Перейти к содержимому


Фотография

Шорно-футлярная и чемоданная фабрика

металлические боны 1922 года Петроград Лоси

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 МНС

МНС

    магистр

  • Модератор ЦФН СССР
  • 301 сообщений
  • родной язык:русский
  • Имя, отчество:Никита Сергеевич
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
Репутация: 834
PROOF

Отправлено 16.01.2013 - 23:06:17

В последние годы на мировом антикварном рынке всё больше и больше появляется металлических бон 1922 года с надписью "2-я Государственная шорно-футлярная и чемоданная фабрика" и номиналом на одной стороне и изображением гордо стоящего лося - на другой.
До недавнего времени автор этой ветки знал о них ровно столько же, сколько и подавляющее большинство коллекционеров - три строчки из книги И.Г. Спасского "Русская монетная система" (4-е изд., Л., 1970, стр.242), упоминание у А.В. Тункеля в тоненькой брошюрке "Металлические боны России и СССР" (Донецк, 1992) и с десяток абзацев в работах М.М. Глейзера (типа «Советский червонец», СПБ-1993, стр.16-18 или «Советские монеты 1921-1991», СПБ-2011, стр.31-32). При запросах в Сети везде повторялось одно и то же, порой щедро обраставшее домыслами и фантазиями. Однако, такое положение дел меня, как нумизмата и историка, абсолютно не устраивало - ведь это были, по своей сути, "твёрдые" советские металлические деньги, появившиеся в моём родном городе на пару лет раньше, чем население увидело первые союзные медяки и серебро. И про них почти ничего не было известно...
Хорошим примером для меня послужило знание о том, что, в своё время, настоящими нумизматами и краеведами, любившими и изучавшими историю своих "малых Родин" были приоткрыты тайны нескольких аналогичных выпусков. Например, о северокавказских монетах и бонах имама Узуна Хаджи очень хорошую работу написал академик Ю.Д. Пахомов; большие исследования в архивах и опрос местных жителей провёл прекрасный исследователь О.В. Веровенко, восстановивший чуть ли не по дням всю хронологию выпусков армавирских бон 1918 года. К сожалению, его труд, присланный на отзыв И.Г. Спасскому, целиком так и не был издан (я видел его в архиве и сделал нужные выписки), вероятно, из-за каких-то столичных интриг. Поэтому нынешние коллекционеры знают об этих бонах лишь информацию из пары заметок, размещённых в редком ныне "Советском филателисте" за 1924 и 1927 гг., да из небольшой работы Веровенко в "Советском коллекционере" (Боны Армавира // СК. 1965. Вып. 3. С. 91-94) - маленькой части из его труда, пристроенной в сборник, скорее всего, через Мошнягина - с подачи того же Спасского.
Знал я, как "раскручивал" непонятные на первый взгляд жетоны, монеты или медали энциклопедист А.П.Шишкин... С помощью газетных заметок восстанавливал по крупицам информацию о региональных бонах всего четыре месяца назад ушедший от нас в вечность кавторанг Р.В. Николаев. Обо всём и обо всех так скоро не расскажешь...
И я решил провести собственное расследование - пошёл за знаниями в архивы и библиотеки, поскольку никого из современников выпуска монет шорной фабрики уже не было в живых. В принципе, если бы в каждом провинциальном городе было бы хотя бы по одному энтузиасту - проблем с "непонятными жетонами и трактирными марками" было бы на порядок или два меньше. Представьте, насколько было бы меньше «белых пятен» в нумизматике после того, как каждый форумчанин написал бы о своих открытиях – как он установил эмитента, точное время и место обращения «слепой и немой» пока что боны. Пусть даже не каждый, пусть – десятый, сотый… Всё равно «заговорили» бы многие десятки или даже сотни предметов. И здесь неоценимыми помощниками могли бы стать бы «копари», посколько именно они добывают значительную часть подобных предметов и их информация о местах находок могла бы многое прояснить. Ведь, как известно, денежные суррогаты XIX-XX вв. практически никогда далеко не уходят от мест своей чеканки и первоначального употребления.
Фактически, эта моя предлагаемая Вам для ознакомления работа очень походит на труд «копателя-старателя». Просто происходит она в других местах, а параллелей – хоть завались: - тому пример. Теперь все могут посмотреть и оценить - что можно выяснить, начиная практически с нуля.
Конечно, я не А.Бирштейн, и сюжет моих работ не так закручен, но я старался фактами как-то оживить эту застывшую в металлических кружках историю. Очень горжусь извлечёнными из небытия именами. Считаю, что не напрасно раскрыл тайны "фуфлоделов", сэкономив финансы одним и просто предостерёг или заставил немного задуматься других.
Согласовав и получив одобрение на размещение здесь текста от администрации форума "Coins.su" и редакции журнала "Петербургский Коллекционер" (на страницах которого впервые была напечатана приводимая работа - в №№ 4, 5 и 6 за 2012 г.), выставляю его для ознакомления уважаемых форумчан. Надеюсь, что она будет интересна тем, кто в силу территориальной удалённости не смог увидеть её раньше.
Предвосхищая ряд вопросов, говорю заранее - далеко не всегда только по скану или фото монет шорной фабрики можно сказать точно - подделка это или нет. То есть, не исследуя монетку, только по хорошему фото можно выбирать из вариантов: «точно фуфел», «монета не нравится, есть признаки возможной фальсификации», «вещь в себе: нет никаких надёжных признаков отнести её к той или иной категории (ни поругать, ни похвалить)», «монета нравится, признаков фальсификации сразу не видно, по технологии похоже на те, что чеканили в 1922 г. (скорее всего – подлинная)». Грамотно проведённый анализ металла и сравнение результата с эталоном выявит современную продукцию с большой долей вероятности.
Вообще же целью этого моего "статейного демарша" была надежда, на то, что кто-нибудь из форумчан рано или поздно также сможет рассказать всем о предметах нумизматики (будь то монеты или боны) своего города, села или местечка, не оставив их безликими и безымянными для наших преемников по увлечению.
Приводя в своём тексте ссылки на разные работы по нумизматике, я тем самым хочу подать пример к ведению аргументированной беседы, ибо тратить время для ответов на голословные, ничем не подкреплённые заявления просто жаль.
Да и мне бы самому хотелось бы понаблюдать за дискуссией (если таковая возникнет) или узнать что-то новое о бонах шорной фабрики. Кстати, гравёра я всё-таки вычислил, но об этом – позже…
С уважением...

Прикрепленные изображения

  • ПК-72-1.jpg
  • ПК-72-2.jpg
  • ПК-72-3.jpg
  • ПК-72-4.jpg
  • ПК-72-5.jpg
  • ПК-72-6.jpg
  • ПК-72-7.jpg
  • ПК-72-8.jpg
  • ПК-73-1.jpg
  • ПК-73-2.jpg
  • ПК-73-3.jpg
  • PK4-5-6-2013.jpg

Сообщение отредактировал МНС: 16.01.2013 - 23:19:06

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#2 МНС

МНС

    магистр

  • Модератор ЦФН СССР
  • 301 сообщений
  • родной язык:русский
  • Имя, отчество:Никита Сергеевич
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
Репутация: 834
PROOF

Отправлено 16.01.2013 - 23:32:34

Продолжение. Время выставления окончания - по обоюдному согласованию.
Данный текст пока официально выставлен только на этом форуме и только в этом подразделе. В случае обнаружения его копирования и размещения на других ресурсах просьба сообщать владельцам авторских прав – мне и Oblomov.
ПРИМЕЧАНИЯ:
В файле ПК-74_35, правая колонка, первый абзац снизу - опечатка: вместо "1943 г." читать "1939 г.".
В файле ПК-74_36, левая колонка, первый абзац снизу - некорректное употребление словосочетания "металлический йод", поскольку в настоящее время этот элемент, как и другие галогены, относят к неметаллам (хотя он, как и металлы, при комнатной температуре - твёрд, обладает кристаллической решёткой и проводит электрический ток). Имелось в виду, что в поверхностном слое поддельной монеты обнаружена значительная (по сравнению с другими примесями) концентрация этого элемента.
За прошедшее время на антикварном рынке появился ещё один экземпляр "редчайшего" алюминиевого трёхрублёвика (также сочтённого на этом форуме подделкой). Он был выставлен 10 января 2013 года на совместные торги аукционных домов «Baldwin's» и «The New York Sale» - Аукцион № XXX-XXXI, лот № 1387с эстимэйтом в 4000$. Надеюсь, что кто-нибудь из форумчан огласит здесь итоги этих торгов (финал + % аукциона).

Прикрепленные изображения

  • ПК-73-4.jpg
  • ПК-73-5.jpg
  • ПК-73-6.jpg
  • ПК-73-7.jpg
  • ПК-73-8.jpg
  • ПК-74_31.jpg
  • ПК-74_32.jpg
  • ПК-74_33.jpg
  • ПК-74_34.jpg
  • ПК-74_35.jpg
  • ПК-74_36.jpg

Сообщение отредактировал МНС: 22.01.2015 - 23:58:42
Удаление ссылок на внешние ресурсы.

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#3 Basilio

Basilio

    Эксперт а/д "Монеты и Медали"

  • Без репы
  • 4 946 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 981
PROOF

Отправлено 16.01.2013 - 23:33:38

Браво! Никита Сергеевич, Вы превзошли самоё себя в предисловии к опубликованным сканам из ПК. Не знаю, сами ли Вы написали это предисловие, или кто то помогал Вам, и подправил Ваш "неповторимый авторский стиль", но именно о необходимости такого изложения в Ваших публикациях я неоднократно говорил и писал Вам. Если бы Вы, еще и в тексте статьи нашли бы в себе силы убрать всё "наносное и лишнее" к теме статьи, то я бы без всякого сомнения назвал бы Ваш этот труд прекрасным образцом нумизматического исследования. Пишите и дальше в таком же духе, ЗАСТАВЬТЕ себя, и все и нумизматы и не-нумизматы и даже самЫя Нумизматика только выиграет от этого. С уважением и благодарностью за прекрасный пролог. Василий PS - ну а пока - всё что могу - пару заслуженных плюсов, певый за проделанную работу по "лосям" вторую - за пролог.

Сообщение отредактировал Basilio: 16.01.2013 - 23:36:34

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#4 Oblomov

Oblomov

    Издатель «ПК»

  • Заблокированный
  • 579 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
Репутация: 270
MS69

Отправлено 17.01.2013 - 08:29:04

Поскольку Никита Сергеевич, с разрешения редакции опубликовал свою статью на форуме, Прошу администрацию форума удалить аналогичные материалы взятые из журнала "ПК", которые без всякого разрешения разместил Базилио в теме: http://coins.su/foru...pic=97843&st=50

Сообщение отредактировал МНС: 17.01.2013 - 11:13:45

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#5 El Mayor

El Mayor

    абитуриент

  • Коллекционер
  • 23 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 4
середняк

Отправлено 03.06.2014 - 16:26:30

Спасибо за исчерпывающее исследование темы. Нет ли подобных материалов по другим металлическим бонам 20-х годов?
89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#6 Сергей (к.ф.-м.н)

Сергей (к.ф.-м.н)

    школьник

  • Новичок
  • 10 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Екатериноград
Репутация: 0
середняк

Отправлено 17.10.2014 - 13:42:24

Добрый день!

Спасибо за прекрасную работу. Хотя Лосями не интересуюсь, прочитал с удовольствием, аж прям детектив. Уточню. Если мне память не изменяет, Ленька Пантелеев - это человек ограбивший машину Ленина? 

Статья и ее обсуждение здесь на форуме и побудило меня зарегистрироваться. Даже один из первых моих постов обращался к вам, когда меня из форумного садика еще не выпускали. 

Вообще при чтении чувствуется объем проделанной работы и научный подход.

Против статистики и рентгенофлуоресцентного анализа не попрешь, можно только забивать эмоциями, высказываниями о "металлическом йоде", авторитетом и толпой заинтересованных. 

Всплеск продаж бон можно объяснять как выбросом копий, так и тем что из упомянутых вами фондов московского!! вот поэтому продажи идут из Москвы) ГИМ вполне могло утечь некоторое количество Лосей. Если это делалось, то очень аккуратно и, не одним человеком, а сработавшимся коллективом, поэтому причастные будут стараться как можно меньше привлекать внимание к этому. В статье вы пишите, что исследовали подозрительные монеты на подлинность, а на фото приводите только новокузнецкие подделки-копии. Правильно-ли я понимаю, что приведенные в статье спектрограммы относятся все же не к новокузнецким копиям? 

Ну и возможен двойной приток - как из ГИМ, так и подделок, при том приток может идти как из одного источника, так и из разных.

Насчет алюминия. Тут возможна как ваша версия, так и то, что уважаемый человек ошибся, а признаться в ошибке - это и уронить свой авторитет, и возможные денежные потери.

Ну и почему бы не допустить, что кто-то когда-то ради любопытства не сделал несколько бон из алюминия? Или например, когда решали из какого металла сделать? Например, сейчас, когда делаешь заказ на значки, то вначале по эскизу выпускается несколько пробных вариантов значка, а заказчик выбирает  наиболее понравившийся. Ясно, что эти варианты никак в документах не отражаются. Так что этот единственный алюминий - вполне может быть пробным экземпляром. А так как металл другой и он единственен, то и доказать проблематично, что он копия или подлинник. Алюминию и патину не надо наводить, так что йода не будет. Да и по гурту так не определишь (очень понравилось как вы применили этот метод). Металл другой и, соответственно, воздействия пресса будет разным.


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#7 Rasti

Rasti

    младший научный сотрудник

  • Коллекционер
  • 564 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
Репутация: 26
XF (Extremely Fine)

Отправлено 11.11.2014 - 17:01:38

Интересно, попасть в этот "завод", который располагается на 4-ой Советской возможно? Или там вовсе нет ничего. "Всё уже украдено до нас"


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#8 МНС

МНС

    магистр

  • Модератор ЦФН СССР
  • 301 сообщений
  • родной язык:русский
  • Имя, отчество:Никита Сергеевич
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
Репутация: 834
PROOF

Отправлено 12.11.2014 - 01:34:37

Нет ли подобных материалов по другим металлическим бонам 20-х годов?

Есть, но они крайне немногословны и достаточно древны. Например, по "пудам хлеба" в старом "Советском коллекционере", подборкам ресторанных бон и пр. О подделках под них есть пара статей в №№ 1 и 2 московского альманаха "Номизма". Имеются наработки в архиве Шишкина и его последователей, а также в перешедшем в Эрмитаж вместе с коллекцией - переписке Тункеля (но это настолько под тяжёлой пятой точкой, что в ближайшие десятилетия их вряд ли кто увидит).  

 

1...Если мне память не изменяет, Ленька Пантелеев - это человек ограбивший машину Ленина? 

2...Всплеск продаж бон можно объяснять как выбросом копий, так и тем что из упомянутых вами фондов московского!! вот поэтому продажи идут из Москвы) ГИМ вполне могло утечь некоторое количество Лосей. ...

3...В статье вы пишите, что исследовали подозрительные монеты на подлинность, а на фото приводите только новокузнецкие подделки-копии. Правильно-ли я понимаю, что приведенные в статье спектрограммы относятся все же не к новокузнецким копиям? ...

4...Ну и почему бы не допустить, что кто-то когда-то ради любопытства не сделал несколько бон из алюминия? Или например, когда решали из какого металла сделать?... 

5... Так что этот единственный алюминий - вполне может быть пробным экземпляром. А так как металл другой и он единственен, то и доказать проблематично, что он копия или подлинник. Алюминию и патину не надо наводить, так что йода не будет. Да и по гурту так не определишь (очень понравилось как вы применили этот метод). Металл другой и, соответственно, воздействия пресса будет разным.

1. Это байка, вероятно - веллеровская или типа того...

2. Хранит их мой коллега, честный нумизмат. Число монет зафиксировано в документах. О выдачах мне не известно. Инвентаризации проходят регулярно.

3. Во 2-й части на стр. 28 и во всей 3-й части приводятся фотографии поддельных предметов, изготовленных в Москве. Они и исследовались. Новокузнецкие и так легко распознаются и опасности не представляют.

4. Если этот кто-то имеется в виду - наш современник - то вполне поверю. Ради любопытства - "а за сколько купят моё творение"?  :) И ведь покупают....

5. Проверяется элементарно. Например, на наличие характерных примесей. Ничего не мешает, помимо всего, сравнить состав с составом подлинных монет других номиналов (рубля, полтинника, гривенника)... Есть и другие технические методы проверки на подлинность. И органолептика гурта не так уж и плоха, если знать, как ей пользоваться.   

 

Интересно, попасть в этот "завод", который располагается на 4-ой Советской возможно? Или там вовсе нет ничего. 

Насколько мне известно, сейчас это обычный дом с частными квартирами. 

Берёте "пузырь", цветы, конфеты....  :wall:  где-нибудь, да откроют...  :beer: и :vodka:... :alkash:


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#9 Rasti

Rasti

    младший научный сотрудник

  • Коллекционер
  • 564 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
Репутация: 26
XF (Extremely Fine)

Отправлено 12.11.2014 - 14:23:56

Есть, но они крайне немногословны и достаточно древны. Например, по "пудам хлеба" в старом "Советском коллекционере", подборкам ресторанных бон и пр. О подделках под них есть пара статей в №№ 1 и 2 московского альманаха "Номизма". Имеются наработки в архиве Шишкина и его последователей, а также в перешедшем в Эрмитаж вместе с коллекцией - переписке Тункеля (но это настолько под тяжёлой пятой точкой, что в ближайшие десятилетия их вряд ли кто увидит).  

 

1. Это байка, вероятно - веллеровская или типа того...

2. Хранит их мой коллега, честный нумизмат. Число монет зафиксировано в документах. О выдачах мне не известно. Инвентаризации проходят регулярно.

3. Во 2-й части на стр. 28 и во всей 3-й части приводятся фотографии поддельных предметов, изготовленных в Москве. Они и исследовались. Новокузнецкие и так легко распознаются и опасности не представляют.

4. Если этот кто-то имеется в виду - наш современник - то вполне поверю. Ради любопытства - "а за сколько купят моё творение"?  :) И ведь покупают....

5. Проверяется элементарно. Например, на наличие характерных примесей. Ничего не мешает, помимо всего, сравнить состав с составом подлинных монет других номиналов (рубля, полтинника, гривенника)... Есть и другие технические методы проверки на подлинность. И органолептика гурта не так уж и плоха, если знать, как ей пользоваться.   

 

Насколько мне известно, сейчас это обычный дом с частными квартирами. 

Берёте "пузырь", цветы, конфеты....  :wall:  где-нибудь, да откроют...  :beer: и :vodka:... :alkash:

Об этом как раз и думал

Да обычный дом, с забетонированными окнами первого этажа.


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей