косалапый

Жетон Перуин. Международная выставка.1905 Париж

В теме 5 сообщений

Есть вот такой жетон:Международная выставка филанттопического союза кулинарии,питания,гигиены. Париж 1905г.Какого ценость данного жетона?C уважением!

post-13923-133086397627_thumb.jpg

post-13923-133086401443_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Есть ли интерес к жетону.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Жетоны «Перуин»

В безбрежном море жетонного многообразия довольно часто встречаются экзонумические предметы с хорошо известной отечественным (да, наверное, и многим зарубежным) нумизматам надписью – «Перуин» (иногда с буквой «Ъ» в конце слова, иногда без таковой). Жетоны эти – все с ушком (!). Нередко в коллекциях и обменных фондах встречаются экземпляры без ушка, но это не самостоятельные предметы, а испорченные нуми-объекты с механически удаленным приспособлением для подвески на ленте.

Этих жетонов довольно много. Настолько, что, несмотря на свое «дореволюционное», дооктябрьское происхождение, они ценятся относительно невысоко: от 300-500 рублей – при удовлетворительном состоянии до 1000-1500 рублей – в приличной сохранности.

Зачастую коллекционеры ошибочно определяют их в раздел фалеристики из-за наличия все того же ушка. Однако реально наградной функции именно у этих жетонов никогда не было. Но, об этом чуть ниже, а пока о том, что такое «ПЕРУИН» и кто такой «Р. ПЕТО» (вторая русскоязычная надпись на перуиновских жетонах).

В конце XIX – начале XX веков «Перуин» – французское средство «для рощения волос и уничтожения перхоти» прочно завоевало российский рынок.

Рекламные тумбы, плакаты и рекламки в печатных изданиях пестрели кричащими заголовками «Красивая голова», «Серьезный мужчина…», «Теперь пора…», «На дороге к счастью» и т.д., и т.п.

А их тексты! Разве могли они оставить равнодушными людей с проблемными шевелюрами? Судите сами. Вот только некоторые из них.

«Перуин» даст Вам вьющиеся кудри, пышную бороду и элегантные усы».

«Если Вы заблаговременно послушаетесь совета доктора,

ТО НИКОГДА Ваши волосы выпадать не будут,

ТО НИКОГДА у Вас не будет жидких волос,

ТО НИКОГДА не будут пустые места на голове,

ТО НИКОГДА Вы не будете лысым,

ТО НИКОГДА не будете жаловаться на перхоть,

А ВСЕГДА будете употреблять настоящий ПЕРУИН-ПЕТО, который необходим для волос, для усов и для бороды…».

«Серьезный мужчина Вам подтвердит, что ПЕРУИН-ПЕТО единственное и безподобно хорошее средство…».

«На дороге к счастью тот, кто употребляет безвредное средство ПЕРУИН-ПЕТО»…

Трудно сказать, таким ли чудодейственным было это средство для укреп-ления волос и лечения кожного покрова головы, как о нем трубили рекламные блоки. В журнале «Нива» за 1913-1914 гг., к примеру, не раз и не два встречаются хвалебные оды «Перуину» типа «…следует похвальба некоего субъекта, который был совершенно лыс, но благодаря средству «Перуин-Пето» отрастил себе на голове великолепную шевелюру». В произведениях В. Крапивина можно прочитать и такое «Средство это разработано на основе знаменитого «Перуин-Пето», но действует во много раз сильнее. Посему опасайтесь, сударыня, касаться им незащищенных поверхностей кожи. Действие жидкости таково, что она через сутки вызывает произрастание волос». Сложно, по правде сказать, представить себе, как можно, не касаясь кожи лысой головы, нанести на нее чудодейственное средство от облысения, чтобы вскорости вызвать тем самым бурный рост волосяного покрова. Кстати, в этой последней выдержке звучит и определенное предупреждение – не так уж и безвредны все эти средства от перхоти и выпадения волос.

Реклама «Перуина» считалась одной из самых агрессивных. Ее даже характеризовали словами – «куда ни плюнь – всюду «Перуин»!».

Но, вместе с тем, средство это пользовалось в те времена большой популярностью и широким спросом. Флакончик «Перуина» «продавался везде по 1 р. 75 к.»

Изобретателем «Перуина» считается Р.Г. Пето, чья фамилия часто была приставкой к названию жидкости, которое звучало не иначе, как – «Перуин-Пето».

Изобретенное г-ном Р. Пето чудодейственное средство от головного дискомфорта не только широко рекламировалось во Франции и в России, но и представлялось на авторитетных международных выставках, где неоднократно удостаивалось тех или иных наград. В частности, как сообщается в одной из рекламок тех времен: «Перуин-Пето» получил на всемирных выставках в Париже и Брюсселе по золотой медали с дипломами и никакое другое подобное средство не удостоено этой наградой» (подчеркнутое написано в рекламке именно так – авт.).

А еще практически в каждой рекламке содержится и такое строгое: «ПРЕ-ДОСТЕРЕЖЕНИЕ! При покупке ПЕРУИН-ПЕТО надо непременно следить за тем, чтобы у горлышка флакона была привешена парижская золотая медаль и приложен аттестат изобретателя Р.Г. Пето. Все остальное без медали и без аттестата подделки.».

Вот эту так называемую «золотую парижскую медаль» мы так часто и встречаем в обменных кляссерах коллег, посещая клубы коллекционеров. Естественно, никакие эти медали-жетоны не золотые, а изготовлены из медного сплава красного цвета со следами золочения. Диаметр их – 22,0 мм, толщина – 1,4 мм.

Судя по всему, эти жетоны-привески были отчеканены по типу настоящей наградной золотой медали Парижской выставки. Причем, они, надо полагать, чеканились неоднократно и, возможно, не в одних и тех же штамповочных мастерских. Из-за высокого спроса на средство от облысения жетоны, привешивавшиеся на горлышки флакончиков, то и дело заканчивались. Их приходилось всякий раз дочеканивать. А штемпеля в каждом конкретном случае вырезались заново. И, естественно, несмотря на мастерство резчиков, они заметно отличались друг от друга. Автору известны, как минимум, четыре разновидности по аверсам и три – по реверсам (илл. 1). Существуют ли все перекрестные сочетания этих аверсов и реверсов неизвестно. В первую очередь, из-за количественной недостаточности исследуемого материала. Но все эти различия довольно незначительны и не нарушают общего дизайна ут-вержденного оригинала медали Парижской выставки.

В общем же, дизайн «парижской» медали представляет из себя следующее. Аверс – две аллегорические фигуры (женская и мужская), а справа-вверху надпись по-русски –«Р. ПЕТО». На реверсе – в лаврово-дубовом обрамлении находится центральный медальон. В нем – круговая надпись на французском языке: «EXP-ON INTERNIE DE L’UNION PHILANTROPIQUE», разделенная внизу либо звездочкой, либо точкой. В центре медальона пятистрочная французская надпись: «CULINAIRE ALIMENTATION HYGIENE. PARIS. 1905». Внизу на пересечении лаврово-дубового венка расположен фигурный геральдический щиток, на котором и значится название средства – «ПЕРУИН» (в дооктябрьские времена резчики штемпелей, в особенности в частных мастерских, нередко не рассчитывали вырезаемую надпись, из-за чего положенный после согласной на конце слова твердый знак подчас не помещался, на что, как правило, закрывали глаза, т.к. это не нарушало читаемость и смысловую нагрузку слова).

Это, если вести речь только о Парижской выставке 1905 года. А в рекламке ведь говорится, что средство «Перуин» представлялось и на Брюссельской выставке, которая проходила в бельгийской столице в 1907 году. И там тоже «Перуин» был удостоен золотой медали. Значит, должны быть и жетоны-привесочки, аналогичные ей. И они, действительно, есть. Правда, встречаются гораздо реже, нежели парижские, но есть. Более того, автору известны даже два абсолютно разных типа, что наводит на мысль о, возможно, двойном награждении «Перуина» на Брюссельской выставке. Оба эти жетона из медного сплава красновато-желтого цвета, диаметром 22,0 мм, толщиной 1,3-1,5 мм. На одном из них изображено следующее (илл. 2). На аверсе – погрудный (в полный профиль, обращенный влево) портрет бельгийского короля-завоевателя обширных территорий в Центральной Африке Леопольда II (1835-1909). Круговая надпись, выполненная латиницей – «LEOPOLD II ROI DES BELGES» (вероятней всего, на фламандском языке). В нижней части в одну строку, как обычно указывают медальеров, по-русски написано «С. КРNМКЕРЪ» (буква «И» вырезана именно так, как латинская «N»). На реверсе на извивающейся ленте над-пись (с учетом утрат, обозначенных многоточием) – «V…DE SPA EXPOSITION INTERNA. 1907.». В самом низу на щитке – «ПЕРУИН» (тоже без твердого знака). Над щитком коронованный герб, надо полагать, монаршего дома.

На другом «брюссельском» жетоне дизайн иной (илл. 3). На аверсе – погрудный (обращенный вправо, в полупрофиль) портрет того же Леопольда II. Круговая надпись вокруг него разделена на две части. Верхняя на фламандском(?) – «LEOPOLD II RO DES BELGES», нижняя на русском – «ПЕРУИНЪ С. КРИМКЕРЪ» (здесь слово «Перуинъ» – с твердым знаком). На реверсе – аллегорическая женская фигура на фоне каких-то атрибутов. Круговая надпись (с учетом утрат, обозначенных многоточием) – «IV… SALON DES ARTS ET METIERS», разделенная в нижней части точками и «вставкой» – «BRUXELLES 1907».

Автору известен еще один жетон (диаметр – 18,3 мм, толщина – 1,2 мм, вы-полнен из медного сплава желтого цвета), рекламирующий средство «ПЕРУИН». Судя по характерной для французского оформления женской головке с птицей (возможно, традиционно французским петухом) и слову «FRANCE» над восходящим солнцем в правой части аверса, это – жетон-привеска чисто французского происхождения, повторяющая дизайн медали, которой, не исключено, средство было награждено на какой-то внутрифранцузской выставке. На реверсе ее в лаврово-дубовом венке по центру раположен медальон. В нем по кругу двойная надпись: вверху – «ZECTA (вероятно, следует читать как «ZELTA») MEDAL», внизу – «LAB. ZENOL» и трехстрочная надпись в центре: «PARIZE – PAR «PERUIN»».

Не исключено, что существуют и другие жетоны-привески на флаконы французского средства от облысения «ПЕРУИН». Но и без этого очевидно, что оно было весьма и весьма популярно у людей, страдающих перхотью и выпадением волос. Удивительно, что такое разрекламированное в России средство не попало в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Зато рекламок в печати было более, чем достаточно. Вот, кстати, одна из них – из справочника «СПИСОКЪ ФАБРИКЪ и ЗАВОДОВЪ РОССIИ 1910 Г.» (илл. 4).

Словом, жетоны со словами «ПЕРУИН», «Р. ПЕТО», «С. КРИМКЕРЪ» однозначно из раздела наградных следует исключить, поскольку у них совершенно иная функция – рекламно-сертификационная.

Владимир Назаров,

(г. Ростов-на-Дону)

post-6392-133092823055_thumb.jpg

post-6392-133092826526_thumb.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое Владимир!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот вырезки из рекламок, о которых упоминает автор статьи. Есть мнение, что лысая баба с одной из картинок переборщила со средством, а может вообще приняла во внуть :)

post-8960-133595001097_thumb.jpg

post-8960-133595002361_thumb.jpg

post-8960-133595003355_thumb.jpg

post-8960-133595007349_thumb.jpg

post-8960-133595009738_thumb.jpg

post-8960-133595011734_thumb.jpg

post-8960-133595014513_thumb.jpg

post-8960-133595016056_thumb.jpg

post-8960-133595017661_thumb.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru