Перейти к содержимому


Фотография

Е.Валленберг. "Некоторые вопросы, связанные с восстанием Бар Кохбы, в свете нумизматических данных".


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 BoLaBar

BoLaBar

    абитуриент

  • Коллекционер
  • 31 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1
середняк

Отправлено 12.01.2011 - 21:11:49

Фотографии монет: Марк Беленицкий
Интернет-ресурс статьи:
http://www.judaea.ru...eskikh-dannykh/


Монеты восстания Шимона бар Кохбы 132-135 гг. н.э. (это восстание часто называют Второе восстание или Вторая революция – в отличие от Первого восстания 66-74 гг н.э.) являются сегодня одним из важнейших и основных источников по изучению этого периода. На самом деле нумизматика способна ответить на многие вопросы, задаваемые исследователем, и предоставить важную информацию в решении иногда даже самых сложных проблем. В нашей работе мы попробуем ответить на некоторые принципиальные вопросы именно с помощью нумизматики. Информация на монетах будет служить нам намеками и даже прямыми ответами на ряд важных загадок.
До сих пор остается открытым вопрос: «Овладели ли повстанцы Иерусалимом и, если да, то почему тогда своей столицей Бар Кохба сделал город Бейтар?»
Кем был «Эльазар Cвященник», имя которого фигурирует на монетах «Первого года освобождения Израиля»?
Какой глубокий смысл несут надписи на монетах? Какую идею раскрывает термин «свобода», используемый повстанцами в монетных легендах.
Эти вопросы мы и рассмотрим в статье.
Л. Милденберг в статье «Территория, захваченная Бар Кохбой», с которой можно ознакомиться в электронном архиве Открытого еврейского университета, приводит аргументы в пользу того, что Иерусалим вовсе не находился под контролем повстанцев, так как в самом городе и окрестностях не обнаружено монет 132-135 гг. В сентябре 2009 года близ Иерусалима группой ученых-картографов обнаружен солидный клад монет Бар Кохбы, что несколько дезавуирует эту аргументацию. Однако отсутствие монет в самом городе можно объяснить и иначе.
Бар Кохба намеренно не стал делать Иерусалим столицей революционного государства из-за недостаточной укрепленности города после разрушения Титом в 70 году. Вряд ли римские власти решились бы вновь сделать Иерусалим неприступной крепостью.
1.jpg
Малая бронза. Недатированная. Аттрибутируется как 3 год восстания (134/135 гг. н.э.)
Пальма и текст на палеоиврите «Иерусалим», Прорисован текст и он же современным шрифтом
Кисть винограда и надпись на палеоиврите «За свободу Иерусалима»


В Палестине в этот период существовало две израильские группировки. Революционеры во главе с Бар Кохбой и таннайская1 группировка проримской ориентации, которую поддерживали и состоятельные еврейские землевладельцы. Если вспомнить восстание 66-74 гг., то там было минимум три группировки. Здесь же Бар Кохба объединил «пролетариат»2 и малую часть революционных священников. Это свидетельствует о высоких лидерских качествах вождя революции, способного объединить мятежные силы в один кулак. Основной объем отчеканенных денег находился у защитников Бейтара, в Иерусалиме осталось очеь мало. И, возможно, остались противники революции, у которых повстанческой администрацией были изъяты ценности. Однако факт нового разрушения Иерусалима Адрианом говорит о возможном сопротивлении города. Этого мы точно сказать не можем. Перед наступлением римских войск последние беженцы Иерусалима прятали свои ценности в близлежащих пещерах, одна из которых обнаружена в сентябре 2009 года. Таким образом, до взятия Иерусалима римлянами монеты были унесены повстанцами в Бейтар, а оставшиеся жители прятали свои сбережения в пещеры Иудейских гор.

Думаю, стоит подробнее сказать о находке. Клад золотых, серебряных и бронзовых монет, глиняные изделия и оружие были закопаны в глубокой пещере на территории национального заповедника в Иудейских горах. Раскопками занимались археологи Еврейского университета в Иерусалиме и Бар-Иланского университета. Обнаружили находку во время проекта по изучению и картографированию пещер Боацем Лэнгфордом и проф. Амосом Фрумкиным из отдела по изучению пещер географического факультета Еврейского университета, а также доктором Боацем Зиссу и проф. Ханааном Эшелем историко-археологического факультета Бар-Иланского университета. Вход в пещеру возможен только через узкий проход, открытый еще раньше доктором Гидеоном Манном. Через него попадаем в маленькое помещение, из которого, в свою очередь, добираемся более просторного, служившего укрытием повстанцев. Большая часть клада в превосходном состоянии. Кроме «баркохбистских» монет найдены римские монеты этого периода, чеканившиеся в Израиле и даже в других провинциях Римской империи. Всего обнаружено 120 монет. По мнению проф. Фрумкина «находка подтверждает догадки о том, что повстанцы прятались от римских войск не только в отдаленных уголках Иудейской пустыни, но и в пещерах в центре населенной местности».
1..jpg
Кадр с пресс-конференции о находке клада монет сентябре 2009 г

Теперь перейдем к вопросу об «Эльазаре Cвященнике». Революционной администрацией в большом количестве были отчеканены монеты из серебра и меди с повстанческими надписями. Причем серебряные монеты в основном перечеканивались с римских монет. Легенда «Шимон» присутствует на большинстве монет. Однако самой загадочной надписью до сих пор является «Эльазар ha-Kohen», относящейся к «Первому году освобождения Израиля».

2.jpg
Денар (зуз) третьего года восстания. Перечекан с драхмы Траяна. Видны остатки надписи предыдущей монеты

2..jpg
Малая бронза. Первый год восстания.
Пальма и текст на палеоиврите «Эльазар Cвященник», Прорисован текст и он же современным шрифтом. Перепутан порядок букв. Правильно « אלעזר הכהן Эльазар ha-Коhен»
Кисть винограда и надпись на палеоиврите «Первый год избавления Израиля»


3.jpg
Малая бронза. Первый год восстания.
Аналогичная монета. Только буквы в надписи в зеркальном отражении




Шимон находился в очень напряженных отношениях с таннаями, за исключением малой группы во главе с Акибой бен Йосефом, поддерживающей революционеров. Большая часть иудейских религиозных служителей, так называемых мудрецов, придерживались фаталистического убеждения, проповедующего концепцию покорности оккупационной власти Рима, так как сам Бог через оккупантов наказывает израильский народ за грехи. На самом деле это была удобная программа удержания народных масс от восстания, гарантирующая сохранность имущества еврейской аристократии. Эта часть таннаев защищала интересы именно зажиточного класса, которому комфортно жилось при римском правлении. Группировку во главе с рабби Акибой можно назвать для более удобной интерпретации лево-фарисейской партией. В пользу этого свидетельствует проповедь ученика Акибы Шимона бар Йохая уже после поражения революции, которая заключалась в молении о наказании Рима, о падении Римской империи. Шимон бар Кохба и лево-фарисейская группа священников выступили против партии «фаталистов». Тенденции в пользу данного утверждения мы обнаруживаем в самом Талмуде, осуждающем самого Бар Кохбу и намекающем на ошибку Акибы, поддержавшего восстание. Среди «священников-революционеров» был Эльазар ха-Модаи – дядя по материнской линии Бар Кохбы, возможно Эльазар бен Азария – соратник Акибы. В любом случае мы можем быть уверенны, что «Эльазар Cвященник» являлся небогатым человеком, происходившим из священнического рода, сторонником революции. Наиболее вероятной выглядит личность Эльазара ха-Модаи – дяди и наставника Бар Кохбы. По мнению профессора Давида Флюссера, в эпоху Второго Храма имя Элеазар являлось обычным среди левитов, а имя Эльазар употреблялось в среде «коханим» (священников). Интересная деталь кроется в имени Эльазара ха-Модаи. Модиим, Модаит, Модиит, Модаин, Модаим встречаются в различных источниках. Это имя указывает на происхождение из селения Модиин, откуда происходила семья Хашмонаим (Хасмонеев). Бейт-Хашмонай (дом Хасмонеев) принадлежал к коханим – потомкам первосвященника Аарона, в обязанность которых входило исполнение Храмовой службы. В своей статье «Ханукальный лексикон»3 интересный аргумент предлагает израильский журналист Дов Конторер. В библейской книге Диврей ха-ямим 1, 24 (Паралипоменон или Летописи, в западной традиции – Книга Хроник4) написано о разделении коханим на 24 мишмарот (стражи). Каждая стража обязывалась служить в Храме две недели в году. В течение служения «храмовая стража» жила в Иерусалиме, остальное время среди прочих колен Израиля, в своих родных городах. Дов Конторер подчеркивает принадлежность Хасмонеев к первой по счету страже Йехоярива5 . Йехоярив был начальником первой священнической череды или стражи при царе Давиде (1Пар. 24:7). Во времена Эзры и Нехемии стража уступила первенствующее место страже Идайи (Таанит 27б), второй по счету после Йехоярива, но продолжала пользоваться большим авторитетом среди коханим.
Таким образом, можно проследить связь от Йехоярива до Хасмонеев и Эльазара ха-Модаи. Поселок Модиин, получается, представлял собой особый «священнический город» (город кохэнов), где проживали семьи авторитетного рода кохэнов, находившегося, по всей видимости, в оппозиции к таннаям-фаталистам и выступавшего за революционную борьбу, как и Маттафия Хашмонай тремястами годами раннее. С помощью «модиинского аргумента» мы можем сказать о хасмонейском происхождении или йехояривском происхождении Эльазара ха-Модаи и Шимона бар Кохбы. Мы можем теперь объяснить надпись «Эльазар Священник» на монетах «Первого года освобождения Израиля», кем был этот загадочный ha-кохэн и кем был сам Шимон бар Кохба! Кохэны и лево-фарисейская часть таннаев составляли религиозно-революционную партию «непримиримых» и активно поддерживали Шимона бар Кохбу. В иудейской среде всегда было место различным партиям и здесь не последнее место занимала классовая борьба и религиозная ревность по чистоте веры в Единого Бога Яхве. Отсюда и изображение Храма с Ковчегом Завета внутри на аверсе селы Бар Кохбы. За идеей восстановления Храма стояла партия кохэнов во главе с Эльазаром ха-Модаи.

3..jpg
Тетрадрахма (Села). Недатированная. Аттрибутируется как 3 год восстания (134/135 гг. н.э.)
На аверсе фасад Иерусалимского Храма и Ковчег Завета



Пользуясь случаем, можно провести интересную параллель. Апостол Павел был фарисеем, скорее всего, фаталистического толка. Такой вывод можно сделать исходя из его концепции христианства, которая впоследствии привела христианскую модернизированную религию к союзу с Римской империей благодаря внедренному догмату о необходимости смирения перед императорской властью!
Одним из важнейших и информативных фрагментов в нумизматике периода «баркохбистской революции»6 является слово «свобода», тайна которого кроется в анализе написания этого понятия на монетах. Здесь «свобода» стоит во главе идейной основы, раскрывая суть осмысления того, за что боролись повстанцы Шимона. Анализ одного этого понятия, вернее смысла заложенного в нем, открывает новые горизонты в понимании самой идеи, квинтэссенции «баркохбизма»7 . Важность, центричность борьбы за обретение «свободы» во всемирной истории мы находим впервые в идеологии зелотов, освободивших Иерусалим и чеканивших собственную монету в 66-70 гг. н. э. Это подтверждает и Иосиф Флавий, описывая историю «четвертой философской школы» и личность ее основателя Иуды Галилеянина. Нас интересуют монеты Бар Кохбы с надписью термина «свобода», «освобождение», «искупление». В основном «свобода» на монетах воспроизводится словом «херут», «ле-херут Иерушалаим» («за свободу Иерусалима»). Реже встречается термин «геула» («избавление», «искупление»). Это был уже революционный институализированный лозунг, имевший глубокую идейную смысловую нагрузку. Мы имеем дело не просто с классовой стихийной борьбой или стихийным локальным восстанием, а с идейным движением, которое собиралось идти дальше, чем просто борьба с угнетением.

4.jpg
Малая бронза. Первый год восстания.
Монета с рис. 4б. Кисть винограда и надпись на палеоиврите «Первый год избавления Израиля». Прорисовка надписи на палеоиврите и современным шрифтом. Использовано слово גאל - гааль



4..jpg
Малая бронза. Третий год восстания.
Монета с рис. 1. Кисть винограда и надпись на палеоиврите «За свободу Иерусалима». Прорисовка надписи на палеоиврите и современным шрифтом. Использовано слово חרות - херут


Бар Кохба со своими единомышленниками уже в период революции начал строить государство, у него была своя политическая программа. В Ветхом Завете при описании событий, связанных с «освобождением» употребляются термины « хофши», «хуфша», указывая на отпуск раба на свободу при окончании срока пребывания в рабстве. Мы также встречаем понятие «га ал» (освободил в значении «искупил»). С помощью данного понятия говорится о вмешательстве Бога в миропорядок для «освобождения», «избавления», «искупления» Израиля, то есть израильского народа из неволи. По поводу Исхода из египетского плена говорится, что Бог «вывел» или «искупил» Израиль из египетского пленения. Нужно понимать, что тогда просто не существовало равнозначного термина латинскому «либертас» или ивритскому «херут». Для евреев идеал заложен был еще в период Судей (XII—XI вв. до н. э., ~ З00 лет), до помазания Саула на царство. Бог судье, главе израильской теократии Самуилу красноречиво говорит: «…не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (Книга Судей 8:7).
Таким образом, мы можем говорить о применении слова «херут» к теократии во главе с Богом Яхве, где Сам Бог царствует над народом. Мы теперь понимаем саму идею баркохбистов, отраженную в самом термине «херут» на монетах. А слово «геула» подчеркивает желание «избавления» не только от иноземной оккупации, но и собственной аристократии, желание поменять все коренным образом, «избавиться» от бремени «золотого тельца» в лице все больше эллинизирующейся иудейской верхушки. Необходимо было вспомнить время, когда левиты во главе с Моисеем и Иисусом Навином проводили карательную акцию против отступников, иными словами предателей общей идеи и завета с Богом. Важно подчеркнуть, что на хасмонейских монетах нет слов «херут» или «геула», что говорит об отсутствии осознанности самой идеи. Это была борьба против оккупации, но «свобода» не ставилась еще как высочайшая ценность, как идеал борьбы. Бар Кохба вел не только религиозную войну, но, прежде всего, социальную борьбу, основанную на религиозной справедливости судейской теократии. Это была внешне освободительная война, внутренне классовая борьба, основанная на религиозно-революционной идее древнего яхвизма.
Евгений Валленберг
Иллюстрации - JUDAEA.RU

каталог монет восстания Бар-Кохбы

Список литературы:

1. Leo Mildenberg, «The Coinage of the Bar Kokhba War», Verlag Sauerländer, Salzburg, 1984, # 38

2. David Hendin «Guide to biblical coins» 4-th edition

3. Ya‘akov Meshorer «Ancient Jewish Coinage»

4. Материалы сайта «История античной Иудеи»

Примечания

1 - Таннаи (ивр. תַּנָּאִים‎, таннаим; ед. число — танна, от арам. «тни» или «тна» — «повторять», «изучать», «учить») — титул законоучителей в Палестине в I—II вв. (начиная с периода деятельности Гиллеля и до завершения Мишны). В Талмуде этот термин употребляется для того, чтобы отличить мудрецов этого периода от предшествовавших им законоучителей и от последовавших за ними амораев. Всего в талмуде упомянуто 276 таннаев

2 - В этом случае мы имеем ввиду попавших в рабство крестьян, обедневших крестьян и ремесленников и наемных рабочих.

3 -Дов Конторер // «Окна» №18,25, декабрь 2003 (приложение к израильской газете «Вести»).

4 - Паралипоме́нон или Летописи, в западной традиции — Хроники (ивр. דִבְרֵי הַיָּמִים‎, Дивре́й ха-ями́м; др.-греч. παραλείπω, «пропускать, упускать» — букв. «о пропущенных вещах»; ) — две (1-я и 2-я Паралипоменон) канонические книги Танаха и Ветхого Завета, чьё авторство традиционно приписывается Ездре (Эзре). Являются обобщённой летописью священной библейской истории начиная с родословия избранного народа, войн Давида, строительства Храма и заканчивая вавилонским пленением.

5 - Иегоиарив [евр. Йехоярив], священник и начальник первой священнич. чреды во времена Давида (1Пар 24:7; ср. 1Пар 9:10 - в Синод. пер. - Иоиарив). 2) еврей из колена Иуды, сын Захарии (Неем 11:5); 2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:6). Его потомки составляли один из священнич. родов во времена первосвященника Иоакима (ст. 19).

6 - Данным термином мы обозначаем революцию под предводительством Шимона бар Кохбы и его единомышленников.

7 - Данным термином мы обозначаем идеологию, идейное движение, которое и руководило революцией 132-135 гг. от самого начала и до его завершения


Сообщение отредактировал Лика-33: 02.10.2015 - 15:25:31
2.9.3



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей