манро

Папство эпохи Возрождения. Джулио Павла III Фарнезе

В теме 6 сообщений

(изменено)

Поводом этого историко-нумизматического рассказа стало попавшее к автору нечасто встречающееся джулио(guilio),отчеканенный на монетном дворе города Макераты во время понтификата папы Павла III. Этот город в провинции Марке в 16 веке входил в папскую область и в нем активно функционировал один из папских монетных дворов. На фото- Макерата сегодня.

На монете с одной стороны изображен апостол Павел с мечом и Библией в руках, а на оборотной стороне красуется герб римского папы Павла III из рода Фарнезе. Диаметр монеты -29 мм!

Павел III (в миру Алессандро Фарнезе ) (1534-1549) своим возвышением был обязан cвоей сестре Джулии, которая была любовницей папы Александра VI Борджа. Не имея духовного сана, Алессандро стал управлять аж 5 епархиями!

Воспитание его при дворе cамого Лоренцо Великолепного из семейства Медичи и отразилось на его понимании жизни. Надев кардинальскую сутану в 45 лет, Александр Фарнезе продолжал вести типично светский, в духе Возрождения образ жизни, имел наложниц и открыто признал своих детей от них. Став кардиналом, он как и его кумир его детства Лоренцо Великолепный занялся политикой и проявил недюжинные дипломатические способности.

Понтификат Павла III был поворотным моментом в истории папства, открывшим дорогу католической церковной реформе. Павел III сделал возможным усиление в курии партии сторонников обновления, а тем самым и начало идейно-теоретической подготовки наступательной борьбы с Реформацией. Его большой заслугой явилось то, что он выдвигал в кардиналы не только своих родственников и знатных знакомых, но и людей, того заслуживающих: строгих монахов и умных реформаторов. Он сделал кардиналом Контарини, главного глашатая его католической реформы, гуманиста Садолето и считавшегося святым Червини. Впрочем, Павел III облачил в кардинальский пурпур и отца неаполитанско-испанской инквизиции Карафу, а например, о первом секретаре Павла III, Амброджио, говорили, что он стал при папе всесильным "и мог делать все, что хотел, и мог пожелать всего, что мог сделать". Так, например, среди многих подарков он получил однажды 60 серебряных рукомойников вместе с кувшинами к ним. Как же могло случиться, переходило из уст в уста в Риме, что, имея столько рукомойников, он все же ходит с грязными руками?

Поначалу ничто не предвещало, что Павел III будет реформатором. Все также процветал непотизм. Павел сделал кардиналами трех своих внуков, двое из которых были несовершеннолетними, а внебрачного сына Пьерлуиджи назначил гонфалоньером (знаменосцем) церкви. На международной арене Павел предпринял шаги по примирению Франциска I и Карла V. По его инициативе в 1538 г. монархи заключили десятилетнее перемирие.

Другой своей задачей Павел видел организацию Вселенского собора, который должен был осудить Реформацию. Однако Карл V всячески препятствовал этому. Оставаясь католиком, он считал, что религиозные противоречия в Германии могут быть улажены путем проведения мирных конференции. Однако это привело лишь к напрасной потере времени. Потребовалось несколько лет, чтобы убедить императора в том, что католицизм и протестантство такие же антагонисты как свет и тьма. В то же время король Франциск преследовал протестантов во Франции с такой жестокостью, что Павлу пришлось обратиться к нему с просьбой смягчить меры.

Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу.

Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в строгих правилахе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.

Однако главным средством католического обновления и идущей следом за ним контрреформации стал орден иезуитов. Основателем ордена был солдат-инвалид, выходец из дворянской семьи басков - Игнатий Лойола (1491-1556). В 1540 году Павел III своей буллой "Regiminis militantis ecclesiae" утвердил новый орден, избравший себе воинственное название "Общество Иисуса" (Societas Jesu), имело своей целью, обратив в христианскую веру язычников и еретиков, объединить весь мир под церковным владычеством папы. В их организации непременным условием была строгая военная дисциплина, удивительным образом сочетавшаяся всегда с гибкостью. Иезуиты наряду с тремя обязательными для монашеских орденов обетами принимали еще четвертый - безусловного послушания папе. Они стали отличными орудиями папы в последующие эпохи. (Разумеется, папа вывел иезуитский орден из-под юрисдикции епископов.)

Орден иезуитов развивался и процветал в атмосфере религиозной реформы и контрреформации. С головокружительной быстротой он распространялся в католическом мире, но наиболее благоприятную почву он нашел на территориях, приграничных с антиреформистской конфронтацией. Орден перенял и трансформировал на свой лад идеи и методы гуманистической культуры. Лютер и Кальвин завоевывали души рациональной и пуританской верой, основанной на Священном писании, Лойола же и его сподвижники достигали этого страстной, фанатичной верой, возвращением права на существование и проявление чувств и фантазии. В то время как Реформация являлась глашатаем свободы личности, духовного освобождения индивида, иезуиты считали подлинной христианской добродетелью безусловное послушание индивида.

Орден иезуитов быстро превратился в большой обучающий орден. Постановку в центр своей деятельности школьного обучения иезуиты также переняли от Реформации. Использование современных педагогических принципов (например, введение оценок), осуществление обучения на национальном языке, совершенствование и развитие языка, равно как и введение бесплатного народного образования, преследовали одну цель: обновление веры народных масс. Другим направлением педагогической деятельности было воспитание детей господствующего класса - осуществлялось своего рода выращивание элиты. А это приводило к осознанию того, что контрреформация - не предмет религиозных споров и агитации среди народа, а в первую очередь решающий момент в завоевании господствующего класса, господ-феодалов. Так иезуиты стали "серыми преосвященствами" княжеских домов, всемогущими духовниками королей и королев. Иезуиты стали лучшими дипломатами пап.

Павел III был последним папой-гуманистом. В годы его понтификата Микеланджело закончил работу над фреской "Страшный суд" в Сикстинской капелле, а Коперник преподнес папе свой труд "Об обращениях небесных сфер".Папа поддерживал развитие всех наук, но более всего симпатизировал астрологам, без совета которых не начинал ни одного серьезного дела.

post-462-1238303813_thumb.jpg

post-462-1238303900_thumb.jpg

Изменено пользователем ANNO1891
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И немного о взаимоотношениях этого римского папы с одним из гениев эпохи Возрождения Микельанжело Буанаротти.

В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию и переселился в Рим, где собирался закончить сооружение гробницы Юлия II, договор о чем давно был заключен с его родственником герцогом Урбинским. "Однако, рассказывает Д. Вазари, когда был избран Павел III, не прошло много времени, как он вызвал его к себе и не только обласкал его и сделал ему всякого рода предложения, но и заявил, что хочет, чтобы он ему служил и находился при нем. Это предложение Микеланджело отверг, ответив, что он не может его принять до завершения гробницы Юлия II, так как связан договором с герцогом Урбинским. Папа вспылил, говоря: "Я ждал этого 30 лет, и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало".

Папа сам договорился с посланцами герцога и договор переделали. Павел III пожелал, чтобы в первую очередь была расписана алтарная стена Сикстинской капеллы. Тема "Страшный суд" была определена еще Климентом VII, который поручил Микеланджело составить эскиз. Работа над созданием этой гигантской фрески продолжалась с 1534 до 1541 году Огромное пространство стены занимает сложнейшая многофигурная композиция из грешников и праведников, центром которой является расположенная вверху крупная фигура Христа, гневным жестом правой руки проклинающего мир. Во всем христианском искусстве нельзя найти столь своеобразный и мощный образ Христа.

На современников новая работа Микеланджело произвела ошеломляющее впечатление, как будто он явил их взорам то, о чем повествовали плавные стихи Данте.

Микеланджело, создавая это чудо искусства, проявил большую смелость, изобразив все фигуры обнаженными, в том числе Христа и Богоматерь. Когда однажды Павел III зашел взглянуть, как идет работа, сопровождавший его церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразил свое возмущение по поводу такого неприличия и заявил, что подобная живопись подходит скорее для бани или таверны, чем для церкви.

Микеланджело, однако, не внял этому "призыву к добродетели", а тут же, как только они удалились, изобразил в нижнем правом углу "критика" в аду в виде голого царя Миноса, "одеждою" для которого служит обвившаяся вокруг него гигантская зеленая змея. Как потом ни умолял Бьяджо папу и художника стереть его "портрет", так и не удалось ему добиться своего, и сохранилось его изображение "для истории". Однако один из последующих пап, Павел IV, склонился к мнению Бьяджо и повелел передать Микеланджело, что надо "Страшный суд" привести в порядок, на что получил такой ответ: "Скажите папе, что это дело небольшое и порядок навести там нетрудно. А он пусть наведет порядок во всем мире, навести порядок в живописи можно быстро". По папскому повелению Даниеле да Вольтерра, ученик Микеланджело, "навел порядок" в "Страшном суде", закрасив обнаженные тела одеждой.

Кончина Павла была достаточно внезапной. После смерти сына Пьерлуиджи он попытался сохранить за Папским государством Пьяченцу и Парму. Однако его внук Оттавио отказался повиноваться, рассчитывая на поддержку тестя, Карла V. Узнав, что другой внук, кардинал Алессандро Фарнезе также принял сторону императора, Павел слег в постель. У него началась лихорадка, и вскоре 82-летний понтифик скончался. Благочестие Павла, администраторский талант, стремление вывести церковь из кризиса, поддержка науки и искусства, восстановление Рима, сильно пострадавшего во время погрома наемниками Карла V в 1527 г., позволяют считать его понтификат одним из самых удачных в истории папства.

Использованные источники

1. Енё Гергей "История папства"Москва: Республика, 1996.

2. материалы с сайта www.monarchy.nm.ru

post-462-1238304241_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

баллов 6

по пятибалльной

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

баллов 6

по пятибалльной

Cпасибо за отзыв!

Мы, "писатели", народ тщеславный! :D

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ну ромк у тя всегда шедевры

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

(ну ромк у тя всегда шедевры) цит.

Не то слово!

Роман,великолепно!

Как и всегда!

Спасибо за статью!

Ал.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

astrapage.ru