Перейти к содержимому


Фотография

Ошибкам - чемпион! О варшавских полтинах 1846 года.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 15

#1 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 04.10.2014 - 22:32:45

ошибкам – чемпион!   О лоте 624 аукциона Sincona #19 – полтине 1846 MW с ошибкой «чистато».   Когда заходит речь об ошибках в надписях на российских монетах, мне в первую очередь всегда приходят на ум полтины 1846 года Варшавского монетного двора. Почему именно они? – российских монет с «кривой» орфографией великое множество буквально на всём временном промежутке их регулярной чеканки – от Петра Великого до заката Советского Союза, причём в некоторых случаях в одном году попадаются по две-три разных ошибки, а в других – чуть ли не весь тираж чеканен «неграмотными» штемпелями.... Наверное, потому, что в данном случае есть и то, и другое: почти весь тираж варшавских полтин этого года имеет ошибки в надписях на аверсе или на реверсе, а часто и на обеих сторонах сразу, а общее число вариантов ошибок абсолютно рекордное для всего периода чеканки – на сегодняшний день мне их известно не менее тринадцати!   Первое известное мне описание ошибки на полтинах 1846 года варшавской чеканки (ИОЛТИНА) появилось ещё в торговом каталоге Василия Петрова 1900 года, где она оценивалась в семь рублей тогда как обычная полтина этого года ценилась всего лишь в один рубль. В каталоге русских монет 1801 – 1904 годов Хр. Хр. Гиля и А. А. Ильина описано уже шесть вариантов ошибочных полтин 1846 MW. Это количество «продержалось» в каталогах до выхода в марте 2007 года моего исследования «Российские серебряные монеты 1832 – 1858 годов. Систематизация и описание разновидностей», в котором было представлено уже десять вариантов этой полтины, в том числе девять – с ошибками. Но и это, как показала практика, не является пределом – усилиями энтузиастов обнаружены новые варианты, количество которых на сегодняшний день составляет четырнадцать, из которых только один, причём довольно-таки редкий, имеет все надписи, соответствующие орфографическим нормам. Описание вариантов приведено в таблице:   Большинство ошибок, встречающихся на варшавских полтинах 1846 года, вполне типично для монет этого периода, и встречается на серебряных рублях и полтинах обоих монетных дворов в разные годы, но некоторые заслуживают особого внимания.   В первую очередь бросается в глаза, что большинство полтин 1846 MW имеют на реверсе одну и ту же ошибку – «МОНЕТД», в другие годы не встречающуюся вовсе. По-видимому, это объясняется наличием ошибки на первичном маточнике реверса, сделанной малограмотным или неаккуратным гравёром и перенесённую практически на все рабочие штемпеля. В некоторых случаях эта ошибка довольно грубо исправлялась догравировкой горизонтальной гасты буквы «А», но подавляющая часть тиража вышла в обращение в первоначально-ошибочном виде. Это один из немногих в отечественной нумизматике случаев ошибочной орфографии на значительной части тиража вышедшей в обращение монеты. (Два других случая – это денга 1717 года с «ИЕТР» вместо «ПЕТР» в круговой надписи и… олимпийский рубль 1978 года с Московским Кремлём с ошибкой на циферблате часов Спасской башни – «VI» вместо «IV» и «VII», причём с такой ошибкой выпущено более 90% семимиллионного тиража этой памятной монеты).   Также очень интересным видится вариант под номером «12». Это единственный известный мне случай, когда первоначальная орфографическая ошибка на штемпеле («ЗОЛОТИИКА» – вариант «11») исправлена на другой ошибочный вариант – «ЗОЛОТИНКА», что, вероятно, объясняется низкой квалификацией гравёра, исправившего не ту букву, которую было нужно. Впрочем, сами полтины 1846 MW более, чем категорично подтверждают эту версию. Замечу, что на варшавских рублях 1846 года ошибки вообще не встречаются – по-видимому, их штемпеля изготовлены другим, более грамотным или более аккуратным мастером.   Но самой интересной, на мой взгляд, является полтина с ошибкой «ЧИСТАТО» вместо «ЧИСТАГО» в круговой надписи на аверсе (вариант «14»). Вероятнее всего, эта ошибка появилась в результате неправильного нанесения элемента буквы «Г», отсутствующей в латинском алфавите (напомню, что монета чеканена на Варшавском монетном дворе и родным языком гравёра, по-видимому, был польский, в котором используется латиница) всё тем же незадачливым ремесленником, выбившим на штемпеле более привычную букву «Т». Это тем более вероятно, что по многочисленным признакам можно заметить, что многие буквы, – в частности «А», «И», «Н», «П», «Г», «Т» – набивались не одним пуансоном, а формировались «составными» из отдельных элементов-гаст. Интересна эта полтина и тем, что на настоящий момент мне известно всего два экземпляра этой монеты, один из которых, изрядно потёртый, был обнаружен мной в 2006 году и послужил основанием для включения этого варианта в каталог, а второй, превосходного состояния, представлен на предстоящем через несколько дней аукционе «Sincona» #19 – лот 624. Я надеюсь, что эта монета станет настоящим украшением коллекции её нового владельца, который определится 14 октября 2014 года.   В заключение можно добавить, что находки новых вариантов полтин 1846 MW не являются невероятными. Удачи в поисках!    Ярослав Адрианов. Суббота, 4 октября 2014 г. numizmatsssr@rambler.ru n. b. Автор благодарен Валентину Сариеву (г. Одесса) за предоставленное фото. n. b. 2. При подготовке этой статьи автору не удалось найти изображения вариантов 1 и 8 достаточного для публикации качества. Автор будет благодарен за фото на адрес: numizmatsssr@rambler.ru

Прикрепленные изображения

  • Денга 1717 ИЕТР.jpg
  • Рубль 1978 с ошибкой.jpg
  • ТАБЛИЦА разновидностей.jpg
  • 2 Полтина 1846 MW МОНЕТД.jpg
  • 3 Полтина 1846 MW МОНЕТД IIОЛТИНА+.jpg
  • 4 Полтина 1846 MW МОНЕТД ПОЛТИНА из IIОЛТИНА+.jpg
  • 5 Полтина 1846 MW МОНЕТД ИОЛТИНА Синкона 12 644+.jpg
  • 6 ПОЛТИНА 1846 MW МОНЕТА ПОЛТИIIА+.jpg
  • 7 ПОЛТИНА 1846 MW  ПОЛТИIIА - от Сариева+.jpg
  • 9 Полтина 1846 MW МОНЕТА 1-2 без черты ДОЛЕИ+.jpg

Сообщение отредактировал cyTyr33u: 05.10.2014 - 10:09:02
п.4.8

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#2 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 04.10.2014 - 22:37:31

:toy:

Прикрепленные изображения

  • 10 Полтина 1846 MW МОНЕТД 1-2 без черты ДОЛЕИ+.jpg
  • 11 Полтина 1846 MW ЗОЛОТИИКА МОНЕТД IIОЛТИНА+.jpg
  • 12 Полтина 1846 MW ЗОЛОТИИКА-ЗОЛОТИНКА+.jpg
  • 13 Полтина 1846 MW ЗОЛОТННКА+.jpg
  • 14 Полтина 1846 MW ЧИСТАТО моя+.jpg
  • 14 Полтина 1846 MW ЧИСТАТО СИНКОНА+.jpg

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#3 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 04.10.2014 - 22:39:34

Автор благодарен Григорию Балашову за уточнение.


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#4 shiraliv

shiraliv

    классик

  • Модератор ЦФН СССР
  • 2 534 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 163
PROOF

Отправлено 05.10.2014 - 14:50:04

ошибкам – чемпион!   ...и… олимпийский рубль 1978 года с Московским Кремлём с ошибкой на циферблате часов Спасской башни – «VI» вместо «IV» и «VII», причём с такой ошибкой выпущено более 90% семимиллионного тиража этой памятной монеты).

...  

 

Ярослав!

Если не секрет, то откуда взята информация о том, что более 90% тиража составляет КРЕМЛЬ с ошибкой?


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#5 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 05.10.2014 - 14:59:35

Ярослав!

Если не секрет, то откуда взята информация о том, что более 90% тиража составляет КРЕМЛЬ с ошибкой?

Из личного опыта. Скорее даже - значительно более 90%


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#6 GriNya

GriNya

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 2 190 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 652
PROOF

Отправлено 05.10.2014 - 16:32:59

Ярослав, я все-таки еще раз уточню:

 

1) № 2 в вашей таблице, кмк, все же правильнее описать, как:

 

Аверс: без ошибок. Реверс: «МОНЕТЛ»

 

А не как "МОНЕТА", поскольку очевидна разница между "А" и "Л" "подчеркнутыми".

И та и другая зачастую описываются, как "Д" - хотя, очевидно, это 2 разных, но "подчеркнутых" буквы: "А" и "Л" (вероятно, тоже "А", но с непрочеканенной вследствие износа штемпеля перекладиной).

 

И ошибка "МОНЕТЛ" уже описана, как "Л" в каталогах:

- Северин №3504 (-)
- Джулиан №793
- «Базовый каталог» Семенова №118/8400 (R1)

 

2) № 13 в вашей таблице правильнее описать, как:

 

Аверс: «ЗОЛОТННКА» исправлено на «ЗОЛОТНИКА». Реверс: без ошибок.

 

Именно так она описана в «Базовом каталоге» Семенова №118/7900 (R1).
В остальных источниках (напр., у Ильина) описана как «ЗОЛОТННКА» (без указания на исправление).

Вы написали: "Других, видимо, нет" - наверное, это так.

 

3) Также упомяну все-таки монету с МИМа 85 лот 287 (25.01.2014).

Описание с аукциона: «Полтина 1846 года, MW. Лиц. ст.: ошибка «ДОАЕЙ». Об. ст.: «МОНЕТД/IIОЛТИНА». Серебро, 10,25 г. Сохранность очень хорошая. ГМ# 31.10. Severin# 3497. Уздеников# 1643. Биткин# 437. 1 рубль по Петрову.»

 

Т.е.:

Аверс: «ДОАЕЙ».  Реверс: «МОНЕТА» (т.к., на самом деле, там "А" подчеркнутая) и «IIОЛТИНА»

 

[color=rgb(34,34,34);font-family:Arial, 'sans-serif';font-size:10.5pt;]К сожалению, на фото с аукциона из интернета ошибку «ДОАЕЙ» не видно.
На просмотре перед этим аукционом я был, монету видел, на монету ставил (но не выиграл) – точно про «ДОАЕЙ» сейчас не помню, но (раз я ставил), наверное, она там таки была… к сожалению, печатного каталога у себя пока не нашел.
Думаю, можно попросить МИМ предоставить более качественное фото.[/color]


Сообщение отредактировал GriNya: 05.10.2014 - 16:33:31

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#7 GriNya

GriNya

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 2 190 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 652
PROOF

Отправлено 05.10.2014 - 16:39:14

GriNya сказал(а) 05 Окт 2014 - 17:32:GriNya сказал(а) 05 Окт 2014 - 17:32:

[color=rgb(34,34,34);font-family:Arial, 'sans-serif';font-size:10.5pt;]К сожалению, на фото с аукциона из интернета ошибку «ДОАЕЙ» не видно.[/color]

Вот это фото:

3.jpg

 

([color=rgb(34,34,34);font-family:Arial, 'sans-serif';font-size:10.5pt;]возможно, это был бы вариант № 15 - если МИМ не ошибся при описании).[/color]


Сообщение отредактировал GriNya: 05.10.2014 - 16:40:16

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#8 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 05.10.2014 - 16:40:15

ДОАЕЙ я тоже не разглядел - фото очень слабое.

 

ЗОЛОТННИКА - уже поправил для публикации в "ПК"

 

МОНЕТА и МОНЕТЛ - разделять не хочу, ибо тогда придётся углубляться самые дебри, т.к. эти позиции не имеют строго-постоянного начертания.


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#9 shiraliv

shiraliv

    классик

  • Модератор ЦФН СССР
  • 2 534 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 163
PROOF

Отправлено 05.10.2014 - 18:03:24

90% комментировать не будем

а из моего личного опыта 5 копеек 1990м осенью 1990го встречались чаще простых. на сотню-95. значит редкая без буквы.

(статистика по разменным автоматам при входе на таганку-радиальную)

А я все-таки прокомментирую 90%.

Ярослав! 

Твой личный опыт в данном случае тебя подставил по-крупному. Ты бы хоть проверил статистику, прежде чем писать такую чушь.

Вот простой пример. На последних 16-ти Курносах. включая тот, который сейчас открыт, КРЕМЛЬ выставлялся в общей сложности 50 раз: 35 раз монеты из обращения, 8 раз АЦ(у) в упаковках и 3 раза ПРУФ. Можешь проверить, архивы этих торгов сейчас доступны для просмотра.

Охотно верю, что на монеты улучшенного качества ты внимания не обращаешь, поэтому я исключил из списка монеты АЦ(у) и ПРУФ. А из 35 оставшихся монеты без ошибки выставлялись 11 раз, а с ошибкой - 24 раза. То есть соотношение примерно 1 к 2. 

Уже давно среди коллекционеров бытует мнение, что монет с ошибкой больше, но их количество составляют примерно две трети от общего числа (67%), а монет без ошибки, соответственно, одна треть (33%), что и подтверждает приведенная мною статистика.последних продаж на Курносе. А если брать во внимание еще и АЦ-шки, в коих подавляющее большинство монет без ошибки, соотношение вообще будет "фифти - фифти".

Так что негоже обманывать своих читателей. Я понимаю, что подавляющее большинство твоих почитателей тебе  безоговорочно доверяет. Но вот пользоваться их доверием нужно так, чтобы "комар носу не подточил". Разве не так?


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#10 shiraliv

shiraliv

    классик

  • Модератор ЦФН СССР
  • 2 534 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 1 163
PROOF

Отправлено 05.10.2014 - 18:35:57

...

Эта тема про варшавские полтины 1846 года - ты не заметил?

Заметил. Но ты же сам в статье про варшавские полтины зачем-то написал про КРЕМЛЬ с ошибкой. Так что, не обессудь, мои "занудства" в этой теме не флуд, а обсуждение твоей же статьи...


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#11 нахалёнок

нахалёнок

    Волею Митры Светоносного, чьи пастбища обильны, местный Пастырь

  • Любимый Вождь ЦФН СССР
  • 27 592 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Имя, отчество:Михаил Геннадьевич
  • Номер карты:5469-3509
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 2 972
Prf70

Отправлено 05.10.2014 - 18:36:29

по кремлю продолжение тут

http://coins.su/foru...howtopic=141284


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#12 UNC12121

UNC12121

    ведущий научный сотрудник

  • Коллекционер
  • 839 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Омск
Репутация: 55
MS62

Отправлено 05.10.2014 - 20:06:35

И на наших дворах грешили ошибками.. где-то видел еще "поАтина"-фото не сохранил

Прикрепленные изображения

  • 1412528471.jpg
  • 1412528482.jpg

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#13 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 05.10.2014 - 20:23:36

И на наших дворах грешили ошибками.. где-то видел еще "поАтина"-фото не сохранил

Полно. Только у меня в коллекции больше двух десятков подобных ошибок. ПоАтин известно три: 1815, 1819 (довольно часто встречается) и 1855. У Юсупова описана 1818, но её никто не видел пока.


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#14 Jaroslaff

Jaroslaff

    красный классик * * * Юзер 2012 года

  • Коллекционер
  • 22 407 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
Репутация: 3 508
Prf70

Отправлено 06.10.2014 - 05:59:08

Полно. Только у меня в коллекции больше двух десятков подобных ошибок. ПоАтин известно три: 1815, 1819 (довольно часто встречается) и 1855. У Юсупова описана 1818, но её никто не видел пока.

:toy:

Прикрепленные изображения

  • ПОАТИНЫ.jpg

89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#15 ФЕДОРИН

ФЕДОРИН

    классик, Юзер года-2013

  • Модератор ЦФН СССР
  • 5 490 сообщений
  • я прочёл и понял Устав:да
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва
Репутация: 2 089
Prf69

Отправлено 06.10.2014 - 09:35:17

Думается автор также мог бы поблагодарить и Х. Гиля с А. Ильиным.


89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191

#16 водолей

водолей

    кандидат наук

  • Коллекционер
  • 1 846 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ростов-на-Дону
Репутация: 950
PROOF

Отправлено 06.10.2014 - 22:05:34

Есть еще такая болезнь - ЯЗВА называется... С уважением, водолей
89,177,178,180,181,48,198,214,245,182,183,184,185,186,4,30,131,163,190,164,246,248,249,250,251,252,28,156,165,199,202,92,62,61,132,96,213,144,154,102,65,159,66,93,203,242,72,74,76,145,77,81,161,94,207,123,73,103,108,109,130,148,191


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей