Перейти к содержимому


Фотография

Выставка коллекции икон семьи Воробьёвых


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 12

#1 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 29.11.2015 - 17:09:36

В Музее русской иконы на Гончарной открылась новая выставка – шикарная, и удивительная. Между этими потрясающими иконами можно бродить целый день, и, не переставая, на протяжении всего дня, ими любоваться. Выставка, каждый экспонат которой – шедевр. Шедевр с большой буквы (я не преувеличиваю). Но, самое потрясающее впечатление на меня произвела икона “Чудо Георгия о змие” – ранний XIV век, эпоха Ивана Калиты! До Куликовской битвы – ещё 2-3 поколения оставались, она ещё была далёким будущим! Икона, созданная в великолепных, архаических византийских традициях, актуальных для Империи на век - полтора ранее создания этой иконы, а, в начале XIV века и сами византийцы-то уже так не писАли, но, на Руси – очень даже могли создавать такие шедевры… Выставка коллекции одной семьи, которая собиралась непрерывно, тремя поколениями, на протяжении более 50 лет… И, некоторые из этих шедевров, были найдены, просто брошенными, среди мусора и хлама, никому не нужные, валялись на чердаке церковной сторожки! Если бы выставка такого уровня была бы, при соответствующей рекламе, открыта, где-нибудь, в Музее изобразительных искусств, или, в Третьяковской галерее – я уверен, толпы народа выстаивали бы, часа по 2 в очереди, на ветру и холоде, только бы на неё попасть. А тут, пожалуйста – заходи, смотри, вход свободный, никакого намёка на очереди – нет.
 
“Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьёвых”.
 
Инициатор и организатор проекта:
Музей русской иконы
 
Участники выставки:
Собрание Воробьёвых
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Собрание русских икон при поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
Собрание О. Ю. Тарасова
Собрание А. Д. Липницкого
Собрание Г. С. Татинцяна
Аннотация с сайта Музея русской иконы:
“Московская коллекция семьи Воробьёвых занимает исключительное место в богатой и непростой истории частного собирательства икон в России второй половины XX века. Она давно и справедливо завоевала признание лучшего иконного собрания послевоенного времени, став ярким символом эпохи открытий и страстного увлечения древнерусским искусством. Это единственный домашний музей последнего столетия, который формируется и сохраняется так долго – на протяжении пятидесяти лет, тремя поколениями владельцев. Однако еще ни разу все хранящиеся здесь памятники не покидали стен квартиры, и в этом отношении устраиваемая выставка – поистине крупное художественное событие для всех ценителей отечественной средневековой живописи.
 
Традиция собирания русской иконы как искусства живописи, начало которой было положено в первом десятилетии XX века художниками Серебряного века, прежде всего И. С. Остроуховым, после 1917 года прервалась почти на 50 лет. Ее воскрешение стало одним из последствий оттепели 1960-х, когда многие представители творческой интеллигенции стали открывать для себя древнерусскую живопись. На это время пришлась организация музейных экспедиций по разным областям страны, выявивших сотни новых памятников, остававшихся в заброшенных и закрытых церквах русской глубинки. Вслед за музейщиками и реставраторами даже самые отдаленные и недоступные уголки России посетили коллекционеры-любители, в большинстве своем москвичи – художники и реставраторы, журналисты и писатели, кинорежиссеры и искусствоведы, с поразительной верностью продолжавшие ценить искусство русской иконы. 
 
У истоков коллекционирования иконописи этого времени стоял московский живописец и график Николай Александрович Воробьёв (1922–1987) – одна из знаковых фигур поколения романтиков шестидесятых. Он считал собирательство не просто серьезным и трудным делом, но – уделом избранных, подчеркивая, что оно наполнено не только радостями открытий, но сопряжено с постоянным риском и частыми разочарованиями. Коллекционер сам должен быть автором и душой собрания, в противном случае, его состав не сможет передать эстетические вкусы и предпочтения владельцев. В отличие от многих современных коллекционеров, Николай Александрович и его сын Сергей (род. в 1949г.) никогда не прибегали к помощи экспертов или дилеров, сами искали и находили памятники, принимали решение об их приобретении, в конце концов, превратившись в тонких знатоков и ценителей иконы. Казалось, вещи сами шли к ним в руки, но очевидно, что удача сопровождалась профессиональным знаточеством и эстетическим опытом, острым глазом художника, позволявшим на месте определить значимость каждого памятника. Собиратель, по мнению С. Н. Воробьёва, должен обладать не просто мужеством, но способностью к самоотречению. Это доказывает полувековая почти аскетическая жизнь этой семьи, полностью посвятившей себя самозабвенному служению иконе. 
 
Воробьёвы чрезвычайно постоянны в строгом отборе памятников: здесь нет ни драгоценных богатых окладов, ни модных нынче произведений эпохи модерн, ни работ поставщиков двора Его Императорского Величества. Здесь находят приют лишь древние иконы XIV–XVI веков, времени блестящего расцвета русской иконописи, среди которых даже редкие примеры XVII столетия выглядят чужеродно. Главное, что отличает это собрание от всех существовавших во второй половине XX века и существующих ныне – глубокая духовная образность и высочайшее художественное качество экспонатов, каждый из которых может украсить экспозицию любого государственного музея. И в этом отношении коллекция Воробьёвых наследует и продолжает лучшие традиции отечественного собирательства иконописи как шедевров живописи, заложенные в начале XX века И. С. Остроуховым. 
 
Владельцы уделяли внимание не только иконе, но и произведениям деревянной резьбы и скульптуры: среди небольшого числа таких памятников здесь есть целый ряд интересных и высоких по уровню исполнения экспонатов. Особую гордость коллекции представляют предметы народного искусства, прежде всего, городецкие прялки, фрагменты резных наличников, пряничные доски. 
 
Памятники семейного собрания объединяет важная особенность: почти все они отреставрированы самими владельцами. Находка иконы и открытие авторской живописи – в прямом и переносном смысле слова – составляют неотделимые друг от друга стороны жизни Воробьёвых: мало обнаружить памятник, надо его сделать явным, – именно это дает полноту радости от нового обретения. Характер реставрации произведений отражает особенности творческого метода художников, неизменно стремившихся к бережному сохранению оригинала и полному выявлению авторской живописи.
 
Желание экспонировать выставку именно в залах Музея русской иконы, который с первого дня своего существования поддерживает с семейством Воробьёвых самые добрые дружеские и деловые отношения, – глубоко закономерно. Оба собрания представляют собой две совершенно разные модели коллекционирования. С одной стороны, это домашнее камерное собрание Воробьёвых, где строго отобраны лишь высокохудожественные памятники XIV–XVI веков и где владельцы делают все сами – находят вещи, их реставрируют, изучают. С другой, первая в стране открытая для широкой публики личная коллекция М. Ю. Абрамова, которая охватывает 5000 экспонатов самых разных эпох, стилей, иконографии. Здесь работает профессиональный штат сотрудников, отвечающих за приобретения, реставрацию, экспонирование, публикацию. Однако обе эти коллекции объединяет самое важное – преклонение и любовь к русской иконе, которой служат одинаково беззаветно. Два десятка очень важных для Музея русской иконы памятников поступили из дома Воробьёвых, но здесь они не теряют духовной связи со своими владельцами, составляя яркие и узнаваемые части их коллекции. Более того, именно в музее они стали общедоступны, к чему всегда так стремились отец и сын Воробьёвы. 
 
Одна из задач проводимой здесь выставки – попытка реконструировать собрание, показать не только произведения, составляющие его в настоящее время, но и находившиеся здесь когда-то, в силу разных обстоятельств, в первую очередь, необходимости обменять или приобрести новые, уступленные Воробьёвыми владельцам других коллекций. Собрать их в полном виде невозможно, но показать хотя бы часть наследия – представляется интересным и важным для восстановления облика этого домашнего музея на разных этапах его формирования. Этим объясняется участие в выставке некоторых современных владельцев этих памятников. Публикация всего собрания и первая демонстрация его на выставке, организованной в Музее русской иконы, не только редкая возможность познакомиться с выдающимися экспонатами, но и надежный залог их сохранения как важной части художественного достояния нашего Отечества”.

Прикрепленные изображения

  • Служение красоте Коллекция Воробьёвых u.jpg


#2 Трандых

Трандых

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 2 312 сообщений
  • родной язык:русский
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 205
MS67

Отправлено 01.12.2015 - 20:12:58

Этот частный музей иконы жив ещё, и хорошо жив, а вот другой музей, ранее располагавшийся за домом Морозова на Воздвиженке, загнули ведь...как раз там как будто борьбой с фальшаками занимались. 

У Абрамова же чуть не самое большое собрание не только первоклассных русских икон (купленных в Америке между прочим), но и коптской церковной утвари.Музей по организации выше любого в России. Такое не снилось ни Эрмитажу, ни Русскому, ни ГИМу. Оснащённость выше всяких похвал !



#3 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 02.12.2015 - 13:14:06

Этот частный музей иконы жив ещё, и хорошо жив, а вот другой музей, ранее располагавшийся за домом Морозова на Воздвиженке, загнули ведь...как раз там как будто борьбой с фальшаками занимались. 

У Абрамова же чуть не самое большое собрание не только первоклассных русских икон (купленных в Америке между прочим), но и коптской церковной утвари.Музей по организации выше любого в России. Такое не снилось ни Эрмитажу, ни Русскому, ни ГИМу. Оснащённость выше всяких похвал !

 

Да, музей Абрамова - просто ШИКАРНЫЙ, по уровню экспозиции, по оборудованию, по организации, и, по интереснейшим регулярным (и совершенно бесплатным) лекциям и по прочим мероприятиям.

И, до магазина "Нумизмат" - от него два шага... :)



#4 Трандых

Трандых

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 2 312 сообщений
  • родной язык:русский
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 205
MS67

Отправлено 02.12.2015 - 15:41:57

Я думаю, что в сам магазин, даже глянуть на светлый лик Иван Иваныча, многие из нас уже годами не доходили, останавливаясь потрепаться на подходе



#5 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 19.12.2015 - 16:18:36

– Самый крупный в России
частный музей восточно-
христианского искусства.

Художественный проект его основателя, Михаила Абрамова, воскрешает одну из лучших отечественных традиций русского меценатства, столетие назад послужившего началом собирания, изучения и знаточества русской иконы. Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого был подтвержден включением его в международную организацию ICOM (Международный совет музеев, имеющий высший консультативный статус категории "А" в ЮНЕСКО и в Экономическом и социальном совете ООН). В Музее ежедневно проводятся бесплатные обзорные и тематические экскурсии для всех желающих, постоянно работают научные консультанты, действует лекторий, проходят концерты и презентации. Мы неизменно рады видеть в стенах нашего Музея всех посетителей, любящих и ценящих русскую культуру.

 

Более

4500 экспонатов.

 

Более 900 икон.

 

(с) С сайта музея.


Сообщение отредактировал Византиец.: 19.12.2015 - 16:19:02


#6 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 19.12.2015 - 16:20:39

С 18 декабря 2015 г., в Музее русской иконы начинается уникальная выставка одной иконы, чудом найденной, выкупленной, возвращённой в Россию, и бесплатно переданной Михаилом Абрамовым в Устюжну Вологодскую, туда, откуда она и была похищена какими-то ужасными людьми, в «лихие девяностые.

Выставка – продлится совсем недолго. Всего лишь до 31 декабря 2015г.

Обязательно постараюсь найти время за эти 2 недели – выбраться в музей, и посмотреть на эту икону.

 

Анонс выставки, с сайта музея:

Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова.

Выставка организована Музеем русской иконы совместно с Правительством Вологодской области, Администрацией Устюженского муниципального района, Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Устюженский краеведческий музей» и посвящена демонстрации лишь одного шедевра – иконы Святой Троицы, созданной в 1690 году знаменитым царским изографом Оружейной палаты Кириллом Ивановым Улановым (ок. 1660 – 1731) для церкви Петра и Павла в Устюжне. Столь щедрый вклад принадлежал уроженцу Устюжны – протопопу кремлевского Благовещенского собора Меркурию Гавриловичу, незадолго до этого назначенному духовником юных царей Иоанна и Петра Алексеевичей. 

Это одна из самых ранних икон письма Кирилла Уланова, которых, несмотря на большое число дошедших до нас подписных работ мастера, почти не сохранилось. Образ Святой Троицы выделяется не только высочайшим мастерством исполнения и ярким иконографическим замыслом, но и прекрасной сохранностью живописи. Новая эстетика «живоподобного» письма, торжественная монументальность и другие программные основы искусства Оружейной палаты сочетаются здесь с яркой декоративностью и душевным равновесием, лиричностью открытых и миловидных ликов. 
 

Демонстрация памятника стала возможной лишь в силу счастливой случайности. В 1994 году икона была похищена в числе нескольких уникальных местных образов XVI–XVII веков, составлявших главное художественное богатство Устюженского краеведческого музея. Контрабандным путем все они были вывезены за границу и распроданы в частные собрания. Обнаруженная у немецкого гражданина Вернера Бунгерта икона Святой Троицы была выкуплена основателем Музея русской иконы Михаилом Абрамовым и возвращена в Россию. В 2012 году она была безвозмездно передана законному владельцу – Устюженскому краеведческому музею.
 

Выставка этого шедевра – не только первая возможность познакомиться с одним из лучших творений великого мастера Оружейной палаты, но и особый акт торжества справедливости по отношению к основателю и сотрудникам нашей организации, благодаря которым икона снова оказалась в России. Возвращение в Устюженский краеведческий музей утраченного памятника – одно из проявлений широкомасштабной деятельности Музея русской иконы по поиску и возвращению в Россию произведений древнерусского искусства, в разное время оказавшихся за рубежом. Немаловажная сторона проекта – демонстрация результатов государственно-частного партнерства в области изучения и сохранения культурного наследия России. Мы глубоко уверены, что наш почин станет примером такого содружества, без которого нам не сохранить национальное художественное наследие. (с)

Прикрепленные изображения

  • 1217 2015 Ulanov.jpg


#7 Трандых

Трандых

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 2 312 сообщений
  • родной язык:русский
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 205
MS67

Отправлено 19.12.2015 - 20:10:06

Я удивляюсь тому, что немцы, протестанты в своём большинстве, большие любители русских икон



#8 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 20.12.2015 - 09:34:14

По последним информационным сводкам,

выставка одной иконы:

"Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова" - продлена до 10 марта 2016 года.

 

И правда, как они первоначально написали - до 31 декабря 2015 г. - это, как-то, уж очень мало...



#9 Paolina

Paolina

    аспирант

  • Коллекционер
  • 351 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва
Репутация: 59
MS62

Отправлено 20.12.2015 - 13:49:32

По последним информационным сводкам,

выставка одной иконы:

"Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова" - продлена до 10 марта 2016 года.

 

И правда, как они первоначально написали - до 31 декабря 2015 г. - это, как-то, уж очень мало...

Благодарю.



#10 Pipper

Pipper

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 1 846 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Первопрестольная
Репутация: 124
MS65

Отправлено 20.12.2015 - 13:57:19

Спасибо.

#11 Paolina

Paolina

    аспирант

  • Коллекционер
  • 351 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва
Репутация: 59
MS62

Отправлено 25.01.2016 - 00:28:56

5 часов в музее - "на одном дыхании"!



#12 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 08.10.2016 - 10:24:41

Экспозиция «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьёвых» - продлена до 22 ноября 2016г. И каталог к ней издали – монументальный, красивый, и на высочайшем полиграфическом уровне, каталог можно просто полистать, он на стойке прикреплён, в зале на 2-м этаже, перед самой выставкой.

 

 

Прикрепленные изображения

  • Служение красоте Каталог.jpg


#13 Византиец.

Византиец.

    доктор наук

  • Коллекционер
  • 3 142 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 211
PROOF

Отправлено 11.10.2016 - 22:58:04

А в этом замечательном музее, ещё и лекции бывают, почти каждую неделю. И, как и экскурсии – лекции абсолютно бесплатные – вот, например, ближайшая: «Победоносно явися днесь знамение Креста»

14 октября 2016г.

 

Лекция О. А. Лисициной посвящена христианскому празднику «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня». В ходе лекции будут рассмотрены исторические события и литературные источники, послужившие основой для установления праздника, а также их интерпретация выдающимися богословами. Основной акцент будет сделан на формировании иконографического канона, его развитии во времени и его связи с художественными традициями разных эпох.

Начало в 19.00. Вход свободный.

Прикрепленные изображения

  • 10 11 16 Лекция u.jpg
  • Лекция Ольги об ангелах.jpg



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей