Фима Фокс

Л.Соловьёв, Повесть о Ходже Насреддине

34 сообщения в этой теме

Все, конечно, читали, хотя бы и в детстве, дилогию о защитнике страждущих, весельчаке и философе Ходже Насреддине. Вряд ли реальное историческое лицо, хотя всякое может быть. А кто-нибудь задумывался, в каком веке, хотя бы приблизительно, действовал в повествовании Ходжа Насреддин? Во второй книге, "Очарованный принц", есть описание лавки менялы и монет, которыми он оперировал.

Здесь были индийские рупии, китайские четырехугольные ченги, татарские алтыны, попавшие сюда из диких степей Золотой Орды, персидские туманы с изображением рыкающего льва, арабские динары и множество других монет, ходивших в те времена на Востоке; были здесь и монеты из далеких языческих земель: гинеи, дублоны, фартинги, носящие на себе греховные изображения франкских королей - в доспехах, с обнаженными мечами и нечестивым знаком креста на груди

Не будучи тонким знатоком ближневосточной нумизматики, я ещё будучи юным нумизматом-любителем подсознательно чувствовал наличие некоторых анахронизмов в этом описании.

Рискнём вскрыть несоответствия и вычислить примерные годы жизни Х.Насреддина по версии Л.Соловьёва?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это тоже самое, как сейчас поглядеть на коллекцию Романа "Монро", и попытаться определить век в котором он жил живёт. :D Снесли коллекцию барыге меняле, вот и весь сказ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все, конечно, читали, хотя бы и в детстве, дилогию о защитнике страждущих, весельчаке и философе Ходже Насреддине. Вряд ли реальное историческое лицо, хотя всякое может быть. А кто-нибудь задумывался, в каком веке, хотя бы приблизительно, действовал в повествовании Ходжа Насреддин? Во второй книге, "Очарованный принц", есть описание лавки менялы и монет, которыми он оперировал.

Не будучи тонким знатоком ближневосточной нумизматики, я ещё будучи юным нумизматом-любителем подсознательно чувствовал наличие некоторых анахронизмов в этом описании.

Рискнём вскрыть несоответствия и вычислить примерные годы жизни Х.Насреддина по версии Л.Соловьёва?

36 мине :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

36 мине :)

:hysterical:

п.с. ща нам за флуд в серьезной нумизматической теме от Дядьки Лиса достанется по первое число... :kuku:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот здесь,хоть и скудная,но есть информация о лавке менял-саррафов...

Подпишусь на тему,попробуем...Для начала не много о менял...

Бухара - Рыночные сооружения

В период правления династии Шейбанидов в Бухаре строились здания, связанные с торговой жизнью города. Особый интерес вызывают торговые сооружения XVI века.

Сохранились четыре наиболее крупных торговых сооружения. Это - Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фурушан (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафан (купол менял), а также Тим Абдулла-хана.

Торговые купола располагались на пересечении древних улиц по основной магистрали шахристана, проходившей от Ляби-хауза до площади Регистан.

Таки-Заргарон вмещал свыше трех десятков лавок торговцев и ювелирных-ремесленников. Обширный купол с меридиональными ребрами, прорезанный шестнадцатью арочными проемами, высится над внутренним восьмигранным основанием. Здесь изготавливали и продавали различные ювелирные изделия.

Таки-Тильпак-Фурушан поставлен на перекрестке нескольких улиц, пересекающихся не под правильными, а под случайными углами. Здание представляет собой правильной формы шестигранник, увенчанный центральным куполом с прорезанными в нем оконными проемами. Купол Таки-Тильпак-Фурушан назывался Китаб-Фурушан, так как раньше в нем торговали книгами.

Таки-Саррафан возвышается над перекрестком двух улиц, одна из которых ведет к Регистану. Купольное перекрытие его держится на четырех мощных пересекающихся арках. Под арками находится проезжая часть, крытая сводами в характерном для бухарской архитектуры приеме «чарзамин». Таки-Саррафан назван так потому, что под ним сидели менялы (саррафы), обычно индусы, и разменивали валюту чужеземных стран.

Тим Абдулла-хана - это обширные замкнутые пассажи, предназначенные для продажи шелковых и шерстяных тканей, представляет собой квадратное в плане многостолпное и многокупольное здание.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Аналитически не пытался "вычислить", а по ощущениям, век 16-17.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати нужно создать на форуме орден "молчащих и постигающих". Только вот на место главы ордена кого избрать??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..фартинги, носящие на себе греховные изображения франкских королей..

Мощно задвинуто..

По-моему, Соловьёв в нумизматике не разбирался, а просто напустил красот погуще.. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати нужно создать на форуме орден "молчащих и постигающих". Только вот на место главы ордена кого избрать??

У которого меньший показатель - число сообщений/рейтинг..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А по этой ссылке-http://www.advantour.com/rus/uzbekistan/bukhara/trading-domes.htm-можно не много

разглядеть места событий описанных в книге "Очарованный принц"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне в этой книжке сильно понравилось, как на базарной же площади дервиши святостью мерялись - черпали у себя за пазухой, и у кого больше в пригоршне вшей, тот и более свят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне в этой книжке сильно понравилось, как на базарной же площади дервиши святостью мерялись - черпали у себя за пазухой, и у кого больше в пригоршне вшей, тот и более свят.

Там в этой книге ВСЕ очень сильно нравится.

Помню, что когда узнал, что Соловьев написал эту книгу в зоне, то долго еще потом пребывал в шоке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все, конечно, читали, хотя бы и в детстве, дилогию о защитнике страждущих, весельчаке и философе Ходже Насреддине. Вряд ли реальное историческое лицо, хотя всякое может быть. А кто-нибудь задумывался, в каком веке, хотя бы приблизительно, действовал в повествовании Ходжа Насреддин? Во второй книге, "Очарованный принц", есть описание лавки менялы и монет, которыми он оперировал.

Не будучи тонким знатоком ближневосточной нумизматики, я ещё будучи юным нумизматом-любителем подсознательно чувствовал наличие некоторых анахронизмов в этом описании.

Рискнём вскрыть несоответствия и вычислить примерные годы жизни Х.Насреддина по версии Л.Соловьёва?

Не раньше 16, скорее позже. По нумизматике для востока несоответствия нет, мне в какой-то документальной книге попался рассказ о тетрадрахмах Македонского, обращавшихся по весу в одном из североиндийских городков в начале 20-го века. Историй о находках в афгане т.н. "общинных горшков" с монетами 10-20 века тоже немало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рискнём вскрыть несоответствия и вычислить примерные годы жизни Х.Насреддина по версии Л.Соловьёва?

Если говорится там о монетах золотой орды,то можно обратить внимание на нижеследующую версию,как на одну из возможных...

Согласно одной из мифических версий, не подтверждаемых историческими источниками, но тем не менее бытующих в Турции, Ходжа Насреддин, якобы живший в 13 - ом веке, родился в селении Хорту, уезда Сиврихисар, а скончался в Акшехире. Его отцом был имам села Хорту Абдуллах Эфенди, а матерью - Сыдыка Хатун. Ходжа Насреддин окончил медресе в Сиврихисаре, и после смерти отца вернулся в родную деревню, став здесь имамом. В 1237 году он переехал в Акшехир, где обучался у теологов Сейида Махмуда Хайрани и Сейида Хаджи Ибрахима. Преподавал в медресе и работал в должности кади (духовного судьи). В силу занимаемой должности получил имя Насуриддин Хаджи, каковое имя впоследствии якобы трансформировалось в Ходжу Насреддина. Ввиду чрезвычайной популярности этого народного героя и анекдотов, приписываемых ему, информация о жизни Ходжи Насреддина носит откровенно мифологический характер. Мифологичность образа Ходжи Насреддина в числе прочего вытекает и из того, что судя по анекдотам, он был знаком с сельчукскими султанами, водил дружбу с Джелаледдином Руми Мевланой, беседовал с Хромым Тимуром (Тимурленгом), и вообще умудрился пожить в разных исторических эпохах и самых разнообразных ипостасях. Несомненно, что значение анекдотов Ходжи Насреддина заключается не в событиях явно придуманной народом жизни этого фольклорного персонажа, а в выражениях, вложенных в его уста народом, и превратившихся впоследствии в анекдоты. При исследовании анекдотов Ходжи Насреддина становится очевидным их фольклорное происхождение. В анекдотах этих Ходжа Насреддин, в зависимости от сюжета, предстает перед нами в самых разных образах - хитреца, мудреца или человек недалекого ума, стеснительной или довольно бесцеремонной личности. Одна из особенностей анекдотов с участием Ходжи Насреддина в том, что наш герой постоянно противоречит собеседнику. Первые истории о Ходже (а всего их более трех сотен) можно найти в книге под названием «Saltukname», известной с 80-х гг. XV в. С тех пор сборники анекдотов о Ходже («Латаиф») повсеместно записывались энтузиастами и профессиональными этнографами из народных уст и много раз издавались в Турции, в Персии, в арабских странах. Его могилу в Акшехире (провинция Конья), в Турции, до сих пор посещают паломники, хотя многие из них верят, что Ходжа не умер и продолжает жить среди нас. Каждый год 5–10 июля в Акшехире проводится фестиваль юмора в память о великом насмешнике.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=273

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый ФОКС если смотреть по сказкам Бухары, то рынок с этой лавкой мог там находиться с 15 века, но если быть объективным, то скорее всего 16-17 век самое верное. Вот примерно они эти имели ввиду. По порядку.

Здесь были индийские рупии, китайские четырехугольные ченги, татарские алтыны, попавшие сюда из диких степей Золотой Орды, персидские туманы с изображением рыкающего льва, арабские динары и множество других монет, ходивших в те времена на Востоке; были здесь и монеты из далеких языческих земель: гинеи, дублоны, фартинги, носящие на себе греховные изображения франкских королей - в доспехах, с обнаженными мечами и нечестивым знаком креста на груди

post-24818-0-91050400-1381071908_thumb.jpg

post-24818-0-14932800-1381071973_thumb.jpg

post-24818-0-90141400-1381073190_thumb.jpg

post-24818-0-32362900-1381073218_thumb.jpg

post-24818-0-06872200-1381073597_thumb.jpg

Изменено пользователем Brios

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если ещё жива Золотая орда, но уже фигурирует Стамбул, то это где-то конец 15-го века. Но дублон - это конец 16-го, а гинея - аж конец 17-го. Неужели "ордынцы" ходили в Средней Азии так долго?

Изменено пользователем Фима Фокс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прошу прощения. Золотая орда и Персия местами поменялись.

Каждый ОБЯЗАН побывать в этом городе. Иногда завидую ДИЛЕТАНТТу. Город сохранился и люди и дух, в отличии от Москвы.

А лавка и лавочники не менялись там с 16 века, можно сказать и по наши дни.

post-24818-0-34390000-1381074127_thumb.jpg

post-24818-0-04024000-1381074181_thumb.jpg

post-24818-0-82002100-1381074216_thumb.jpg

post-24818-0-37360400-1381074251_thumb.jpg

post-24818-0-37120300-1381074405_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если ещё жива Золотая орда, но уже фигурирует Стамбул, то это где-то конец 15-го века. Но дублон - это конец 16-го, а гинея - аж конец 17-го. Неужели "ордынцы" ходили в Средней Азии так долго?

Посмотри состав кладов. Там и генуэзцы и орда и монеты начала и середины 19 века.

Восток-МУДРЫЙ. Главное серебро и золото, а кто их выпускал и когда дело второе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если ещё жива Золотая орда, но уже фигурирует Стамбул, то это где-то конец 15-го века. Но дублон - это конец 16-го, а гинея - аж конец 17-го. Неужели "ордынцы" ходили в Средней Азии так долго?

Нет конечно,вот:-

-Начиная с 1370 года Тимур-хромец начал войну против Чингезидов . Следующие десять лет Тамерлан посвятил борьбе с ханами Джента (Восточный Туркестан) и Хорезма и в 1380 году захватил Кашгар. Затем он вмешался в конфликт между ханами Золотой Орды на Руси и помог Тохтамышу занять престол. Тот с помощью Тимура разбил правящего хана Мамая, занял его место и, чтобы отомстить московскому князю за поражение, нанесенное им Мамаю в 1380 году, в 1382 году захватил Москву. Завоевание Тимуром Персии в 1381 году началось с захвата Герата. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в то время в Персии способствовала завоевателю. Возрождение страны, начавшееся в период правления Ильханов, снова замедлилось со смертью последнего представителя роду Абу Саида (1335). В отсутствие наследника трон по очереди занимали соперничающие династии. Положение усугублялось столкновением между династиями монгольских Джалаиров, правящих в Багдаде и Тебризе; персо-арабским родом Музафаридов, правящих в Фарсе и Исфахане; Харид-Куртов в Герате; местных религиозных и племенных союзов, таких, как сербедары (восставшие против монгольского гнета) в Хорасане и афганы в Кермане, и мелких князей в приграничных районах. Все эти воюющие княжества не могли совместно и эффективно противостоять Тимуру. Хорасан и вся Восточная Персия пали под его натиском в 1382 - 1385 годах; Фарс, Ирак, Азербайджан и Армения были завоеваны в 1386-1387 и 1393- 1394 годах; Месопотамия и Грузия перешли под его власть в 1394 году. В перерывах между завоеваниями Тимур сражался с Тохтамышем, теперь уже ханом Золотой Орды, чьи войска вторглись в Азербайджан в 1385 году и в Междуречье в 1388 году, разбив войска Тимура. В 1391 году Тимур, преследуя Тохтамыша, дошел до южных степей Руси, разбил неприятеля и сверг его с трона.

В 1395 году ордынский хан снова вторгся на Кавказ, но был окончательно разбит на реке Куре. В довершение Тимур разорил Астрахань и Сарай, но не дошел до Москвы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я был удивлен очень. Значит мы можем открывать эту лавку и с 13 века.

Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине XIII веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же XIII веке.

Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге, датируемой 1480 годом, и чуть позднее в XVI веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии.

Но самое интересное что он персонаж почти всех народов Востока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В этом абзаце,автор по моему дал как бы между прочим,как мне кажется,перечислив восточные монеты и описав только одну персидскую монету с изображением животного и перечислив монеты из далеких языческих земель неприемлемое для ислама

греховное изображение не только креста,но и образа человеческого на монетах ,как скрытую информация о том , что ислам

запрещал и относился отрицательно к чекану изображения человека на монетах.И вряд ли стоит относиться серьезно к списку перечисленных монет и по последнему из них приблизительно установить время жизни этого фольклорного персонажа.И конечно же по этому списку,если и определять,то по времени чекана самой поздней монеты,как в найденных кладах...

Уважаемый Фокс написал:-а гинея - аж конец 17-го.Ну тогда как же быть с анекдотами,которые уже ходили несколько веков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Где то в Москве есть памятник Ходже Насреддину и его ишаку...

А вот по этой ссылке http://www.biograpedia.ru/node/4051 памятник

в городе Бухаре...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В педивикии весь мемориальный ряд визуально представлен
http://ru.wikipedia....Ходжа_Насреддин

московский, кстати, самый приличный ишак, правда, у Шрека явно позаимствован

Изменено пользователем Лика-33
2.9.3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бухарский памятник Х. Насреддину из бронзы,чуть более четырех метров в высоту...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это описание уже из 17 века. Но его главный смысл-Бухара как центр торговых путей, посмотрите по монетам, эта точка между Китаем и Англией, Испанией и Ордой.

Изменено пользователем Brios

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу