КБ

Гуртовое оформление рублей Анны Иоановны

В теме 12 сообщений

Подскажите пожалуста кто знает. Ищу литературу (статьи) на тему гуртового оформления рублей Анны. Интересует метод гурчения и изготовления гуртильного инструмента. Буду признателен за любую информацию по теме. У себя смог найти только рисунки в книге Смирнова про СПБ.

Главные вопросы:

1. Гурчение производилось верейками или в гуртильном кольце.

2. Если верейками, -- тогда метод их изготовления.

3. Если верейками, -- могли ли производится опыты с гуртильным кольцом.

Заранее благодарю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сведения по гурчению отрывочны и разрознены. Смысл таков:

В 18 веке все рублевики (рассмотрим только их) чеканились без печатного кольца, за исключением крайне редких пробных рублевиков 1704г. Петра-1 (по мнению В.В.Узденникова, они, вероятнее всего, чеканились за пределами России).

Гурчение рублевиков Анны осуществлялось следующим образом: гладкие монетные кружки после выбраковки, отбеливания, чистки сухим песком (следы чистки многие ошибочно называют юстировкой, которая на рублевиках не производилась), промывки и сушки поступали на гуртильный станок. Гурчение производилось в горизонтальной плоскости 2-мя верейками (рейками с нанесенным лиственным узором). Если одна из вереек выходила из строя, её заменяли на другую, иногда случайно перевернув. Поэтому встречаются рублевики (не только Анны) с полуперевернутым гуртом. После гурчения монетные кружки поступают на чеканку.

Применение гурчения с последующей чеканкой в кольце возможно только, если гуртовая надпись или рисунок вдавлены или прямая насечка, чего на рублевиках Анны нет. Применение разъемного кольца подразумевало исключение операции гурчения и в период Анны мне не известно.

Изготовление вереек в период Анны производилось следующим образом: на железной рейке производилась надчеканка закаленным пуансоном отдельных пар листьев, чтобы получился орнамент. Пуансоны переводились с маточника методом горячей ковки с последующей закалкой. Изготовленная верейка также закаливалась. Верейки всегда готовились впрок.

Этим объясняется отличие лиственного орнамента на гурте рублевика 1736г. работы Гетлингера. Забыли гуртильный инструмент при переезде из Москвы в СПБ и его пришлось изготовить заново, соответственно маточник, пуансоны, верейки. Орнамент получился более частым, как рыбья чешуя. После выработки "кабинетского серебра" в полатах князя Прозоровского в СПБ, больше гетлингеровский гурт никогда не появлялся. Вообще верейки, снятые с производства, в отличие от штемпелей, уничтожали сразу. Поэтому, как говорят пожилые нумизматы, монета имеет ТРИ стороны, из которых гурт - самая главная для определения подлинности.

С уважением.

P.S. Ваш вопрос в форум, думаю, не праздный. Покажите пожалуйста ту Анну, которая заставила Вас написать в форум.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2KIN, вы всё подробно и правильно описали, в части технологии гурчения.

Единственное, с чем не могу согласиться, так это с утверждением,

что рубли, восемнадцатого века не подвергались юстировке.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 18 веке при чеканке рублевиков ремедиум (допустимое отклонение от узаконеного веса) был установлен на монетную стопу, а не на отдельную монету. Поэтому работники монетного двора, с молчаливого согласия администрации, незаконно изготавливали небольшое количество легковесных и тяжеловесных монет. Партию обычных монет, перед сдачей в казначейство, взвешивали и , если веса не хватало, заменяли несколько монет на тяжеловесные и наоборот. В противном случае (партия не прошла приемку в казначейство) вся партия возвращалась в переплавку с соответствующими наказаниями и штрафами. Отсюда понятно происхождение редких экз. заведомо подлинных монет с аномальным отклонением веса.

Теперь о "следах юстировки" (множественных параллельных полосах на монете, нанесенных до чеканки). Операция отбеливания в щелоке не устраняла всю черноту на мон. кружках после отжига. Поэтому кружки раскладывали на деревянном столе с лунками и чистили сухим просеянным песком добела с пом. "деревянных утюжков". На некоторых кружках оставались следы от абразива ( иногда даже с углублением), которые ошибочно принимаются за следы юстировки (иногда в сочетании с непрочеканом).

Золотые кружки, в отличии от серебряных, взвешивались поштучно и юстировались, т.к. ремедиум на золото был значительно строже.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2KIN: ответил в ЛС

Спасибо за подробный ответ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дорогой KIN, спасибо за интереснейшую информацию, но не могли бы вы дать ссылку на источники.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дорогой KIN, спасибо за интереснейшую информацию, но не могли бы вы дать ссылку на источники.

тоже хотел бы их почитать и был бы Вам весьма благодарен за информацию об источнике данных.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сведения по технологии монетной чеканки отрывочны и разрозненны. Собирать приходится по крупицам из многих источников. Наибольшее количество информации собрано в книге М.И.Смирнова "Со знаком "С.П.Б." (о которой упомянул КБ). В частности, на стр.26 изображен стол для чистки монетных кружков после отбела. Также рекомендую книгу П.фон Винклера "Из истории монетного дела в России".

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сведения по технологии монетной чеканки отрывочны и разрозненны. Собирать приходится по крупицам из многих источников. Наибольшее количество информации собрано в книге М.И.Смирнова "Со знаком "С.П.Б." (о которой упомянул КБ). В частности, на стр.26 изображен стол для чистки монетных кружков после отбела. Также рекомендую книгу П.фон Винклера "Из истории монетного дела в России".

С уважением.

Спасибо.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Также рекомендую книгу П.фон Винклера "Из истории монетного дела в России".

"Со знаком СПБ" выходила давно и уже давно распродалась.

Но Винклер пока ещё есть - в "НИНЕ" - на Бахрушина, 28, в "Исторической книге" во дворе Исторической библиотеки, и в киоске в вестибюле библиотеки, и в "Фаланстере".

А я Винклера за 300 руб. в сентябре на ВДНХ на книжной выставке взял.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Но Винклер пока ещё есть - в "НИНЕ" - на Бахрушина, 28, в "Исторической книге" во дворе Исторической библиотеки, и в киоске в вестибюле библиотеки, и в "Фаланстере".

А я Винклера за 300 руб. в сентябре на ВДНХ на книжной выставке взял.

Саша, если не в тягость, прикупи мне Винклера. Цена не волнует. Стас.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Книгу М.И.Смирнова "Со знаком "С.П.Б." практически каждый клуб ("Улан-Батор" в Москве) вижу в первом ряду зрительного зала на столике. Спросил, есть ли еще в наличии? Ответили, что каждый клуб привозят по 1 экз.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru