Перейти к содержимому


Фотография

Корабль-черепаха: факты и легенды


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 2

#1 Saratovmint

Saratovmint

    новорожденный

  • Новичок
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Саратов
Репутация: 1
середняк

Отправлено 16.02.2007 - 17:58:55

3.jpg
На монете Южной Кореи 5 вон, выпускающейся с 1966 г., изображен кобуксон – судно-черепаха. Этот военный корабль прославился во время войны Кореи с Японией в 1592-1598 г.г. Кобуксон знаменит еще тем, что считается первым в мире броненосцем. Можно найти такие сведения, что корабль был изобретен талантливым адмиралом Ли Сун Сином, который, кстати, изображен на монете 100 вон, выпускающейся с 1970 г. Попробуем внимательно подойти к истории этого корабля, отделив факты от вымыслов.

Первое упоминание о кобуксоне обнаруживается гораздо раньше японского вторжения конца 16 века. В Анналах династии Чосон записано, что 5 февраля 1413 г. император Тэджон, проплывая мимо острова Имджин, наблюдал битву между кобуксоном и моделью японского военного корабля. Вскоре эти первые корабли перестали использоваться ввиду долгого периода мира в Корее.
5.jpg
Ли Сун Син начал разработку нового типа кобуксона, как только он был назначен командиром военно-морской базы провинции Чолла в 1591 г. Тогда уже было известно о готовящемся японском вторжении. Согласно дневника самого адмирала, строительство кобуксонов проходило спешными темпами в 1592 г. «Черепахи» были готовы и проверены всего за несколько дней до вторжения. Точное количество построенных кобуксонов неизвестно. По мнению историков оно было в пределах 3-5.

Кобуксон показал себя в деле через два месяца после начала войны в бою у бухты Данхпо. В этом бою Ли Сун Син проявил свой талант флотоводца и одержал победу, уничтожив 30 японских кораблей.

В своем докладе императору Ли Сун Син писал следующее: «Я уже давно беспокоился о возможности вооруженного нападения на нас со стороны островных разбойников и уделил особое внимание созданию корабля «Кобуксон». Носовая часть корабля «Кобуксон» представляет собой голову дракона, из пасти которого выглядывают жерла пушек. Вся палуба корабля усеяна бесчисленным количеством острых железных шипов. В то время как команда корабля, находясь внутри него, имеет возможность хорошо видеть все, что происходит снаружи, извне же нельзя увидеть того, что происходит внутри корабля. Таким образом, «Кобуксон» имеет возможность вклиняться в самую гущу вражеских кораблей, обстреливая их из пушек. Я совместно с моими полководцами ворвался на «Кобуксоне» в самую гущу неприятельских кораблей и эффективно обстреливал их из пушек «Чен», «Ди», «Хен» и «Хван» (порядковые номера пушек).

Ни в этом рапорте, ни в других документах Ли Сун Сина не упоминается металлическая броня. О толстых металлических плитах не может быть и речи. Их изготовление было не под силу средневековой Корее. Да и деревянный корабль не смог бы выдержать их веса.

Может быть использовалась тонкая жесть? В японских исторических записях того времени о морских боях написано следующее: «Некоторые вражеские корабли были бронированы. Наши орудия были бессильны сделать что-либо против них...» По мнению большинства современных историков эти сведения не заслуживают большого доверия.

Практически в любом описании сражения в средневековье, да и в любое другое время было принято увеличивать или уменьшать число своих сторонников и противников, возвеличивать одних и принижать других в зависимости от требований политического момента. И небезызвестная "броня" может оказаться как неточностью перевода, так и выдуманным самооправданием поражения японцев. Причем не на голом месте. Защита от абордажа в виде железных шипов - уже хороший повод для того, чтобы в летописи "забронировать" весь корабль.

В чем была сила кобуксона?

Во-первых, корабль был сферически покрыт толстым деревянными плитами, из которых торчали мечи и копья, закамуфлированные травой. Острые «шипы» (мечи и копья) не дают десанту высадиться на судно для абордажного боя. Стрелки также мешают высадке абордажной команды. В то время японская армия была очень сильна в рукопашном бою. Такая же тактика применялась и в морском бою: японские воины запрыгивали на палубу корабля и начинали смертельную схватку. Более того, оказаться первым на вражеском корабле было великой честью. Но в случае с кобуксоном почетный прыжок означал немедленную смерть.

Во-вторых, корабль по обоим бортам имел 11 пушек, плюс по одной спереди и сзади. Пушки могли уничтожать корабли или, что еще более эффективно, живую силу противника на расстоянии (есть упоминания, что пушки кобуксонов стреляли «железными кусками», т.е. картечью). Крыша из толстого дерева укрывала своих стрелков и артиллеристов от лучников и мушкетеров японцев. У японских кораблей палубной артиллерии не было.

В-третьих, корабль-черепаха был довольно скоростным. Он имел две мачты и два паруса. Кроме них, существовала возможность приводить корабль в движение при помощи весел. Удачная конструкция повышала маневренность - кобуксон мог развернуться практически на месте.

Не стоит так же забывать, что Ли Сун Син был действительно талантливый адмирал. Он умел пользоваться преимуществами местности. Так в одной из битв он загнал японцев в узкий пролив. Он умело применял передовую тактику морских сражений, например маневр «журавлиное крыло», который он сам придумал.
4.jpg
Реконструированный кобуксон можно увидеть как в Южной, так и в Северной Корее. Только надо отметить, что для реконструкции используются данные о корабле-черепахе, построенном при императоре Чонджо (1776-1800), а не об оригинальном корабле Ли Сун Сина.


Литература:

Ли Чен Вон, Имдинская отечественная война 1592–98 гг. Пхеньян, 1953.


Сообщение отредактировал Лика-33: 26.09.2015 - 05:53:38
б/с

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#2 WhiteKorean

WhiteKorean

    старший преподаватель

  • Коллекционер
  • 1 263 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск
Репутация: 85
MS63

Отправлено 17.02.2007 - 16:59:36

я бы добавил, что кобуксон появился на монетах современной Южной Кореи несколько ранее 50 хван, монета чеканилась в 1959 и 1961 годах после денежной реформы некоторое время имела хождение наряду с монетами образца 1966 года

Прикрепленные изображения

  • 50______4294.jpg

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#3 Saratovmint

Saratovmint

    новорожденный

  • Новичок
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Саратов
Репутация: 1
середняк

Отправлено 17.02.2007 - 20:22:54

Правильное замечание. Я так увлекся информацией про сам кобуксон, что забыл упомянуть про 50 хван.
89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей