18 янв 2007, 15:34:47 Подскажите пожалуста кто знает. Ищу литературу (статьи) на тему гуртового оформления рублей Анны. Интересует метод гурчения и изготовления гуртильного инструмента. Буду признателен за любую информацию по теме. У себя смог найти только рисунки в книге Смирнова про СПБ. Главные вопросы: 1. Гурчение производилось верейками или в гуртильном кольце. 2. Если верейками, -- тогда метод их изготовления. 3. Если верейками, -- могли ли производится опыты с гуртильным кольцом. Заранее благодарю. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
20 янв 2007, 17:34:46 Сведения по гурчению отрывочны и разрознены. Смысл таков: В 18 веке все рублевики (рассмотрим только их) чеканились без печатного кольца, за исключением крайне редких пробных рублевиков 1704г. Петра-1 (по мнению В.В.Узденникова, они, вероятнее всего, чеканились за пределами России). Гурчение рублевиков Анны осуществлялось следующим образом: гладкие монетные кружки после выбраковки, отбеливания, чистки сухим песком (следы чистки многие ошибочно называют юстировкой, которая на рублевиках не производилась), промывки и сушки поступали на гуртильный станок. Гурчение производилось в горизонтальной плоскости 2-мя верейками (рейками с нанесенным лиственным узором). Если одна из вереек выходила из строя, её заменяли на другую, иногда случайно перевернув. Поэтому встречаются рублевики (не только Анны) с полуперевернутым гуртом. После гурчения монетные кружки поступают на чеканку. Применение гурчения с последующей чеканкой в кольце возможно только, если гуртовая надпись или рисунок вдавлены или прямая насечка, чего на рублевиках Анны нет. Применение разъемного кольца подразумевало исключение операции гурчения и в период Анны мне не известно. Изготовление вереек в период Анны производилось следующим образом: на железной рейке производилась надчеканка закаленным пуансоном отдельных пар листьев, чтобы получился орнамент. Пуансоны переводились с маточника методом горячей ковки с последующей закалкой. Изготовленная верейка также закаливалась. Верейки всегда готовились впрок. Этим объясняется отличие лиственного орнамента на гурте рублевика 1736г. работы Гетлингера. Забыли гуртильный инструмент при переезде из Москвы в СПБ и его пришлось изготовить заново, соответственно маточник, пуансоны, верейки. Орнамент получился более частым, как рыбья чешуя. После выработки "кабинетского серебра" в полатах князя Прозоровского в СПБ, больше гетлингеровский гурт никогда не появлялся. Вообще верейки, снятые с производства, в отличие от штемпелей, уничтожали сразу. Поэтому, как говорят пожилые нумизматы, монета имеет ТРИ стороны, из которых гурт - самая главная для определения подлинности. С уважением. P.S. Ваш вопрос в форум, думаю, не праздный. Покажите пожалуйста ту Анну, которая заставила Вас написать в форум. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
20 янв 2007, 19:39:27 2KIN, вы всё подробно и правильно описали, в части технологии гурчения. Единственное, с чем не могу согласиться, так это с утверждением, что рубли, восемнадцатого века не подвергались юстировке. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
21 янв 2007, 07:43:08 В 18 веке при чеканке рублевиков ремедиум (допустимое отклонение от узаконеного веса) был установлен на монетную стопу, а не на отдельную монету. Поэтому работники монетного двора, с молчаливого согласия администрации, незаконно изготавливали небольшое количество легковесных и тяжеловесных монет. Партию обычных монет, перед сдачей в казначейство, взвешивали и , если веса не хватало, заменяли несколько монет на тяжеловесные и наоборот. В противном случае (партия не прошла приемку в казначейство) вся партия возвращалась в переплавку с соответствующими наказаниями и штрафами. Отсюда понятно происхождение редких экз. заведомо подлинных монет с аномальным отклонением веса. Теперь о "следах юстировки" (множественных параллельных полосах на монете, нанесенных до чеканки). Операция отбеливания в щелоке не устраняла всю черноту на мон. кружках после отжига. Поэтому кружки раскладывали на деревянном столе с лунками и чистили сухим просеянным песком добела с пом. "деревянных утюжков". На некоторых кружках оставались следы от абразива ( иногда даже с углублением), которые ошибочно принимаются за следы юстировки (иногда в сочетании с непрочеканом). Золотые кружки, в отличии от серебряных, взвешивались поштучно и юстировались, т.к. ремедиум на золото был значительно строже. С уважением. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
21 янв 2007, 13:56:32 2KIN: ответил в ЛС Спасибо за подробный ответ 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
22 янв 2007, 16:39:58 Дорогой KIN, спасибо за интереснейшую информацию, но не могли бы вы дать ссылку на источники. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
22 янв 2007, 18:24:46 Дорогой KIN, спасибо за интереснейшую информацию, но не могли бы вы дать ссылку на источники.тоже хотел бы их почитать и был бы Вам весьма благодарен за информацию об источнике данных. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
24 янв 2007, 11:19:18 Сведения по технологии монетной чеканки отрывочны и разрозненны. Собирать приходится по крупицам из многих источников. Наибольшее количество информации собрано в книге М.И.Смирнова "Со знаком "С.П.Б." (о которой упомянул КБ). В частности, на стр.26 изображен стол для чистки монетных кружков после отбела. Также рекомендую книгу П.фон Винклера "Из истории монетного дела в России". С уважением. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
24 янв 2007, 14:54:12 Сведения по технологии монетной чеканки отрывочны и разрозненны. Собирать приходится по крупицам из многих источников. Наибольшее количество информации собрано в книге М.И.Смирнова "Со знаком "С.П.Б." (о которой упомянул КБ). В частности, на стр.26 изображен стол для чистки монетных кружков после отбела. Также рекомендую книгу П.фон Винклера "Из истории монетного дела в России". С уважением. Спасибо. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
25 янв 2007, 07:30:10 Также рекомендую книгу П.фон Винклера "Из истории монетного дела в России". "Со знаком СПБ" выходила давно и уже давно распродалась. Но Винклер пока ещё есть - в "НИНЕ" - на Бахрушина, 28, в "Исторической книге" во дворе Исторической библиотеки, и в киоске в вестибюле библиотеки, и в "Фаланстере". А я Винклера за 300 руб. в сентябре на ВДНХ на книжной выставке взял. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
25 янв 2007, 13:05:05 Но Винклер пока ещё есть - в "НИНЕ" - на Бахрушина, 28, в "Исторической книге" во дворе Исторической библиотеки, и в киоске в вестибюле библиотеки, и в "Фаланстере". А я Винклера за 300 руб. в сентябре на ВДНХ на книжной выставке взял. Саша, если не в тягость, прикупи мне Винклера. Цена не волнует. Стас. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
29 янв 2007, 11:10:25 Книгу М.И.Смирнова "Со знаком "С.П.Б." практически каждый клуб ("Улан-Батор" в Москве) вижу в первом ряду зрительного зала на столике. Спросил, есть ли еще в наличии? Ответили, что каждый клуб привозят по 1 экз. С уважением. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты