24 фев 2010, 18:57:42 (изменено) Варианты аверса: (монограмма Ulitken polzung) *шт. А – монограмма очень толстая, вплотную приподнята к лапе орла и сдвинута влево (загнана в угол). *шт. Б – монограмма толстая, приподнята к лапе орла. *шт. В – монограмма тонкая, слегка приподнята к лапе орла, имеет иное начертание. *шт. Г – монограмма тонкая, приспущена. *шт. Д – монограмма тонкая, сильно приспущена и практически касается буквы «И» в слове «РОССИИ». *шт. Е – монограмма очень тонкая, сильно приспущена и практически касается буквы «И» в слове «РОССИИ». Монету с новой разновидностью аверса - шт.Е - любезно предоставил для фотографирования Стенин Александр. Вроде бы всё просто, но нет. Очень часто всплывают сомнения по поводу шт. Б и шт. В. И действительно, разница в расположении монограмм еле уловима... Поэтому к нам на помощь пришли дополнительные отличия: *шт. Б - средняя часть второй буквы "М" монограммы короткая. *шт. В - средняя часть второй буквы "М" монограммы длинная. Дополнительно даем увеличенные фото шт. Д и шт. Е. Хорошо заметна разница в толщине монограммы и не только. Варианты реверса: Интервью с Прапором: Начинать определять реверс лучше всего с нижней защитной линии внутри нуля номинала. Если линия толстая, то это шт. 1.1 или шт. 1.2, если тонкая – шт. 2.0, 2.1 или шт. 2.2. Шт. 1.1 отличается от шт. 1.2 только расстоянием от изображения до канта. Это хорошо заметно на приведенных ниже фрагментах, но лучше определять по количеству линий, упирающихся в лист на «6 часах». У шт. 1.1 в лист упирается 5 вертикальных линий, пятая линия находится в том месте, где лист исчезает под кантом. У шт. 1.2 в лист упирается 4 линии, между четвертой и пятой линиями лист уже не виден. Шт. 2.0, 2.1 и 2.2 между собой также различаются только расстоянием от изображения до канта. Эти варианты легко различать по завитку на «1 час» – у шт. 2.1 завиток касается канта, а у шт. 2.2 его часть скрыта под кантом, а у шт. 2.0 завиток отдален от канта, как у шт. 1.1. Также можно смотреть по линиям на 6 часов: у шт. 2.1 четыре линии упираются в кант, у шт. 2.2 – три, а у шт. 2.0 - пять. Также не стоит забывать, что расстояние от изображения до канта можно оценивать по заостренному листу на «2 часа». На «9 часов» расстояние от канта до точки соприкосновения двух листьев также может помочь в определении разновидности. ИТОГО: *шт. 1.1 – нижняя защитная линия внутри цифры «0» номинала толстая, количество линий, упирающихся в лист на «6 часов» - 5, завиток не касается канта, заостренный лист не касается канта (отдален), точка соприкосновения листьев дальше от канта. *шт. 1.2 – нижняя защитная линия внутри цифры «0» номинала толстая, количество линий, упирающихся в лист на «6 часов» - 4, завиток касается канта, заостренный лист не касается канта, точка соприкосновения листьев ближе к канту. *шт. 2.0 – нижняя защитная линия внутри цифры «0» номинала тонкая, количество линий, упирающихся в лист на «6 часов» - 5, завиток не касается канта, заостренный лист не касается канта (отдален), точка соприкосновения листьев дальше от канта (как шт. 1.1, только с тонкой защитной линией). *шт. 2.1 – нижняя защитная линия внутри цифры «0» номинала тонкая, количество линий, упирающихся в лист на «6 часов» - 4, завиток касается канта, заостренный лист не касается канта, точка соприкосновения листьев практически вплотную к канту. *шт. 2.2 – нижняя защитная линия внутри цифры «0» номинала тонкая, количество линий, упирающихся в лист на «6 часов» - 3, завиток заходит за кант на половину своей толщины, заостренный лист касается канта, листья не соприкасаются. Известные сочетания: 1.1А 1 аверс, 3 реверса (1 - слабая шлифовка с 11:30 на 5:30; 2 - чёткая с 10 на 4; 3 - чёткая с 10 на 4, но отличающаяся в деталях от №2). 1.1Г аверс - уникальный штемпель; реверс - именно тот же штемпель, что и у 1.1Д 1.1Д аверс - уникальный штемпель; реверс - именно тот же штемпель, что и у 1.1Г 1.1Е - чеканен одной штемпельной парой (аверс - уникальный штемпель; реверс - иной, чем у 1.1Г и 1.1Д) 1.2Б 1.2В 2.0Б 2.0В 2.1Б 2.1В 2.2Б 2.2В Рейтинг от самой редкой к самой частой: 1.1Е 1.1Г 1.1Д 1.1А 2.0Б 2.0В 2.2Б 2.2В 2.1В 2.1Б 1.2Б 1.2В Читайте - запоминайте, Изучайте - дополняйте, Протестуйте - изменяйте... Изменено 15 апр 2010, 10:33:38 пользователем Львенка 16 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
24 фев 2010, 19:18:16 Спасибо! Благодаря Вам отложил себе еще одну шлифовку на 1.1А. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
24 фев 2010, 20:23:34 На сегодня плюсики кончились.... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
24 фев 2010, 20:36:07 Совсем забыла !!!Авторы темы - Прапор и Львенка!!! 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
24 фев 2010, 21:08:55 Совсем забыла !!!Авторы темы - Прапор и Львенка!!! Cамое интересное и забыла... Добавлю, что известен шестой вариант расположения монограммы. Он очень похож на шт. Д, но шлифовка на аверсе и реверсе иная (т.е. реверс уже иной, чем у шт. Г и шт. Д). Фотку пока не сделал, поэтому только словесное описание. Смещение знака всё же есть, т.е. это действительно новый вариант положения знака мондвора, а не просто другой рабочий штемпель. То есть всего известно 10 разновидностей железных 10р 2009ММД. 8 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
25 фев 2010, 11:50:02 Львенка, Прапор- спаибо за информацию . 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
27 фев 2010, 11:46:08 Если фишка правильно ляжет, завтра подсоблю фоткой нового аверса... 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 10:19:13 Если фишка правильно ляжет, завтра подсоблю фоткой нового аверса... Спасибо, Александр. Информация обновлена. Все изменения и дополнения временно выделены синим цветом для удобства читателей. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 17:21:38 Если фишка правильно ляжет, завтра подсоблю фоткой нового аверса... Спасибо, Александр. Информация обновлена. Все изменения и дополнения временно выделены синим цветом для удобства читателей. А верхний коготь правой лапы это устойчивый признак у шт. Е? (длинный и почти прямой) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 22:13:51 У фотографий свои минусы... На представленной картинке хорошо видно, что линии начинаются в тех местах, где высота рельфа изображения наименьшая - это заострённые углы на штемпеле, которые начинают крошиться в первую очередь. Мы предполагаем, что это трещины штемпеля, появившиеся в процессе работы. Также хотелось бы услышать мнения/предположения по поводу появления линии в районе даты. Высказываемся, Господа! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 22:42:14 (изменено) Я решил слегка дополнить сию тему. Предлагаю более подробно остановиться на 10 рублях 2009 ММД шт. А. Как уже упоминалось выше, эта разновидность чеканена одним аверсом и тремя реверсами. Но при изучении штемпелей этой разновидности я обратил внимание, что один из штемпелей реверса сначала не имел трещины, затем она появилась и в дальнейшем только увеличивалась. Причем трещина довольно злокачественная, заходит на кант, т.е. глубокая, а следовательно, этот штемпель долго прожить не мог. Также и единственный штемпель аверса, сначала не имел никаких дефектов (кроме грубой шлифовки), а затем начали появляться выпуклые линии (трещинки) в направлении c 9:30 на 3:30 часа. На фотках можно увидеть наиболее яркие стадии разрушения штемпелей. Первый штемпель реверса имеет довольно слабую шлифовку с 11:30 на 5:30 часов. Именно это штемпель начал трескаться, делал он это, видимо довольно долго, т.к. штемпель аверса успел из первой картинки превратиться в пятую, т.е. они проработали почти весь ресурс. А со вторым реверсом этот аверс, по-видимому, проработал значительно меньше, т.к. монет с этим сочетанием штемпелей довольно мало (около 10-12%). Третий реверс я видел единожды. И изучить его возможности не имел. Шлифовка у него очень похожа по направлению на реверс 2, но характерные штрихи иные. Я никого не призываю собирать разновидности по оттискам рабочего инструмента, особенно по стадиям разрушения. Сам их так не собираю, но иногда бывает нечем заняться, и появляются вот такие дополнения. В коллекцию лучше положить монету, чеканенную еще не начавшими разрушаться штемпелями, и желательно в АЦ. Изменено 5 апр 2017, 04:10:10 пользователем Лика-33 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 22:48:13 У фотографий свои минусы... На представленной картинке хорошо видно, что линии начинаются в тех местах, где высота рельфа изображения наименьшая - это заострённые углы на штемпеле, которые начинают крошиться в первую очередь. Мы предполагаем, что это трещины штемпеля, появившиеся в процессе работы. Да нет, это скорее всего такая шлифовка. Трещины всегда начинаются с края, других не видел. Я не знаю, чем именно шлифуют штемпели, но вероятно, инструмент для шлифовки на ММД довольно грубый, раз оставляет такие глубокие следы. Скорее всего, он цепляется за углубления в штемпеле и поэтому около них борозды получаются глубже. И они должны получаться не в первую очередь, а сразу, со всеми остальными следами. Линия на дате - тоже след шлифовки, но особенно глубокой. И раньше такое бывало, на других монетах. ММД сохраняет традиции. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 22:54:09 Линия на дате - тоже след шлифовки, но особенно глубокой. И раньше такое бывало, на других монетах. ММД сохраняет традиции. Юр, моё предыдущее сообщение прочти и картинку внимательно рассмотри. Не могу себе представить маньяка-шлифовщика, который будет специально останавливать несколько раз пресс, чтобы нанести новые полоски на закаленный рабочий штемпель. Это не шлифовка! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 23:01:47 Юр, моё предыдущее сообщение прочти и картинку внимательно рассмотри. Не могу себе представить маньяка-шлифовщика, который будет специально останавливать несколько раз пресс, чтобы нанести новые полоски на закаленный рабочий штемпель. Это не шлифовка!А я когда писал, его еще не видел. Вот посмотрю и буду думать. А дошлифовка штемпелей бывает, правда на питерских монетах. Думаю, что и на московских тоже возможна. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 23:15:43 А я когда писал, его еще не видел. Вот посмотрю и буду думать. А дошлифовка штемпелей бывает, правда на питерских монетах. Думаю, что и на московских тоже возможна. То, что в Питере любят шлифовать - этому яркий пример 5р 2003СПМД. Там один штемпель не менее пяти раз перешлифовали до тех пор, пока перья с крыльев не исчезли. Да и на гравировках копеек 2003СП тоже часто такое встречается, особенно на реверсах. Но здесь линии появляются постепенно и все они параллельны друг другу. Зачем столько раз перешлифовывать один и тот же штемпель. Да и зная наших работников, можно с уверенностью сказать, что второй раз они бы не поставили штемпель на дошлифовку также, как в первый - обязательно угол бы какой-нибудь появился. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
2 мар 2010, 23:53:37 А может они не появляются, а исчезают постепенно, по мере износа? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
3 мар 2010, 08:10:48 Я не знаю, чем именно шлифуют штемпели, но вероятно, инструмент для шлифовки на ММД довольно грубый, раз оставляет такие глубокие следы. Скорее всего, он цепляется за углубления в штемпеле и поэтому около них борозды получаются глубже. И они должны получаться не в первую очередь, а сразу, со всеми остальными следами. Линия на дате - тоже след шлифовки, но особенно глубокой. И раньше такое бывало, на других монетах. ММД сохраняет традиции. Не знаю, чем шлифуют на ММД, т.к. не довелось увидеть, а на СПМД, если ты вспомнишь, я даже пальцем показывал(!) на шлифовальные станки. Мы как раз проходили через этот цех, когда шли в цех юбилейки. Шлифуют огромными войлочными кругами, которые крепятся торцами к рабочему. Вот об этот торец и шлифуют. Если теория о возникновении полос на штемпеле из-за шлифовки верна, то, как вариант, хочу предложить для обсуждения такую схему: животное, предположительно барана, бреют и из шерсти потом валяют войлок; по чистой случайности барану сбривают один ус!, который сваливается вместе с шерстью; круг вырезают из куска толстого войлока и энтот ус попадает на срез; далее все просто - во время шлифовки более плотный и грубый ус чиркает полоски на штемпеле. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
3 мар 2010, 09:06:03 всё проще - в войлоке всегда есть волокна разной твёрдости. да и при работе по шлифовке на мм-ом уровне войлок начинает скатываться (=и/или забиваться) и будет уже не войлок, а нечто из войлока, покрытое коркой из сошлифованной пыли - практически корд... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
3 мар 2010, 11:10:10 Этим можно объяснить появление следов шливовки, как таковой, но к появлению линий от когтей и линий, перечеркивающих дату, оно не применительно. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
3 мар 2010, 12:39:48 от когтей и прочих рельефных деталей Над полем монеты полоски от заполнения трещин усталостных в штемпеле.... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
3 мар 2010, 15:55:02 Интересная тема.Спасибо.Вот кажется одна из простых разновидностей 2.1Б.Если не так,поправьте пожалуйста.Нет ли в этих монетах отличий по орлам?Похоже на этой монете головы орла с небольшим отличием,справа клюв более задран вверх. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
3 мар 2010, 22:28:31 А может они не появляются, а исчезают постепенно, по мере износа? Я уже думал об этом. Ты, видимо, невнимательно читал моё сообщение или у меня проблемы с изложением (этого не отрицаю, поэтому текст всех тем пишет Львёнка). Первый штемпель реверса имеет довольно слабую шлифовку с 11:30 на 5:30 часов. Именно это штемпель начал трескаться, делал он это, видимо довольно долго, т.к. штемпель аверса успел из первой картинки превратиться в пятую, т.е. они проработали почти весь ресурс. Поясню еще раз. В чеканке разновидности 10р 2009ММД шт. А можно выделить три этапа: 1. Первый реверс работает с единственным аверсом. 2. Второй реверс работает с единственным аверсом. 3. Третий реверс работает с единственным аверсом. В начале первого этапа аверс имеет только слабую шлифовку по полю, никаких ярко выделяющихся полос, на реверсе раскол еще даже не наметился. Далее на аверсе появляются первые линии в направлении 9:30-3:30, на реверсе раскола нет. Затем линии на аверсе усугубляются, появляется раскол на реверсе, еще маленький и очень тонкий. Позже на аверсе добавляются линии, на реверсе раскол увеличивается в длине и становится толще. Эти стадии деградации аверса и реверса мы и видим в сообщении номер 11. Далее следует непродолжительный второй этап. Здесь аверс с уже полным комплектом дополнительных полос работает с отличным новым штемпелем реверса. А потом, это уже третий этап, появляется такой же новый штемпель реверса, который работает, по-моему (точно не скажу, не помню, а монеты такой на руках нет), с аверсом, который уже снабжен всем лишними линиями. То есть сначала линий не было, а потом они постепенно появлялись. Причём это я отфоткал только 5 стадий, а при изучении я раскладывал монеты на 9 стопочек, т.е. переходы от одной стадии к другой там довольно призрачные, четко разделить, как мы это сделали с 50к 2005М шт. В, тут не получится. Еще раз вернемся к первому этапу. Я несколько раз сегодня задумывался над тем, как могли появится эти линии штемпеле. Пришёл к выводу, что трещинами эти линии являться не могут, т.к. таких прямых трещин штемпеля быть не может. Значит причиной всё-таки является шлифовка. Предположим, что на ММД работают люди, которым очень важно, чтобы все монеты были экстра класса, поэтому они перешлифовывают закалённый штемпель после каждых 10-20 тысяч ударов. Работает новый штемпель аверса (штемпель А). Рабочий подходит к прессу, подставляет свою грязную рабочую ладонь и видит страшное - штемпель засорился - его нужно срочно шлифовать. Он останавливает пресс. Снимает штемпель аверса. Отправляет его в шлифовальный цех. Через полчаса получает штемпель хуже, чем он был до шлифовки (но это неважно) и ставит его на место. Штемпель уже имеет вышеназванные дополнительные полоски. Продолжается чеканка. Еще через некоторое время он опять подходит к прессу (он не может стоять около одного пресса, т.к. прессов в цеху около 30, а еще есть мужики с новыми рассказами и еще в кармане лежат сигареты, с которыми тоже что-то нужно сделать). И видит жесткую картину - на штемпеле появились вдавленные линии и все монеты сыпятся с выпуклыми линиями (это те самые линии, которые появились при перешлифовке, просто он их не заметил, когда ставил штемпель обратно). Он опять отправляет штемпель на перешлифовку. И вот тут внимание! Рабочих штемпелей я держал в руках два - аверс и реверс копейки 2008М. Это маленькие цилиндрики, на одном торце несущие негативное изображение, на втором торце вдавленную букву "А" (аверс) или "Р" (реверс), размеры копеечного штемпеля примерно 15,5*45мм, боковая поверхность абсолютно гладкая - без пазов и насечек. Итак, штемпель в руках у шлифовщика. Шлифовальный круг у него стоит тот же самый, и шлифовать он будет точно также, как в предыдущий раз. Но для того, чтобы линии добавились абсолютно параллельные предыдущим (а мы знаем, что они будут именно такие), ему нужно установить штемпель точно также, как в предыдущий раз, не ошибившись ни на градус, ни на полградуса, ни на минуту. А штемпель - цилиндр. Возможно такое? Особенно в России. Особенно учитывая, что в торкарном и шлифовальном цехах работет по одному реальному мастеру, остальные - пацаны от 16 до 19 лет, пришедшие на практику от ПТУ и коллеждей и вернувшиеся на двор после окончания, либо после армии. Если такое возможно, то получается что всё было именно так. И в работе этого конкретного штемпеля это повторилось раза 4-5 (может больше). И еще одно небольшое замечание. Внимательно рассмотрел аверс А в начале работы (первые оттиски) и в конце работы (где уже множество лишних линий). Этот штемпель как в начале, так и в конце работы имеет характерную особенность - нижний ряд перьев на крыльях возле туловища прочеканен плохо (низкий рельеф). Я подумал над тем, что закалённому штемпелю шлифовальный круг вреда не должен принести, т.е. рельеф от этого уменьшаться не должен. То есть перешлифовка (подшлифовка) может испольщоваться только для снятие грязи и пыли, налипшей на штемпель в процессе работы. А пыли в цехах ММД больше, чем на комбинате ЖБИ. После всего вышенаписанного, вопросы остаются следующие: - правда ли на ММД работают такие неутомимые борцы за качество, которым не лень снимать/ставить штемпель по несколько раз за время его (штемпеля) жизни? - действительно ли на ММД работают такие высококвалифицированные кадры, которые способны выставить штемпель в патроне с точностью не то что до градуса - до минуты и секунды? Вообщем, продолжаем общение! 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
4 мар 2010, 19:16:13 Так бы сразу и сказал. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
31 мар 2010, 21:08:20 Информация по 10р09 обновлена (см. первый пост). Найден новый вариант реверса - шт. 2.0. Все дополнения выделены зеленым цветом. Читаем инфу, смотрим новые фотки. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
14 апр 2010, 08:19:36 мне кажется такие темы нужно вешать вверху, как "важные" 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты