет можно видеть его подпись. М2.В 1906г Джорджи выиграл конкурс на замещение старшего гравера Монетного двора в Риме (Zecca di Stato, Istituto Polografica e Zecca dello Stato) (рис.1-2) и занимал эту должность до своей кончины в 1912 г. После смерти Джорджи должность старшего гравера стал исполнять другой, не менее известный резчик — Аттилио Мотти (1867-1935). Начиная с 1907 г, Л.Джорджи начинает преподавать в только что основанной Scuola dell'Arte della Medaglia при Монетном дворе в Риме (рис.1-2) и подготавливает много талантливых гравёров. В этот период им создаются штемпели для монет Итальянского Сомали (рис.2-2), которые вызвали бурю восторга у тогдашнего Короля Италии Виктора Эммануила III, а в 1911г, незадолго до смерти, для монет, посвященных 50-летию объединенного Королевства Италии (Рис.3-2; 4-2; 5-2; 6-2). На реверсе всех монет изображены две аллегорические фигуры, символизирующие Италию и Рим. Это настоящие шедевры медальерного искусства. Широежду тем, в мировой биографической литературе, посвященной знаменитым скульпторам и граверам, не только не удалось найти этому подтверждения, но там вообще отсутствуют какие-либо упоминания о китайском периоде жизни художника, что кажется очень странным. Однако наибольшее недоверие вызывает тот факт, что Л. Джорджи скончался в год провозглашения Китайской республики (1912) и таким образом не мог создавать штемпели для первых республиканских монет.

post-22603-0-34222100-1411390951_thumb.jpg

post-22603-0-29064900-1411390960_thumb.jpg

post-22603-0-21902300-1411390970_thumb.jpg

post-22603-0-67956800-1411390979_thumb.jpg

post-22603-0-20133100-1411390990_thumb.jpg

post-22603-0-61472200-1411390998_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3.Надо сказать, что все сведения о работе Л.Джорджи в Китае основаны на материалах, изложенных в статье Джузеппе Роса (G.Ros) - Генерального Консула Италии в Шанхае (1913-1921), лично знакомого с гравёром. Статья под названием «Монеты Китайской республики» была опубликована в Журнале Шанхайского отделения Королевского Азиатского Общества в 1917г («Сoins of the Republic of China”- Journal of the North-China Branch of the Royal Asiatic Society.1917 vol.XLVII Shanghai Kelly & Walsh, Ltd). Позже эти же сведения также были приведены в Иллюстрированном Каталоге Китайских Монет Э. Канна, 1954 г. (Illustrated Catalog of Chinese Coins - Gold, Silver, Nickel & Aluminium by E.Kann, 1954.

Правда, относительно недавно, в китайском журнале China Numismatics 2005, part 4, N 91(中国钱币 2005 (4) N 91 была опубликована статья Сунь Хао (孙浩), озаглавленная «Люи Ци итальянский гравер. Цяо Ци - жизнеописание эмигрантов в Китае (2)» (意籍雕刻师路易奇•乔奇-在华外籍人士 小传(二) и содержащая некоторые дополнительные подробности биографии Л. Джорджи. На этом список доступных источников заканчивается.

Итак, во-первых, можно считать твердо установленным, что в период с 1910 по 1920г на монетном дворе в Тяньцзине действительно работал итальянский гравёр, который подписывал монетные штемпели как Л. Джорджи (L.GIORGI) (он же 乔奇氏 Цяо Циши как называли его китайцы). Во-вторых, этот гравёр никак не мог быть римским Луиджи Джорджи, сведения о котором можно найти в биографических словарях итальянских медальеров.

Теперь обратимся к свидетельствам Д.Роса. Луиджи Джорджи, о котором он рассказывает (назовём его миланским) родился где-то около 1880г. До приезда в Тяньцзинь он работал гравером на медальерной фабрике “STABILIMENTO STEFANO JOHNSON S.P.A.” в Милане На монетном дворе Джорджи появился накануне Синьхайской революции, в 1910г по договору с Министерством финансов. В «Ведомости расходов монетного двора в Тяньцзине» есть подтверждение тому, что итальянцу (главному дизайнеру и старшему граверу) устанавливается годовой оклад в размере 9000 юаней, а переводчику при нем — 336 юаней. Кроме того, гравер был обязан подготовить учеников и в будущем имел право продлить контракт, что и было им сделано. Джорджи подготовил шесть китайских граверов и известны имена по крайней мере трёх из них — Хэ Цэлян, Цжу Цзыфан и Тан Шанцзинь. Первый — резал штемпели для чекана доллара MEMENTO с портретом Сунь Ятсена, второй — доллар с портретом президента Ли Юаньхуна, а третий - реверсный штемпель к серебряной монетовидной медали по случаю предстоящей коронации Юань Шикая. В марте 1912г Монетный двор в Тяньцзине сгорел и был окончательно восстановлен лишь в 1914г. Л.Джорджи проработал там ещё шесть лет. После этого гравер возвратился в Италию, где и скончался где-то после 1953г, поскольку Э.Канн сообщает, что еще в 1953г он с ним переписывался.

В апреле 1910г Цинское правительство издаёт указ о создании единой монетной системы на территории всей страны. Провинциальные монетные дворы закрывались. Право выпускать банкноты, свободно размениваемые на золото, получал правительственный Дайцинский банк, а право чекана национальной монеты — Центральный монетный двор в Тяньцзине. К этому времени правительство приглашает в штат монетного двора квалифицированных заграничных инженеров и граверов. Среди приглашённых был и гравёр из Милана. По-видимому, первой и единственной монетой империи для него стал доллар, выпущенный в 1911г в последний год правления последнего императора Пу И ( девиз Сюань Тун) (т. н. «дракон в облаках»). На реверсе слева внизу можно видеть подпись L.Giorgi Inc. (рис.1-3). Вскоре в Китае побеждает революция и провозглашается республика. Президентом становится Сунь Ятсен, который в феврале 1912г передает свои полномочия генералу Юань Шикаю. В 1914г решено было выпустить памятную монету с портретом президента в военном мундире. Штемпель поручено было изготовить Л. Джорджи. Со стороны левого плеча портрета генерала Юань Шикая гравер разместил свою подпись. Часть пробных монет послали в Пекин на утверждение Министерством финансов. Там чиновники пришли в ужас, поскольку по их мнению подпись под портретом означает, что гравёр вместо президента изобразил самого себя. Во всяком случае в этом они усмотрели нарушение национальных обычаев и традиций. Пришлось резать новый штемпель (рис.2-3). Всего было отчеканено около 50,000 монет, а в 1919 г повторно еще 10,000 шт, правда из металла с меньшим содержанием серебра.

В декабре 1914г Джорджи подготовил штемпели для монеты номиналом один доллар с другим типом портрета президента, которую предполагалось отчеканить массовым тиражом и пустить в обращение (рис.3-3) С этой монетой тоже все удалось не сразу. В работе над портретом гравёр использовал фотографию Юань Шикая (рис.4-3). Однако, после личной встречи с президентом Джорджи посчитал, что ему не удалось отразить в портрете тщедушного китайца могучую личность Юань Шикая и пришлось выполнить совершенно новый портрет генерала, который и был помещен на монету (рис.5-3).

post-22603-0-53680200-1411391124_thumb.jpg

post-22603-0-96959600-1411391133_thumb.jpg

post-22603-0-05685200-1411391145_thumb.jpg

post-22603-0-54524800-1411391155_thumb.jpg

post-22603-0-42346200-1411391163_thumb.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

12 декабря 1915г Юань Шикай решил провозгласить себя императором и объявил следующий 1916г первым годом эры своего правления Хунсянь. В честь этого события Л.Джорджи была заказана золотая монетовидная медаль (рис.1-4) Её отчеканили в ограниченном количестве экземпляров для презентационных целей, после чего штемпели уничтожили. Иногда эту медаль относят к монетам. В это же время Джорджи вырезает штемпели и для золотой монеты номиналом 10 долларов (рис.2-4). Были отчеканены пробные экземпляры, но тираж не был утвержден в Пекине, поскольку дракон на реверсе летел влево, т. е. на запад, что являлось вопиющим нарушением китайских канонов. Относительно третьей, серебряной медали-монеты с летящим драконом существует мнение, что она была отчеканена гораздо позже — в 1919г и штемпелями разных гравёров (Chang, H.: The Silver Dollars and Taels of China. Hong Kong, 1981 158 pp. illus.). Якобы тогдашний директор Монетного двора в Тяньцзине, Ли Байци обратился к резчику Тан Шанцзиню с просьбой вырезать реверсный штемпель «летящего дракона» для серебряной монеты. В качестве аверса был использован аверсный штемпель Л.Джорджи с портретом Юань Шикая в генеральском мундире от первого доллара 1914г . Монета была отчеканена в ограниченном количестве экземпляров и предназначалась для коллекционеров (рис.3-4). Кроме долларовых монет Л. Джорджи также гравировал штемпели для мелких номиналов (например рис.4-4).

После завершения своей карьеры в Тяньцзине гравёр некоторое время жил в Китае, а затем вернулся в Италию, где и скончался.

Так кто же всё-таки работал на монетном дворе в Тяньцзине? На этот счёт высказывается несколько предположений. Это мог бы быть однофамилец или родственник римского Л.Джорджи, однако более вероятным кажется другое предположение. К концу жизни Л.Джорджи в Риме создал свою школу граверов, по сути фирму, и на поздних работах иногда стала появляться подпись L.GIORGI Inc., что может означать не «incisore - гравёр”, а «incorporated - официально зарегистрированный» Вполне вероятно, поэтому, что в Китай мог поехать кто-либо из его учеников, обладающий правами юридического лица и получивший право подписи от имени руководителя фирмы. Настоящее имя гравёра остается загадкой. С китайцами понятно. Поскольку он подписывался как GIORGI, они особенно не задумывались и называли его на свой лад, 路易奇 или 乔奇Лю-и Ци или Цяо Циши. Что касается Д.Роса и Э.Канна, то в своих заметках они упоминают о гравёре в третьем лице, называя его Джорджи. Конечно хорошо было бы ознакомиться с подлинниками заметок или писем к нему, которые, к сожалению, недоступны. Так или иначе, оба гравёра, которые подписывались именем Л. Джорджи, создали настоящие маленькие шедевры европейской и китайской нумизматики.

 

 

post-22603-0-12866000-1411391227_thumb.jpg

post-22603-0-91333000-1411391236_thumb.jpg

post-22603-0-49521400-1411391245_thumb.jpg

post-22603-0-64556900-1411391254_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Люи Ци итальянский гравер. Цяо Ци - жизнеописание эмигрантов в Китае (2)» (意籍雕刻师路易奇•乔奇-在华外籍人士 小传

 

 

Прошу прощения, но название статьи переводится "Итальянский гравер Луиджи Джиорджи. Краткая биография иностранного поданного в Китае".

Знак 奇 может читаться как qi2 и как ji1. В данном случае - как ji1, поскольку это транскрипция имени Луиджи = Luyiji = Лу-и-цзи

Знак 乔 может читаться как qiao2 и как jiao1, поэтому 乔奇 - ничто иное как транскрипция его фамилии - Jiaoji = Цзяо-цзи = Джиорджи

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

Прошу прощения, но название статьи переводится "Итальянский гравер Луиджи Джиорджи. Краткая биография иностранного поданного в Китае".

Знак 奇 может читаться как qi2 и как ji1. В данном случае - как ji1, поскольку это транскрипция имени Луиджи = Luyiji = Лу-и-цзи

Знак 乔 может читаться как qiao2 и как jiao1, поэтому 乔奇 - ничто иное как транскрипция его фамилии - Jiaoji = Цзяо-цзи = Джиорджи

 

Простите, если уж корректировать перевод, то, на мой взгляд, правильнее будет так:

«Итальянский гравёр Луи Цзи (или Луиджи). Цзяо Цзи (или Джорджи) — жизнеописание эмигрантов в Китае (2)»

Поскольку это вторая статья Сунь Хао из цикла о жизни европейцев в Китае, я позволил себе сохранить множественное число («эмигрантов»).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

То, что это - вторая часть статьи о Луиджи Джиорджи - не означает, что речь идет о многих людях, тем более - эмигрантах.

Дело в том, что Джиорджи не был "эмигрантом" в смысле этого слова, т.к. не покидал свою страну с целью постоянного жительства в Китае, а с китайской точки зрения - он вообще был бы тогда "иммигрантом".

http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_146

Поэтому, для него применим, скорее, термин "экспат".

Так что, переводить бином wai4ji2 - в данном случае нужно как иностранец, иностранный подданый

http://bkrs.info/slovo.php?ch=%E5%A4%96%E7%B1%8D

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

P.S. И непонятно: почему Вы между Луиджи и Джиорджи опять ставите точку, обозначающую конец предложения?

Это интерпункт (间隔号), применяющийся в качестве разделителя имени

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82

В русском языке, коль скоро Вы переводите на него, для этого используется "пробел".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru